Николай Алексеевич Полевой – 1796-1846




Михаил Трофимович Каченовский – 1775-1842

*Биография ~

- в армии знакомится с историческими сочинениями. (гауптвахта)

- работает в губернском присутствии (чиновник)

- 1805 г. – магистр

- 1806 г. – доктор философии

- 1811 г. – профессор изящных искусств и археологии.

- 1821 г. – перешел на кафедру истории

- Долгое время был редактором "Вестника Европы".

*Формирование взглядов Каченовского:

- критиковал Карамзина – в то время рискованное занятие, т.к. Карамзин был общепризнанным авторитетом в исторической науке. – тем не менее à Каченовский становится известным.

- сильное влияние на Каченовского оказал труд Нибура "Римская история", где содержалась критика реальности легенды о волчице и основании Рима.

- За основу исторического исследования Каченовский берет критическую методику Шлецера (главное – всесторонняя критика исторических источников)

*Труды Каченовского:

- "Параллельные места в русских летописях"

- "Рассуждение о баснословном времени в российской истории"

- "Рассуждение о кожаных деньгах и Русской Правде"

*Дискуссионные вопросы XIX в. о древнейшей истории Руси:

- Древняя Русь – была передовым государством средневековья, с развитой культурой и правом

- Древняя Русь – была примитивным государством, упадочным и неразвитым.

*Метод Каченовского – критика источников

- критика внешняя – ("малая" критика) палеография, подлинность, датировка, атрибуция

- критика внутренняя ("высшая" критика) – очищение текста от мифологии, политического заказа и определение достоверности информации.

*Взгляды Каченовского:

- "Киевский период" считает выдуманным, т.к. все источники данного периода – поддельные.!Т.О. он поднял вопросы о подлинности источников и списков с древнейших летописей.

- "Русская Правда" – дошедшие списки XIII-XIV вв. – описаны отношения, которых еще не было в Европе à "РП" – фальшивка, более поздний период описан, чем считается.

- народы, которые соседствуют друг с другом, должны иметь в древности сопоставимый уровень развития, а в "РП" – славяне ставятся выше остальных à "РП" – вымысел.

- "Кожаные деньги" – появились в России ~XIV в. à многие договоры (Игорь, Олег с греками) не имеют оснований (есть упоминание о кожаных деньгах).

- Считает, что нельзя судить о древнейшей истории по позднейшим спискам, не имея реальных источников IX-XIII вв.

à Каченовский отрицает реальное существование племен, перечисленных в ПВЛ (древляне, поляне, вятичи и т.д.)

à На смену Норманнской проблеме пришла проблема существования Древнейшей истории Руси вообще!

à направление – гиперкритицизм (каченовский)

Иоганн Филипп Густав Эверс – 1781-1830

*Биография ~

- жил в Лифляндии, родился в семье фермера.

- Геттингенский университет – учился у Шлецера (до смерти 1809 г.)– перенимает принципы критики источников.

- Живет в Дерпте (работает в университете Дерпта)

- 1810 г.– профессор

- 1812 г. – ректор Дерптского университета.

- по политическим взглядам Эверс был умеренный консерватор, за постепенность развития.

*Труды Эверса:

- "О происхождении русов"

- "Древнейшее право русов"

- "История Руссов"

- "Критический разбор/обозрение работ по русской истории"

*1816 г. "История руссов"

- составлена по принципу "Степенной книги". Начало истории руссов - с первых известий о славянах – 552 г. (не с 862 г.)

- теория происхождения руси из Причерноморья.

-!В каждую главу (по степеням) вставлял обширные примечания о государстве и культуре, науке, нравах.

***1826 г. "Древнейшее право русов"

*"Родовая теория" Эверса (оригинальная!)

- этапы развития общества:

1.Патриархальная семья (большая, во главе – Муж. Подчиненные Мужа - М у жики)

2.Род (глава рода – старший сын Мужа)

3.Племя

4.Государство

- даже с возникновением государства, прежние родоплеменные отношения не исчезают, а трансформируются и существуют даже в государственный период:

- Эверс не считает раздробленность злом, скорее закономерным явлением.

à земля, разделенная Владимиром меж сыновьями – родовая собственность à он должен был так поступить.

- Эверс не осуждает Святополка Окаянного. (Он мстил за убитого Владимиром отца – Ярополка)

à Святополк просто реализовал обычай кровной мести, зафиксированный в "Русской Правде"

- "Русская Правда" – не реальный законодательный памятник, а плод труда позднейших переписчиков.

Николай Алексеевич Полевой – 1796-1846

*Биография ~

- сын курского купца (отец был против ученой деятельности сына), родился в Иркутске.

- Первая прочитанная книга "Деяния Петра Великого" в 30-тт.

- занимался коммерцией с отцом, ездил по России

- 1817 г. – первые литературные опыты

- 1822 г. – умер отец Полевого à начало исторического творчества

*1825 г. в Москве Полевой создает журнал "Московский Телеграф".

- Полевой был его редактором 1825-1834гг.

- Полевой критикует Карамзина (из-за этого Пушкин отказался сотрудничать с журналом) и Гоголя

- пишет исторические романы:

1."История Петра Великого",

2."История Суворова",

3."История Наполеона"

- пишет драматические произведения и пьесы.

- Миллер и Шлецер, для Полевого, – самые великие русские историки.

*Концепция Полевого. (позднее ее поддержал Щапов):

- Аскольд, Дир, Синеус, Трувор, Рюрик – персонажи, основавшие свои государства. Единого русского государства в домонгольский период не было. А раздробленность в XIII-XIV вв. была лишь продолжением древней разобщенности государств Руси.

- Важно не государственное единство, а единство русского народа.

*"История Русского Народа"

- Периодизация:

1 этап. 862-1054 – Период норманской феодальной истории.

2 этап. 1054-1224 – До ИГА.

3 этап. 1224-1505 – ИГО – до смерти Ивана III.

4 этап. 1505-1598 – Земский собор и избрание Бориса Годунова.

*Концепции Полевого в "Истории Русского Народа":

- критика деятельности Владимира Мономаха – это был обычный феодальный князь, один из многих.

- уделяет особое внимание политической и социальной истории, культуре.

- признает единство западноевропейского и русского исторического процесса (западническая идея 30-50-х гг. XIX в. à Полевого называли "первым западником")

- положительно оценивал деятельность Ивана Грозного, отмечал отрицательное влияние на И IV Сильвестра и Адашева.

- Полевой удостаивался разных оценок современников, и некоторые развивали его теорию множественности государств в Древней Руси (например, Щапов).

*Итоги:

- Важность народной общности перед государственной.

à принципы национально-географического изучения, внимание к культуре (~ цивилизационный подход).

- для системы философско-политических взглядов Полевого характерна эклектичность. Основные черты:

1.негативизм по отношению к трудам предшественников, кроме летописцев.

2.убеждение в закономерности исторического развития

3.элементы норманизма

4.выделение в историографии 3-х направлений: поэтического, героического и нравственного.

5.мнение, что история должно "только показывать нам прошедшее"

6.понимание истории как практической проверки философских знаний о мире и человеке.

7.стремление изучать "историю русского народа, а не историю Русского государства".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: