Михаил Трофимович Каченовский – 1775-1842
*Биография ~
- в армии знакомится с историческими сочинениями. (гауптвахта)
- работает в губернском присутствии (чиновник)
- 1805 г. – магистр
- 1806 г. – доктор философии
- 1811 г. – профессор изящных искусств и археологии.
- 1821 г. – перешел на кафедру истории
- Долгое время был редактором "Вестника Европы".
*Формирование взглядов Каченовского:
- критиковал Карамзина – в то время рискованное занятие, т.к. Карамзин был общепризнанным авторитетом в исторической науке. – тем не менее à Каченовский становится известным.
- сильное влияние на Каченовского оказал труд Нибура "Римская история", где содержалась критика реальности легенды о волчице и основании Рима.
- За основу исторического исследования Каченовский берет критическую методику Шлецера (главное – всесторонняя критика исторических источников)
*Труды Каченовского:
- "Параллельные места в русских летописях"
- "Рассуждение о баснословном времени в российской истории"
- "Рассуждение о кожаных деньгах и Русской Правде"
*Дискуссионные вопросы XIX в. о древнейшей истории Руси:
- Древняя Русь – была передовым государством средневековья, с развитой культурой и правом
- Древняя Русь – была примитивным государством, упадочным и неразвитым.
*Метод Каченовского – критика источников
- критика внешняя – ("малая" критика) палеография, подлинность, датировка, атрибуция
- критика внутренняя ("высшая" критика) – очищение текста от мифологии, политического заказа и определение достоверности информации.
*Взгляды Каченовского:
- "Киевский период" считает выдуманным, т.к. все источники данного периода – поддельные.!Т.О. он поднял вопросы о подлинности источников и списков с древнейших летописей.
- "Русская Правда" – дошедшие списки XIII-XIV вв. – описаны отношения, которых еще не было в Европе à "РП" – фальшивка, более поздний период описан, чем считается.
- народы, которые соседствуют друг с другом, должны иметь в древности сопоставимый уровень развития, а в "РП" – славяне ставятся выше остальных à "РП" – вымысел.
- "Кожаные деньги" – появились в России ~XIV в. à многие договоры (Игорь, Олег с греками) не имеют оснований (есть упоминание о кожаных деньгах).
- Считает, что нельзя судить о древнейшей истории по позднейшим спискам, не имея реальных источников IX-XIII вв.
à Каченовский отрицает реальное существование племен, перечисленных в ПВЛ (древляне, поляне, вятичи и т.д.)
à На смену Норманнской проблеме пришла проблема существования Древнейшей истории Руси вообще!
à направление – гиперкритицизм (каченовский)
Иоганн Филипп Густав Эверс – 1781-1830
*Биография ~
- жил в Лифляндии, родился в семье фермера.
- Геттингенский университет – учился у Шлецера (до смерти 1809 г.)– перенимает принципы критики источников.
- Живет в Дерпте (работает в университете Дерпта)
- 1810 г.– профессор
- 1812 г. – ректор Дерптского университета.
- по политическим взглядам Эверс был умеренный консерватор, за постепенность развития.
*Труды Эверса:
- "О происхождении русов"
- "Древнейшее право русов"
- "История Руссов"
- "Критический разбор/обозрение работ по русской истории"
*1816 г. "История руссов"
- составлена по принципу "Степенной книги". Начало истории руссов - с первых известий о славянах – 552 г. (не с 862 г.)
- теория происхождения руси из Причерноморья.
-!В каждую главу (по степеням) вставлял обширные примечания о государстве и культуре, науке, нравах.
***1826 г. "Древнейшее право русов"
*"Родовая теория" Эверса (оригинальная!)
- этапы развития общества:
1.Патриархальная семья (большая, во главе – Муж. Подчиненные Мужа - М у жики)
2.Род (глава рода – старший сын Мужа)
3.Племя
4.Государство
- даже с возникновением государства, прежние родоплеменные отношения не исчезают, а трансформируются и существуют даже в государственный период:
- Эверс не считает раздробленность злом, скорее закономерным явлением.
à земля, разделенная Владимиром меж сыновьями – родовая собственность à он должен был так поступить.
- Эверс не осуждает Святополка Окаянного. (Он мстил за убитого Владимиром отца – Ярополка)
à Святополк просто реализовал обычай кровной мести, зафиксированный в "Русской Правде"
- "Русская Правда" – не реальный законодательный памятник, а плод труда позднейших переписчиков.
Николай Алексеевич Полевой – 1796-1846
*Биография ~
- сын курского купца (отец был против ученой деятельности сына), родился в Иркутске.
- Первая прочитанная книга "Деяния Петра Великого" в 30-тт.
- занимался коммерцией с отцом, ездил по России
- 1817 г. – первые литературные опыты
- 1822 г. – умер отец Полевого à начало исторического творчества
*1825 г. в Москве Полевой создает журнал "Московский Телеграф".
- Полевой был его редактором 1825-1834гг.
- Полевой критикует Карамзина (из-за этого Пушкин отказался сотрудничать с журналом) и Гоголя
- пишет исторические романы:
1."История Петра Великого",
2."История Суворова",
3."История Наполеона"
- пишет драматические произведения и пьесы.
- Миллер и Шлецер, для Полевого, – самые великие русские историки.
*Концепция Полевого. (позднее ее поддержал Щапов):
- Аскольд, Дир, Синеус, Трувор, Рюрик – персонажи, основавшие свои государства. Единого русского государства в домонгольский период не было. А раздробленность в XIII-XIV вв. была лишь продолжением древней разобщенности государств Руси.
- Важно не государственное единство, а единство русского народа.
*"История Русского Народа"
- Периодизация:
1 этап. 862-1054 – Период норманской феодальной истории.
2 этап. 1054-1224 – До ИГА.
3 этап. 1224-1505 – ИГО – до смерти Ивана III.
4 этап. 1505-1598 – Земский собор и избрание Бориса Годунова.
*Концепции Полевого в "Истории Русского Народа":
- критика деятельности Владимира Мономаха – это был обычный феодальный князь, один из многих.
- уделяет особое внимание политической и социальной истории, культуре.
- признает единство западноевропейского и русского исторического процесса (западническая идея 30-50-х гг. XIX в. à Полевого называли "первым западником")
- положительно оценивал деятельность Ивана Грозного, отмечал отрицательное влияние на И IV Сильвестра и Адашева.
- Полевой удостаивался разных оценок современников, и некоторые развивали его теорию множественности государств в Древней Руси (например, Щапов).
*Итоги:
- Важность народной общности перед государственной.
à принципы национально-географического изучения, внимание к культуре (~ цивилизационный подход).
- для системы философско-политических взглядов Полевого характерна эклектичность. Основные черты:
1.негативизм по отношению к трудам предшественников, кроме летописцев.
2.убеждение в закономерности исторического развития
3.элементы норманизма
4.выделение в историографии 3-х направлений: поэтического, героического и нравственного.
5.мнение, что история должно "только показывать нам прошедшее"
6.понимание истории как практической проверки философских знаний о мире и человеке.
7.стремление изучать "историю русского народа, а не историю Русского государства".