Вопрос 1: Предпринимательство: понятие и сущность.




Тема 1:Сущность предпринимательства, его место и роль в обществе

Вопрос 1: Предпринимательство: понятие и сущность.

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность в рамках существующих законов индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленная, как правило, на получение прибыли и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица, т.е. предприятия.

В экономической науке в большей степени распространен образ предпринимателя как «максимизатора прибыли», и именно он лежит в основе исследований вопросов предпринимательства наиболее видных ученых в данной области (в том числе Ричарда Кантильона, Адама Смита, Жан Батиста Сэя, Андре Маршалла, Йозефа Шумпетера и т.д.), что, как видится, ограничивает возможности в понимании действительных целей деятельности предпринимателей.

Существуют самые различные суждения, благодаря которым можно выработать представление о предпринимательской деятельности и предпринимателях. В частности, некоторые авторы абсолютизируют одну или несколько основных черт предпринимательства, хотяэто явление необходимо рассматривать в комплексе.

Предпринимательство, как и любой другой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, которые способны объяснить его сущность. Впервые понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле употребил английский экономист конца XVII–начала XVIIIвеков Ричард Кантильон. Он высказал свою точку зрения о том, что предприниматель – это человек, который действует в условиях риска, а источником богатства Кантильон считалземлю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Не оставляет без внимания проблему предпринимательства и всем известный экономист Адам Смит, который определял предпринимателя как владельца капитала, который ради осуществления какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Фактически в определении Смита мы можем пронаблюдать все три главных компонента предпринимательской деятельности:

1. прибыль как цель деятельности

2. коммерческая идея как способ ее достижения

3. риск как неизбежное негативное условие всего процесса

В своем фундаментальном труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адам Смит определил, что человек – это автономный индивид, которым движут два мотива своекорыстный интерес и склонность к обмену. Адам Смит боролся за свободное перемещение экономических сил, которое обеспечивает достижение благосостояния человека и общества. Разработав трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством воплощенного в нем труда, Смит стал основоположником научной экономической теории.

Огромный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй, который изучая фундаментальный труд Адама Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. Он полагал, что предприниматели промышленной деятельности и финансов являются движущей силой развития экономики страны. По мнению Сэя, предприниматель это экономический агент, который комбинирует факторы производства, перетаскивая ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности, в области, где они могут принести максимальный доход.Если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя – промышленный предприниматель.

Осознание значения и роли института предпринимательства начинается лишь в XIX-XX вв. Французский экономист Андре Маршалл первым добавил к трем классическим факторам (земля, капитал, труд) четвертый факторпроизводства – организацию. С этого момента понятие предпринимательства расширяется наряду с передаваемыми ему функциями. Не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается в природе согласно естественному отбору, который открыл Чарльз Дарвин. Так, характеризуя рыночную экономику, Андре Маршалл указывал, что ее главной чертой является «свобода производства и предпринимательства». Настоящая роль предпринимателей, по Маршаллу, в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, которые уже сформировались в обществе.

При этом работытаких неоклассиков, как Андре Маршалл, Леон Вальрас, основаны на определении предпринимателя как менеджера, где на первый план выдвигаются его повседневные функции, к которым относятся соединение капитала и труда в процессе производства, планирование и контроль. Деятельность предпринимателя рассматривается как квалифицированный труд по управлению предприятием, его роль связывается с приспособлением производства к меняющимся условиям рынка, восстановлением равновесия в экономике, обеспечением рационального использования ресурсов и удовлетворением возникающего спроса. Следствием такого подхода становится толкование предпринимательства как особого четвертого фактора производства (наряду с землей, капиталом и трудом), которое получила широкое распространение в современной экономической литературе.

Интерпретируя источники экономического развития, Йозеф Шумпетер противопоставляет себя неоклассикам и выводит из процесса кругооборота капитала принципиальную необходимость особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении « новых комбинаций факторов производства» (функции несения риска Шумпетер особого значения не придает). Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. В каждой хозяйственной сфере она то появляется, то исчезает, сменяясь более повседневнымидействиями. Йозеф Шумпетер называет предпринимателем человека, который берется за реализацию новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивает экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом – им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

Предприниматели занимаются осуществлением новых комбинаций факторов производства при помощи имеющихся средств. И. Шумпетер выделяет несколько видов новых комбинаций факторов производства:

- создание новых благ;

- использование новых технологий производства;

- освоение нового рынка сбыта;

- открытие новых источников сырья.

Предпринимательство по Йозефу Шумпетеру – свойство человеческого характера, которое не зависит от принадлежности к классу и определенному обществу. Предпринимателя характеризуют такие качества как стремление к нововведению, умение рисковать, вера в собственные силы, ощущение собственной независимости.

Стимулом предпринимательства как новаторства является рост доходов или уменьшение издержек в результате инновации. Новаторская деятельность способствует переходу экономики из одного равновесия в другое. Этот процесс Йозеф Шумпетер назвал экономическим развитием.

Фридрих Август фон Хайек продолжил заданное Шумпетером направление поиска и изучения социально-экономических и социально-политических возможностей предпринимательства. По Хайеку, важным объективным фактором, определяющим конечную эффективность предпринимательского поведения, является конкуренция между многими агентами рынка, которые стремятся к достижению одной цели – предпринимательской прибыли. Конкуренция в условиях современного рынка важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, могущих в случае успеха стать достоянием всех остальных людей. Конкуренция не только показывает, как можно эффективнее производить вещи, но также и ставит тех, чьи доходы зависят от рынка, перед выбором: либо подражать добившимся большего успеха, либо частично или полностью лишиться своего дохода.

Предприниматель – движущая сила писка новых возможностей. Это человек, стремящийся достичь наиболее эффективного симбиоза своих уникальных знаний и тем самым обеспечить первенство в конкуренции и больший доход.

Суть предпринимательства – поиск и исследование новых экономических возможностей. Всякий индивид, чье поведение отличается поисковым стилем – потенциальный предприниматель.

Изучение теорий предпринимательства является очень важным компонентом развития экономики государства, так как позволяет нам заметить, что на протяжении многих веков предпринимательство было и будет основной составляющей экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: