Самостоятельная работа по теме: выполнить упражнения.




Вариант 1

Укажите типы ошибок, исправьте их.

1. Один из учеников был очень способный к занятиям языками.

2. Этот пейзаж, изображенный художником, был очень наикрасивейший.

3. Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.

4. Таким людям всегда удается объегорить других.

5. В конечном предложении автор применяет градацию.

Вариант 2

Укажите типы ошибок, исправьте их.

1. Вера оказалась в преглупейшем положении.

2. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой работы.

3. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

4. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

5. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль.

Вариант 3

Укажите ошибки в употреблении числительных, исправьте предложения.

1. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей.

2. С пятистами рублями не стоит думать о крупной покупке.

3. Двадцать двое суток мы добирались до места.

4. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий.

5. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 27 декабрю.

Итоговый контроль знаний:

1. В каком соотношении находятся языковая и речевая морфологическая норма?

2. Докажите состоятельность динамической теории нормы (на примере проявления особенностей употребления имён прилагательных и числительных).

3. Раскройте сущность колебания морфологических норм (трудных случаев употребления имён прилагательных и числительных).

Тестовые задания по теме.

1. ОТМЕТЬТЕ РЯД, В КОТОРОМ НЕТ ОШИБОК В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫСЛОВА.

1) самый красивейший пейзаж;

2) книга более лучше, чем фильм;

3) этот рисунок красивше;

4) самая лучшая песня.

2. ОШИБКА В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫСЛОВА ДОПУЩЕНА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ:

1) новые драйвера;

2) сливовые занавески;

3) красивая тюль;

4) известнее многих.

3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ИЗ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СКОБКАХ ВАРИАНТОВ.

1) Ученик был (способный – способен) к занятиям естественным языком.

2) Один из учеников отвечал (бойчее – бойче), чем другой.

3) Подобный ответ (бессмысленен – бессмыслен).

4. СЛОВА В СКОБКАХ ПОСТАВЬТЕ В НУЖНОЙ ФОРМЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАПИШИТЕ ПРОПИСЬЮ.

1) 3 юношей и 3 девушек исполняли красивый танец.

2) Люди пробыли на льдине 274 суток.

3) Город находится в (полтораста) (километры) от областного центра.

4) Институтская библиотека располагает (5796) книгами.

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Самостоятельно выполните конспект, проанализировав один теоретический источник.

Список тем докладов и рефератов, предлагаемый кафедрой:

Сущность динамики морфологической нормы.

Реализация морфологической нормы в СМИ.

Проявление морфологических норм в современных художественных текстах.

Тема: «Нормы использования глагольных форм ».

Основные понятия и положения темы

В занятие № 4 по теме «Нормы использования глагольных форм » включены разделы: причины вариантности в формах глагола; трудные случаи изобилующих и недостаточных форм глагола; синонимия повелительной формы глагола; колебание видовременных форм глагола.

Занятие начинается с называния темы и цели и определения исходного уровня языковой подготовки студентов. Затем вводится новый материал:

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

В русском языке не употребляются формы 1-го лица настоящего или простого будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить, обессмертить и некоторые другие. Отсутствующие формы заменяются описательными оборотами: сумею победить, одержу победу. Некоторые глаголы не образуют указанную форму в силу семантических причин: они обозначают процессы, происходящие в животном и растительном мире, в неживой природе (сквозить, рассветать, вечереть, течь, ржаветь).

Глаголы полоскать, махать, кудахтать, колыхать, сыпать и некоторые другие образуют два ряда форм: литературные (полощет, машет, кудахчет, колышет, сыплет) и разговорно-просторечные (полоскает, махает, кудахтает, колыхает, сыпет). По смыслу различаются такие формы:

брызгает (спрыскивает: брызгает водой) – брызжет (разлетается брызгами: грязь брызжет);

двигает (перемещает с места на место: двигает мебель) – движет (побуждает, руководит: им движет чувство сострадания);

капает (падает каплями: пот капает со лба) – каплет (протекает: крыша каплет);

мечет (разбрасывает, направляет: мечет гневные взоры, мечет гром и молнии, мечет икру) – метает (бросает – в спорте: метает копьё, диск).

В современном русском языке нет глаголов ложит, поклал, ездиет (только кладет, положил, ездит).

Как правило, употребляются без суффикса -ну- в прошедшем времени формы глаголов: сох, кис, мок, чах, померк, умолк, поник, исчез, оглох и др. (а не: сохнул, киснул, мокнул и т. п.).

Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создает неясность смысла. Например: выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами направляются или их направляют?).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: