Рецензия на роман «Присвоенная» Марины Багировой и Нины Бархат




 

Завязка напоминает ситуацию сексуальных домогательств в детстве. Чисто по логике, мне кажется, вампир мог бы вести себя незаметнее, ведь – как позже выяснится – в его задачу входило всего-то продегустировать кровь на предмет химического состава. Но, допустим, наш вампир – немного извращенец, получающий удовольствие от издевательств над девочкой и её семьёй. А почему бы и нет? Нас же предупредили ещё в аннотации, что принц будет не то чтобы прекрасный?

Серия психологических зарисовок. Основная идея: связь с властным мужчиной причиняет боль. Вообще слайд-шоу разнообразных эмоциональных состояний героини – главное достоинство романа, по крайней мере – насколько я поняла – в глазах поклонников.

Проблема в том, что – как ещё позже выяснится – кровь вот именно этой конкретной девахи была вот именно для этого семейства вампиров бесценна, потому что из-за пресловутого химического состава служила лекарством для тяжело больной сестры героя. И вампиры знали об этом с самого начала. По-моему, при таких раскладах им логичнее было бы поберечь объект, в идеале – вообще изолировать, по крайней мере после того, как «девочка созрела». Вместо этого Кристоф вовсю даёт волю своему скверному нраву, гоняя сосуд с чудодейственной кровью как служанку, и остальные члены семьи это позволяют. Ладно, допустим, вампиры так привыкли издеваться над людьми, что даже из соображений собственной выгоды не могут остановиться.

Между делом, вопрос: зачем вообще вампирам заключать со смертными какие-то мефистофельские сделки, если они могут просто прийти куда угодно и взять всё, что хотят? Ладно, махнём на эту неувязку рукой и предположим, что вампиры просто ждали, пока химический состав созреет в естественных условиях.

(И снова, ядрёна вошь, химический состав! Забегая вперёд, скажу, что в этом романе он как отмычка: открывает любую дверь, в том числе финальную. Вот когда можно с полным правом заявить: любовь – это химия!)

Вампир начинает тайком лапать деваху. По логике, он мог бы делать это и в открытую. Но, предположим, тут им движет не привычный садизм, а робкое первое чувство. (Химическая реакция пошла).

Моё следующее недоумение – воистину внезапно! вспыхнувшая дружба между героиней и Мойрой. (По-моему, у некоторых героев романа странные имена, но аллах с ними). Вроде Мойра позиционировалась как «монстр» (по отношению к другим слугам), а тут вдруг растаяла. Параллельно и запуганная, отчаявшаяся героиня стихийно разражается жалостью в адрес, в общем-то, паразита. По-моему, было бы убедительнее, если бы эти процессы прошли хотя бы постепенно, а не в пять сек. Ну да ладно.

Кстати, здесь мы снова встречаем популярный в фантастике архетип девочки с древней душой. Даже не знаю, кто его первым открыл. Клодия в «Интервью с вампиром», Николаос в «Запретном плоде», ещё мне вспоминается Алия в «Дюне». Ну а тут, стало быть, Мойра.

Едем дальше. Переложенный на тему вампиризма любовный треугольник: героиня, плохой парень, хороший парень. Слайд-шоу. Основная идея: страдания учат женщину ценить в мужчине доброту.

И снова химия! Ибо третья вершина треугольника – весьма в духе романа, фармацевт – дарит героине антидухи – средство, убивающее запах.

Отвлекусь на замечание, что идея обострённого вампирского обоняния всегда казалась мне диковатой. Во многих романах главный вампир оказывается покорён каким-то необыкновенно приятным запахом героини. Может быть, я недостаточно романтична, но по-моему, человеческое тело – источник не самых приятных запахов, даже если речь идёт о здоровой и хорошо вымытой девице. ОК, проехали, больше скорость – меньше ям.

С помощью антидухов героине удаётся на время скрыться. Слайд-шоу. Основная идея: одиночество помогает найти опору в себе.

Разыскав беглянку, вампир встречает более уверенное сопротивление и склоняет к сожительству на более выгодных условиях.

 

Вторая серия. Аленький цветочек. (Ведь подходящее название для вампирской истории?..) Изнурённый любовью вампир уступает всё чаще и нравится героине всё больше.

Мимоходом отмечу (что вижу – то пою): по-моему, со стороны вампиров непрактично напропалую убивать слуг. Всё-таки квалифицированную прислугу, приноровившуюся к дому, найти труднее, чем просто кого-нибудь на перекусить. И хороших оперных певцов, по-моему, тоже не так много, чтобы закусывать ими после каждого представления, да ещё так, чтобы их не хватилась полиция. Мне кажется, было бы больше похоже на правду, если бы вампирская семья держала кого-то вроде крепостных музыкантов прямо в поместье, а не каталась по театрам. Конечно, эти люди были бы запуганы, как и остальная прислуга, но всё же без такой оголтелой текучки кадров.

Хрестоматийная сцена с тигром. Похожая (с волком) есть в «Дракуле» Копполы. А точь-в-точь такая же есть в фильме «Красный дракон», где Рэйф Файнс играет маньяка, влюбившегося в слепую девушку и пытающегося (безуспешно) перевоспитаться. Кстати, как Рэйф Файнс смотрелся бы в образе Кристофа? Я неравнодушна к этому актёру из-за роли Хитклиффа в моей любимой версии «Грозового перевала». Одна из любопытных особенностей романа в том, что нет описания внешности героев, хотя этот принцип выдержан не то чтобы до пустого места: всё же где-то мелькают, применительно к вампиру, высокий рост, зелёные глаза и тёмные волосы.

Ещё один прикольный момент: в тексте ни разу не встречается слово «вампир» (и его синонимы). Тут авторы выдержали характер до конца. Политкорректно!

Кульминация противоречивых эмоций ожидаемо приходится на инфернальный бал, тут же тебе и «дикая охота», и поединки, и примирение, и любовь.

Слайд-шоу. Довольно ярко прописанные вопросы счастья, свободы и доверия. Основная идея: с приручённым хищником интересно.

И снова, не сразу очевидная, химия. Конкурирующий вампир сначала подкинул героине одежду со своим запахом, чтобы вызвать ревность Кристофа, а потом похитил её, прикрывшись уже упомянутыми антидухами. Как бы так невзначай авторы упоминают, что Адамас её к тому же изнасиловал, но вместе с героиней сразу об этом забывают. Подумаешь! Единственная проблема: любящий Кристоф сомневается, что это было изнасилование, а не добровольная измена. (Получается, если бы он точно знал, что Диана не получила удовольствие, его бы всё устроило?) А так – жена цезаря должна быть выше подозрений, и Кристоф наказывает подозреваемую побоями. Единственное, что при этом расстраивает героиню, ­– его недоверие.

Я так и не поняла, был ли причастен к похищению Кайл. По-моему, авторы сами в этом до конца не разобрались. В двух местах романа они намекают, что был, а в остальных местах про это забывают. Хотя если был, это в корне меняет ситуацию. На что он рассчитывал, когда с риском для жизни и здоровья возлюбленной втянул её в разборку между двух моральных уродов?

Вообще в романе встречаются неувязки, похоже, произошедшие оттого, что разные куски истории писались на разных стадиях вызревания замысла и потом при объединении в целое не были должным редактированием притёрты между собой. Особенно это относится к дневнику Кристофа в финале. Как бы невзначай выясняется, что и он тоже насиловал героиню ещё в бытность её служанкой, предварительно погрузив в транс. Во-первых, ничего себе поправочка, а во-вторых, к утру-то она из транса выходила, и что, к ней ни разу даже подозрение не закралось, что её всю ночь – как бы это сказать – использовали? Как это можно не заметить чисто физически?

Ещё оказывается, что Кристоф и Адамас ажно были друзьями до фокуса с девушкой, а в самом начале Адамас даже не упомянут: сказано, что дурачить девушку Кристоф велел кому-то из слуг.

Ну и вопрос о причастности Кайла к похищению.

 

Третья серия.

С помощью Мойры Кайл выцарапал Диану и увёз в убежище.

Дальше не то чтобы химия, скорее физика. Выясняется, что Кайл охотник и может парализовать вампира прикосновением руки.

Слайд-шоу. Вопросы счастья, свободы и доверия, но теперь уже в другом контексте (с другим мужиком). Основная идея: с демократичным мужем спокойно.

Разыскав беглянку, вампир встречает ещё более уверенное сопротивление и начинает склонять к сожительству на ещё более выгодных условиях: собирается её обратить.

Химия. Оказывается, вампиризм – это особый химический препарат, вирус. Вообще говоря, этот существенный штрих мог бы в корне изменить ход истории и весь облик человеческой цивилизации. Но предположим вместе с авторами, что это был такой тайный-тайный препарат, о котором никто-никто веками не знал и даже не догадывался.

Выясняется, что из-за химического состава крови обращение для героини невозможно.

После разборки героиня уговаривает Кайла оставить Кристофу жизнь, но выбирает Кайла.

Слайд-шоу. Основная идея: смертельная опасность заставляет ценить жизнь, любовь и простые радости.

Я не специально это повторяю, но… химия. Нет, даже так: ХИМИЯ!!! В финале происходит самая химическая химия из всех, что есть в романе. Потому что наконец выясняется: героиня – тоже не человек! Если точнее: неизвестно кто. Ни наука, ни даже мистическая литература нужного слова ещё не придумали. Суть в том, что Диана не стареет. Вот и всё. Даже не знаю, как прокомментировать.

Кайл в своём демократизме доходит до того, что незаметно для Дианы кончает жизнь самоубийством, дабы не обременять её собой на старости лет. (В этом месте представления авторов об истинной любви меня удивили).

После смерти Кайла героиня на почве вечной жизни объединяется с Кристофом и снова живёт счастливо. Хэппи-энд в два захода.

 

Что можно сказать по итогу? Слабый сюжет, зато вокруг него – много сильных эмоций. Если взять правильный ракурс, книга получится интересной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: