Обследование словарного запаса




Для обследования словарного запаса необходимо составить списки слов, которые дети должны понимать и употреблять в своей речи. Выделенный словарный минимум должен быть определен с учетом программных требований массового детсада по всем видам деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

В число обследуемых слов должны войти:

существительные, объединяющие видовые и родовые понятия. При этом, кроме обиходных слов, включить слова, более трудные для восприятия (шерсть, туловище, рама, подоконник, форточка, рукав, воротничок, петля, крючок, манжеты и другие), с которыми дети встречаются в процессе прохождения программы. Сюда же должны войти существительные, обозначающие части предмета и сам предмет, детенышей и животных, существительные с уменьшительными значением; глаголы, обозначающие действия предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления. Среди них наряду с начальными формами (бегать, летать, мыть, купать, стирать, рисовать, раскрашивать и т. д.) включить глаголы разного вида (бежал— прибежал), со значением возвратности (выбирает—выбирается, моет—моется), с разными приставками, указывающими на изменение значения действия (бегает, вбегает, выбегает, подбегает, пробегает); прилагательные обозначающие различные качества предметов: размер (широкий, высокий, низкий, узкий), цвет (основной и добавочный: желтый, зеленый, оранжевый, голубой, серый), форму (квадратная, круглая, овальная), температуру, вес, вкус, соотнесенность с продуктами питания (шоколадный, молочный, лимонный), указывающие на сезонность (летний, осенний, весенний, зимний), обобщающие признаки (пушистый, гладкий, разноцветный и другие; наречия — (быстро, медленно, громко, тихо, высоко, низко) для выяснения понимания и правильности употребления слов, обозначающих признаки действия, качества предмета.

 

При обследовании словаря следует варьировать задания, соблюдая постепенное нарастание сложности.

Рекомендуются следующие методические приемы:

нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (покажи, кто моет, а кто подметает, кто вешает пальто, а кто наливает воду, кто переливает, что моет, кто моется и т. д.); выполнение действий, названных логопедом (нарисуй дом, раскрась дом, вырежи гриб, вырежи грибок, сложи бумагу, сомни бумагу); самостоятельное называние показанных предметов, действий, явлений, признаков и качества (кто нарисован на картине? что делает мальчик? из чего лепят шарик? какой получился шарик?); самостоятельное называние видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую группу (скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь, чайную посуду, мебель?); объединение предметов в обобщающую группу (каким одним словом можно назвать шубу, пальто, платье, брюки).

На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение. Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы ХХ в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем: · в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта; · наблюдение реализуется непрерывно; · запись проводится избирательно.

При психолого-педагогическом наблюдении за родителями детей с отклонениями в развитии (лицами, их заменяющими) учитываются: · стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком; · стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи; · форма и характер взаимодействия с ребенком; · форма и характер взаимодействия с другими лицами; · особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.); · особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз); · особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком; · выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, то есть через кого-то).

При изучении семей, воспитывающих детей с различными нарушениями речи, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с речевыми нарушениями, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: