холостой молодежи в Пестовском районе Новгородской области.




Зрелищно-игровые формы поведения на традиционных собраниях

(первая половина ХХ века)

Исследователи фольклора Новгородской области уже описывали в своих трудах традиции сельского молодежного отдыха, уделяя внимание посиделочным песням, их связи с игрой и хореографией, рассматривали посиделки как обрядовую структуру.(1)

В нашей работе мы рассмотрим проявление зрелищно-игрового компонента в традиции молодежных собраний в Пестовском районе первой половины ХХ века на материалах собственных экспедиционных исследований. (2)

В данной публикации мы ставим перед собой задачу – типологически обозначить спектр фольклорно-игровых явлений, сопутствующих традиции молодежных посиделок, применив этнотеатроведческий подход, и представить новые или малоизвестные образцы народной зрелищно-игровой традиции, бытовавших на новгородчине.

Народные игры и обряды, церковный обряд и театр, в современном понимании, представляют лишь разные фазы в развитии одного и того же явления. На основании этого мы рассматриваем народные игры и обряды как одни из разновидностей театра. В каждом из этих видов действий мы находим один и тот же ряд основных формальных компонентов. А именно: наличие места действия, декораций, конструкций, бутафории, реквизита, костюмов, масок; драматургически построенного действия, поэтического слова, музыкально организованного инструментального сопровождения; игры актера с декламацией, движением, пляской, пением и, конечно, зрителя - свидетеля и участника обрядовых и игровых действий. Наша полевая работа подтверждает многие из приведенных выше положений.

Собрания молодежи - беседы, посиделки, вечера, это специфическая форма организации труда, досуга, отношений между юношами и девушками имеют дифференциацию по календарным срокам их функционирования: этот фактор определяет место проведения собраний и влияет на их содержательную сторону.

Беседы начинались с октября. Беседы были большие для молодежи и маленькие для подростков. Если для беседы подходила любая изба, то на праздничный Светлый вечер просились в избу большего размера.Этоместо действия освобождалось от кроватей, столов, перегородчатых заборок, чтобы было просторно. Оно соответствующим образом оформлялось.Стены избы увешивали зеркалами, старинными полотенцами с вышивкой. По деревне собирали керосиновые лампы, чтобы было светло и красиво, и в этом никто не отказывал. Никто не отказывал и просителям нужной одежды для ряженья на Святки. В семьях молодежи к посещению посиделок относились в высшей степени заинтересованно.

С Рождества до Крещения были ежедневные хождения из деревни в деревню.

Мы рассмотрим Святки лишь как одно из звеньев годового цикла молодежных игр, в рамках которых происходил выбор и складывание устойчивых пар и их игровое взаимодействие.

На Светлые вечера писали записки с приглашением, их рассылали в соседние деревни и получали ответные приглашения. В д.Пальцево приглашалась молодежь из деревень: Аммочино, Федово, Борисовки, Ладожки, Сидорово, Малашкино.

«В соседние деревни за пять километров - Ивлево, Осипово, Назарьино, на вечера бегали. Извещение о вечерке передавали письменно, а позже вешали на видном месте» - рассказывала Черёмхина А.А.(1939г.р.) из д.Заручевье 1.Инициатива в приглашении на вечера принадлежала девушкам. В д.Мошниково приходили из деревень: Быково и ближних деревень Тверской области - Зелениха, Бродыгино, Костыгово, Орлово. Собирались в избе вдовой женщины с взрослыми детьми.

«На беседы, вечера, человек под сорок молодежи собиралось. Места не хватало, так садились в два ряда, девушки парням на колени. Возраст участников от 14 до 25 лет. Песни пели, плясали под гармошку или балалайку» рассказывал Никкинен Н. И. (1937г.р.) из д.Заручевье 1. «Пляшем и в зеркала смотримся» добавляла Веселова Р.В. (1927 г.р.) из д.Чёрное.Значительное место отводилось играм. Приводим примеры популярных беседных и вечерочных игр, записанных от информантов.

Игра «Косые».

Водящий легким битьем ремешка по коленям участников, выбирает пару. Парень с девушкой садятся на концах скамейки, спиной друг к другу. Водящий ударяет ремешком по середине скамьи, если повернут головы в одну сторону – целуются, а в разные -расходятся. Неудачников называют «косые», они покидают скамейку. Водящий выбирает новую пару». (3)

В эту же игру под названием «в ремень», «в ремешок» играли в деревнях Карпелово и Гусево.

Игра в «Почту».

Один из парней выходил в сени и просил помощника пригласить к нему кого-либо из девушек. Помощник, взяв на себя роль «нарочного», заходит в избу вызывает названную девушку в сени, «письма читать». Они там любезничают, затем парень возвращается в избу, а оставшаяся в сенях девушка приглашает к себе другого парня. Приглашали того, кто нравился. Если любовь, то они долго стоят, разговаривают. Если нет, то быстро возвращаются. Заканчивается игра, когда все в этом поучаствовали» (4)

В Святые вечера, на маленькой беседе, оставались лишь девчата - недоростки, они себя развлекали, как могли.

Играли «в жмары» - завязывали одной девочке глаза, а сами вокруг в ладоши хлопают, та ходит, расшиперя руки, их ловит».

«Соль вешали» – поставят параллельно две лавки, поперек ухват положат. Две девочки усаживаются на него друг против друга, пропустив ухват под коленками, и качаются.

«Кобылой» играли – одна девка становится, опершись на стену руками, другие - становятся за ней, ухватившись друг за дружку, а третьи - с разбегу запрыгивают на них, стараясь удержаться. Только стон стоит от смеха». (5)

Известная соотнесенность посиделок с праздниками и обрядами соответствующего отрезка календаря проецировалась на содержание и форму игрового поведения.

Святочные посиделки были связаны с особого рода игровой деятельностью молодежи – ряженьем.

Ряженых называли рядихами. Широко бытовало ряжение с переменой пола. Парни наряжались в девок, надевали платье или юбку, повязывались платком, завешивали лицо марлей, чтобы не узнали. Девки рядились в мужское: молодцом, цыганом, солдатом.

С приходом рядихи гармонист играл плясовые наигрыши, звучали озорные и похабные частушки.

Женские роли у рядих были с разными характерами, та, которая звалась «молодухой» была скромная, стеснительная, которая звалась «барыня» была бойкая и озорная.

Частушечный репертуар «молодца и барыни» был соответствующий:

 

Барыня, барыня,

Как тебя звать?

По имени барыня,

Тудыт твою мать.

 

Ох, ты барыня,

Ты барыня,

Сударыня моя.

По печи елозила,

Жопу приморозила. (6)

 

На столе стоит стакан,

А на окошке чайничок.

Хоть ху..вый, да ху..шко

Надо мной начальничок.

 

Я сегодня молодец,

Завтра молодушка.

У меня у молодца

Прирастет мандушка.

 

Полюбила я такого,

Не снимает он штаны.

Видно маятник не ходит,

У него у сатаны. (7)

 

У меня штаны широки,

Посерёдыш голубой.

В посередыше выглядывает

Чин городовой.

 

Дроби бей, дроби бей,

Дроби выколачивай.

Отойди такая мать

Пока не отколочена. (8)

 

Приведенные тексты припевок записаны в разных деревнях, что говорит об их распространенности, поэтому наше их сведение не противоречит традиции.

Ряженые «молодцы» из местных задирали «молодцов» из другой деревни, это противостояние приобретало характер игровых поединков.

 

Пойдемте девки

По домам,

Здесь ребята не по нам.

Не по нам, не по души

Гусевски карандаши.

 

Не смеяться надо вам,

Вам смешно над нами?

Посмотрите на себя,

Хороши ли сами! (9)

 

Рядились «старухой» со своим частушечным репертуаром:

 

Девки пойте, девки пойте,

Я старуха, да пою.

Девки дайте, девки дайте.

Я старуха, да даю.

 

Игроку-то надо дать,

Надо поделиться.

Погоди-ка играчок,

Пусть поразгорится. (10)

 

Ряженая «старуха», вооружённая тряпичным мячом, привязанным на длинной веревке, с криком: «Лось в овсе!», кидала мяч в убегающую молодежь.(д.Гусево)

Рядились «Молодыми», парень в девку, девка в парня. Они представлялись молодой парой. «Гриша Трофимов (слепенький) эту пару как бы венчал. Ставил корзину, вроде аналоя, и вокруг корзины их водил, называл их мужем и женой, и целоваться велел». (Cоколикова А.И., 1925 г.р., д.Карпелово) В д.Черное этому предшествовала баня молодым, их хлестали сухими банными вениками, парили. (Веселова А.А., 1925 г.р.)

Припевки «молодого и молодой»:

 

Ой, милай мой, куда поехал?

Дорогая, на Кавказ.

Ох, дорогой, возьми с собою,

Дорогая, много вас.

 

Ой, дорогой, куда собрался?

Дорогая, в Азию.

Ой, дорога, в последний раз

Я на тебя залазию.

 

Ой, Шура милый,

Я вас силой

Не неволила любить.

Много было, всех забыла

И тебя могу забыть. (11)

 

Подростков, пришедших поглазеть на большую вечерку, могли сурово проучить.

Никконен Н. И. (1937 г.р.) вспоминает: «Пришла рядиха, взрослая девка, одетая в солдата: в галифе, сапогах, фуражке. Подловила меня малолетнего (13 лет), пришедшего на большую вечерку посмотреть, завалила и обрезала перочинным ножиком пуговицы у штанов с ширинки, со словами – «не ходите к взрослым на беседы недоростки!». Пришел я домой, руками удерживая штаны, со слезами от позора, а дома матка ещё ремнем добавила, «нечего шляться по беседам». (д.Заручевье 1) Подобное происходило в д.Гусево, рядиха была в образе «коновала», заходит и спрашивает: «Барашков нет ли? Кастрировать будем!» и вылавливала младших ребят, прятавшихся под лавками. Ей помогали, вытащат, на штанах пуговицы отрежут, ещё и снега в штаны закинут». (Гусев Д.С., 1921 г.р.)

Рядихи были «катальщики валенок». «Пришло трое парней, один вешает дугообразную палку с нитками на стенку, а двое раскатывают принесенный половик. Ловят девушку, укладывают, заворачивая в половик, и деревянным рубелем наглаживают ей бока. Девки разбегались вон из избы». (Никконен Н.И., 1937 г.р.)

Необходимым элементом облика ряженого была маска или соответствующий грим. На Святки в д. Гусево рядихи завешивали себе лица платком или тряпицей с вырезанными глазами. На вечерке эти рядихи были «в роли палачей», хлестали розгами провинившихся, уклоняющихся от игры. (Неклюдова А.И., 1930 г.р.)

Рядихи цыганом и цыганкой выворачивали шубы, навешивали бороду из кудели, усы и брови сажей красили, щеки - свеклой. Ряженые вели себя шумливо, дерзко, нарушая покой и порядок в доме.

Находились среди участников и талантливые исполнители ролей. Председатель колхоза деревни Карпелово Трифон Иванович «был затейный мужик». «На второй день Рождества ходил Христа славить. Заходил в каждую избу в образе цыганки, надев юбку широченную, на голову платок. Из полена сделает куклу - «ребенком», завернутую в тряпки и подвяжет к себе платком. Хозяев поздравлял, молитву пел, на образа крестился, а затем просил подать, что не жалко для ребеночка. Разыгрывал сценку с плачущим младенцем, успокаивал его, просил молочка. На картах гадал. С ним была артель баб молодых, которые принимали подношения в корзинку – мясо, пироги, молоко - в бидончик. После обхода дворов собирались и устраивали застолье из подношений» (Соколикова А. И., 1925 г.р.)

В Святки тот же председатель приходил на молодежную вечерку, нарядившись Иваном Чумичом. В широком пиджаке «с брюхом», подушку под рубаху запихает, в зимней шапке с опущенными ушами, завязанными под подбородком. Садился в красный угол и «женил молодежь».

«Ребята подходили к нему со словами:

- Иван Чумич, я жениться хочу.

- Давиться?

- Жениться!

- Девку показывай.

- (Парень подведет к нему девушку) Ну, как - хороша?

- Эта тебе не подойдет. Косожопая! Другую бери.

Чужих девок, пришлых с другой деревни, худым словом опечатывал, а своих хвалил».(12) Интересно, что этот же персонаж, в аналогичной сценке «венчания девок», встречался в сопредельной Вологодской губернии. (13)

В разыгрываемых сценках использовались различные конструкции, бутафория и реквизит. Сюжеты сценок были разнообразные.

«Сено сушили». «Под матицу в избе веревку просунут, подвесят бочку пивную, наполненную водой. По полу сено натрясут и призывают желающих сено сушить. Девки, взявши грабли, ворошат сено. Ведущий кричит: «Облачина идет, затягивает!», из бочки пробку вынимает и качает бочку по кругу. Вода разливается, все с визгом разбегаются. Затем, конечно, всё приберут». (Соколикова А.И., 1925 г.р.)

«Поросят продавали». « Принесут прикрытую корзину, а в ней маленькие ребятишки сидят и хрюкают. Предлагают всем купить поросят, торгуются, потом вытряхивают из корзины малых, те с визгом разбегаются, их ловят. Весело было!» (Степанов Н.А.,1938 г.р., д.Семытино) То же самое было в д.Заручевье 1.

«Сапожником» рядились. «Трофимов пришел сапоги шить. В сенях разделся, голый, как есть голый, без штанов, в рубахе и длинном фартуке, на ногах валенцы. Заходит дратву начинает делать. Зацепил нитку за гвоздь на стене, начал варом нитки натирать и предлагать: «Кому валенцы починить, сапоги подколотить?» Парни, помощники, начинают девок старых (в возрасте) к нему таскать, кому мерку снять, кому подошву молотком подбить. С пол часа повеселятся и уйдут». (Соколикова А.И.,1925 г.р.)

«Покойника приносили». Вот как это было в д.Карпелово: «Пришли ребята, принесли покойника, простыней прикрытого. Поставили ящик на табуретки посреди избы, перед боженькой. Раскрыли его – там парень, лицо белое в муке, в рот вставлены зубы, сделанные из редьки. Стали его отпевать «раба божьего», девок к нему подтаскивать, прощаться с ним, целовать. Покойник ожил, встал из гроба, начал девок ловить. Страшно было». (Соколикова А.И.) То же самое происходило в деревнях Княжево и Гусево.

Зная о намерениях девушек с беседы пойти на кресты гадать, парни тайком приходили в эти места, чтобы их попугать. Неклюдова А. И. (1930 г.р.) из д.Гусево вспоминает: «Вышли за деревню на перекрёсток дорог, стали зачерчиваться кругом, со словами - «Я в кругу, черти за кругом» и загадываем желание, чтобы сбылось. Как вдруг, ребята выскакивают, в простынях и с бубенцами (шаркунцами). Страху было».

Озорство, устраиваемое парнями, было направлено не только на девушек-невест, но и на других членов сельской общины.

«На Васильев день ребята вечерами озоровали, стеклину на трубу положат, весь дым в избу идет. В ночное окно постучат, хозяева смотрят, а там свиная голова показывается». (Удальцова К.И., 1929 г.р., д.Ельничное) Уличное озорство по отношению к односельчанам в дни святок практиковалось повсеместно. Озорное поведение молодежи осознавалось как ритуально-магическое и объяснялось тем, что «в Святки нечистая сила гуляет»

В заключение надо отметить, что в народной традиции посиделочный игровой репертуар имел яркую матримониальную окраску. Экстравагантные действия исполнителей ролей были связаны с желанием привлечь к себе внимание. В специфическом контексте игры исполнитель заявлял об актуальности для него и его окружения, эротической темы заигрывания и ухаживания в предбрачный период, после которого наступали активные сексуальные отношения. Таким образом, жизнь продолжалась. На смену одному поколению нарождалось новое.

Народ сквозь века пронес мифологические знания о том, что необходимо для обеспечения миропорядка, плодородия и плодовитости. Поэтому так важна была и эмоциональная атмосфера обрядово-игрового действа: обязательность шума и веселья основывалась на связи этого состояния с представлением об удаче, активности человека и, значит, природы. Кроме того, шутки, смех, объединяя людей, тем самым обеспечивали деятельное сопричастие в традиционном обществе.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Быстрова А.В., Васильева Е.Е. Новгородская круговина. Новгород, 1983.;

Лобанов М.А. Посиделки в Новгородской области: песни и игры. Новгород,

1988.; Бердяева О.С. Посиделки: супрядки и вечера./Традиции сельского

молодежного отдыха Новгородской области в первой половине ХХ века./

Великий Новгород, 2009.

2. Работа состоялась благодаря участию в фольклорно-этнографических

экспедициях в Пестовский район Новгородской области, организованных ГБУК

«Новгородским областным домом народного творчества» и МАУК «Центром

народной культуры и досуга» им. А.У.Барановского в 2011-12гг.

Публикуемые материалы представляют личный архив автора.

3. Никкинен Н.И., 1937 г.р., д.Заручевье 1 Пестовского района. Записал 20.08.2012

4. Неклюдова А.И., 1930 г.р., д.Гусево Пестовского района. Записал 20.10.2011

5. Соколикова А.И., 1925 г.р., д.Карпелово Пестовского района. Записал 18.10.2011

6. Виноградова Е.В., 1927 г.р., д.Мошниково Пестовского района. Записал 26.08.2012

7. Лебедева Н.С., 1931 г.р., д.Ёлкино Пестовского района. Записал 22.08.2012

8. Ивлева Н.Д., 1930 г.р., д.Пальцево Пестовского района. Записал 24.08.2012

9. Гусев Д.С., 1921 г.р., д.Гусево Пестовского района. Записал 20.10.2011

10.См. прим.№9

11. Ивлева Н.Д., 1930 г.р., д.Пальцево Пестовского района. Записал 24.08.2012

12. Соколикова А.И., 1925 г.р., д.Карпелово Пестовского района. Записал 18.10.2011

13. Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. /Праздник и игра в жизни севернорусского

крестьянина (ХIХ-ХХ вв.)/, «Индрик», М.2004.С.391.

 

 

«КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ информационно-аналитический сборник №5 (2013) Великий Новгород 2013 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: