Профиль нашего мини-музея – естественно-научный, а по жанру, как уже сказано выше, – это музей-лаборатория.
Деятельность музея строится на некоторых важных принципах:
- научности, т.е. придания научного значения деятельности учащихся, приобщение их к научной картине мира, развитие научного мышления.
- толерантности, так как в основе нашего музея — сотрудничество между учениками разных классов и возрастов, что само по себе является сегодня особенно актуальным; толерантное отношение к другим — одна из главных идей образования;
- гражданственности, т.к. содержание деятельности музея основывается на местном материале, зиждется на чувстве гордости за свою область.
И, наконец, совместное созидательное творчество учителя и учеников разного возраста даёт возможность ученикам – расширить интересный круг общения, почувствовать себя причастным к нужному и полезному для всех, а учителю - соединить воспитательные и образовательные задачи в единое целое и помочь детям с интересом постигать науку биологию.
Выполнить работу для музея может каждый ученик, но при музее постоянно действует актив из наиболее заинтересованных школьников.
Активом изучены и применяются азы музейного дела. Собраны материалы по музейным технологиям. Пока еще не оформлены необходимые для функционирования музея документы. Создано пространство музея. В шкафах расположены экспонаты, которые разделены на экспозиции. Также имеются витрины, где выставлены образцы горных пород и минералов. Оформление экспозиций соответствует принципам наглядности, доступности, научности. Ведётся экскурсионная работа. Планируется сделать несколько стендов об экспедициях и работе объединений. В будущем начнется работа над созданием виртуальной версии музея с последующим размещением её на сайте.
Работа намечена значительная:
- разработать Положение о музее минералов;
- оформить паспорт музея;
- оформлена опись экспонатов;
- разработать текст экскурсий;
- оформить журнал отзывов;
- обновить материальную базу (Приложение 1)
Также мы планируем разрабатывать дидактические материалы: викторина «Минералы», создать мультимедийную презентации «Школьный мини-музей кристаллов», буклеты о мини-музее, разнообразные доклады;
В будущем мы бы хотели оформить экспозиции: «Минералы кристаллического происхождения», «Минералы органического происхождения», «Сувениры из кристаллов», «Минералы – сокровища Земли», коллекция насекомых
Музейное пространство оборудовано в кабинете № 7.
Нами была проделана огромная работа по описанию минералов, некоторые надо было еще определять, а это очень непросто. Всего насчитывается около сотни минералов, многие из них повторяются. Скажем, есть очень большой астрофиллит – это очень красивый минерал, месторождение которого находится в Хибинах. Представлено несколько образцов апатита, гранита, яшмы, пирита, мрамора, галенита, кварца, горного хрусталя, эвдиалита, амазонита, кеонита, родонита. Самый крупный образец – аметист, который очень сильно выделяется на фоне остальных камней. Среди редких минералов это гроссуляр, серпентин, лазурит и доломит розовый. Из горных породе есть гнейс, каменный уголь, слюда, а также коллекция горных пород СССР.
Работа в мини-музее ведётся по таким женаправлениям, как и в любом школьном музее. Поисково-исследовательская деятельность лежит в основе процесса пополнения экспонатов, и организации новых экспозиций. Благодаря постоянному поиску наш музей находит новые связи среди жителей города Мурманска, укрепляет уже имеющиеся отношения.
Обучающиеся, которые занимались в объединении «Экологический туризм» проводили экскурсии для учеников начальной и средней школы, изучающих вопросы геологии на уроках географии, рассказывают о способах выращивания кристаллов, о минералах и горных породах нашей местности, проводят викторины, показывают диафильмы, видеофильмы, т.е. популяризируют накопленные материалы. Рассказывая о деятельности музея, дети учатся грамотно вести беседу, формулировать свои мысли, вести диалог и отвечать на вопросы слушателей.
Особую ценность всей этой работы мы видим в том, что музейное дело предоставляет возможность развивать у обучающихся организационно-коммуникативную культуру, вырабатывать определенный стиль общения: «ученик — ученик», «ученик — учитель», «ученик — родитель», «экскурсовод — аудитория», в котором присутствуют доброжелательность, гуманизм, уважение, радость общения, стремление к взаимопониманию. В нашем музее воплощена идея сотворчества учащихся, учителей, родителей.
Как и задумывалось, музей оживляет учебный процесс, приобщает детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, прививает навыки исследовательской работы.
Работа нашего мини-музея неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В районе, расположенном далеко от центра города, наш маленький музей может стать одним из факторов в расширении образования, в воспитании подростков, он станет небольшим культурным центром и украшением нашего центра.
Приложение 1
Список необходимого для работы музея
1. Новые шкафы с витринами – 3 шт.
2. Выставочный стеллаж для книг – 1 шт.
3. Навесные полки для экспонатов – 3 шт.
4. Компьютер, принтер
Источники
1. "Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.
2. «Богатств подземных каменный дворец …» Автор: Надежда Добычина. Изд: «Дроздов-на-Мурмане»
3. Учебник География 6 класс начальный курс ГерасимоваТ.П., Неклюкова Н.П
4. Цифровые образовательные ресурсы https://fcior.edu.ru, https://school-collection.edu.ru
5. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
6. Планета Земля. Энциклопедия. – М.: Издательский дом «РОСМЭН», 1997.
7. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009-2014.