От дагерротипа — к кинематографу




СЛ

Если смотреть в корень, изобретение и развитие фотографии во многом обязано событиям, связанным с Великой французской революцией (1789-1794), которая способствовала бурному росту так называемого «третьего сословия», то есть нарождающейся буржуазии. Сопровождавшая этот процесс демократизация общества не могла не отразиться и на культурной жизни общества. Новый класс был гораздо многочисленней уходившей в прошлое феодальной аристократии, но хотел так же, как бывшая социальная верхушка, иметь у себя изображения предков, заказывать собственные портреты и портреты родных и близких. Но поскольку прижимистым буржуа не хотелось тратить больших денег на художников (да и художников уже на всех не хватало), то изобретение фотографии пришлось в тот момент как нельзя кстати. Если самый плодовитый художник мог сделать за год 30-50 портретов, то фотограф уже в самом начале развития фототехники был способен снять за этот же период более тысячи фотографий. Так что неудивительно, что именно во Франции, первой прорубившей окно в новую эпоху, и начинает развиваться искусство фотографии, а затем кино.

Что же касается научно-технического фактора, то если изобретение радио обязано достижениям физики, то появление фотографии связано прежде всего с успехами химии. Первым существенным вкладом в создание реальных условий для изобретения фотографического процесса стало открытие немецкого врача Йогана Генриха Шульце, обнаружившего в 1725 году феномен чувствительности солей серебра к свету.

Идея получения на плоскости фотографического изображения известна с давних пор. Еще до изобретения линзы было замечено, что свет, проходя через крошечное отверстие, дает в темной комнате на стене или на листе перевернутое изображение освещенного объекта, находящегося перед отверстием. Пользуясь этим эффектом, некоторые художники для быстроты дела усаживали свою модель перед таким своего рода объективом и шли в расположенную за объективом «camera obscura» (буквально — «темная комната»). Там на лист бумаги или на холст проецировался вверх ногами образ портретируемого, и художник быстренько обводил углем проецируемые очертания.

Поскольку от идеи до ее практической реализации проходит немало времени, то лишь к концу XVIII века удается закрепить изображение, создаваемое на пластинах с солями серебра. Удалось это сделать лишь в 1826 году Жозефу Нисефору Нъепсу, запечатлевшему с помощью камеры-обскуры вид из окна своего кабинета. Поскольку светочувствительность экспонируемого слоя была крайне мала, съемка изображения длилась восемь часов.

Гениальные мысли, как известно, нередко приходят одновременно в несколько умных голов. Почти в то же время, когда Ньепс экспериментировал с разными серебряными солями, некто СЛ Луи Жак Манде Дагерр (1787-1851) тоже не терял времени даром и в своей камере-обскуре пытался получить фотографическое изображение, и не только получить, но и сохранить.

 

СЛ фотографические портреты, или, как их тогда называли, дагерротипы.

Процесс дагерротипии был крайне трудоемким, да и по стоимости мало уступал живописному портрету, но техника получения фотографии постепенно совершенствовалась, упрощалась, становилась, так сказать, более технологичной.

Широкое распространение фотография получает с того момента, когда удалось снизить цену фотоснимка, убыстрить процесс его получения, а главное — тиражировать в любом количестве однажды полученное изображение. Происходит это в начале второй половины XIX века. Именно в этот период многие знаменитые люди охотно фотографируются, понимая, что это может способствовать их общественной популярности.

СЛ Одним из самых ярких примеров использования фотографического изображения для воздействия на психологию масс стала история, произошедшая во время президентских выборов в США в 1860 году. Фотограф Мэтью Брейди сделал по просьбе Авраама Линкольна несколько снимков, запечатлевших его добродушное и воодушевленное лицо. Широко распространенные по всей стране эти снимки оказали весьма сильное воздействие на избирателей, которые в большинстве своем высказались в поддержку Линкольна. После выборов Линкольн признался: «Брейди сделал меня президентом».

 

СЛ Во второй половине XIX века развивается стереоскопическая фотография, а в конце 70-х годов Л. Дюко дю Орон, опять же француз, получает первое цветное изображение.

 

СЛ День рождения кинематографа датируется 28 декабря 1895 года.

СЛ Именно в этот день в «Гран кафе» 35 парижан, купивших билеты, увидели на небольшом белом полотне первые кинокадры. Общая продолжительность сеанса составила всего 15 минут, но эмоциональное потрясение, которое испытали первые кинозрители, было, наверное, гораздо большим, нежели при просмотре современной публикой сверх-блокбастера. Как рассказывает легенда, появление на экране прибывающего поезда столь потрясло наиболее впечатлительных зрителей, что они поднялись с мест и попятились к двери. То, что фотография ожила, казалось настоящим чудом. И именно как чудо, как своего рода аттракцион синематограф воспринимается в первые годы своего существования.

С самого начала кинематографа предпринимаются попытки соединить изображение со звуком. Эксперименты по созданию «говорящего кино» начали активно производиться с 1916 года. Но создать технические средства, способные надежно и достаточно просто обеспечивать постоянную синхронность изображения и звука, долго не удавалось, а главное, как верно отмечают историки кино, не было и особой необходимости внедрения звука в кинематограф. Тем не менее полная тишина в кинозале казалась неестественной, и поэтому при показе фильма часто играла музыка. Это мог быть музыкант, играющий «под экран» на фортепьяно, а в отдельных случаях даже целый оркестр, исполнявший специально для фильма написанную музыку.

С появлением звука в кино, точнее синхронной записи, техника на какое-то время закрепощает творчество. Камера становится неподвижной, начинают доминировать театральные мизансцены, да и активно приглашаемые в кино театральные актеры часто привносят чисто сценические приемы. Но по мере овладения техникой звукозаписи и ее совершенствования кинематографическая специфика в фильмах талантливых режиссеров находит новое, оригинальное решение.

От кино — к телевидению

СЛ

Сам термин телевидение (от теле — греч. далеко + video — лат. — видеть) родился у нас, в России. Он был введен в конце XIX в. военным инженером Константином Вельским. Но появление телевидения как такового полностью связано с XX веком.

Телевидение как способ передачи изображений на расстояние был обоснован в 1907 году и осуществлен в 1911 русским ученым Борисом Львовичем Розингом (1869-1933), когда появилась первая в мире телепередача.

Телевидение соединило в себе два потока информации — аудиалъный и визуальный, значительно упростив технологию синхронной звукозаписи по сравнению с тем, как это осуществляется в кино.

СЛ К 1940 году появляются и первые информационные телепередачи.

Ежедневное ТВ вещания (включая и выходные дни) начинается в Москве с января 1955 г., в Ленинграде — с октября 1956. Один за другим создаются телевизионные студии в республиканских и областных центрах страны.

Итак, в 30-е гг. ТВ становится звуковым, а в 60-е — цветным. Ограниченность частотных диапазонов, состоящая в невозможности волн огибать кривизну земной поверхности (обходить препятствия) была преодолена с помощью коаксиального кабеля, затем — радиорелейных линий и, наконец, — спутников связи. Это позволило перейти от замкнутых телесетей к трансляционным и общемировым — Всемирной системе связи, или мировидению. 1 июня 1980 г. в эфире появляются американские «Cable News Network» фактически открыли новую эру информационного телевещания.

Активно начинает развиваться интерактивное радио и телевидение, то есть прямые передачи с обратной связью с аудиторией. На нашем ТВ первые интерактивные передачи начинает телекомпания АТВ, принимая звонки в прямом эфире и тут же отвечая на вопросы или реплики зрителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: