Вариант 1
Укажите типы ошибок, исправьте их.
1. Один из учеников был очень способный к занятиям языками.
2. Этот пейзаж, изображенный художником, был очень наикрасивейший.
3. Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.
4. Таким людям всегда удается объегорить других.
5. В конечном предложении автор применяет градацию.
Вариант 2
Укажите типы ошибок, исправьте их.
1. Вера оказалась в преглупейшем положении.
2. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой работы.
3. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.
4. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.
5. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль.
Вариант 3
Укажите ошибки в употреблении числительных, исправьте предложения.
1. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей.
2. С пятистами рублями не стоит думать о крупной покупке.
3. Двадцать двое суток мы добирались до места.
4. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий.
5. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 27 декабрю.
Итоговый контроль знаний:
1. В каком соотношении находятся языковая и речевая морфологическая норма?
2. Докажите состоятельность динамической теории нормы (на примере проявления особенностей употребления имён прилагательных и числительных).
3. Раскройте сущность колебания морфологических норм (трудных случаев употребления имён прилагательных и числительных).
Тестовые задания по теме.
1. ОТМЕТЬТЕ РЯД, В КОТОРОМ НЕТ ОШИБОК В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫСЛОВА.
1) самый красивейший пейзаж;
2) книга более лучше, чем фильм;
3) этот рисунок красивше;
4) самая лучшая песня.
2. ОШИБКА В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫСЛОВА ДОПУЩЕНА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ:
1) новые драйвера;
2) сливовые занавески;
3) красивая тюль;
4) известнее многих.
3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ИЗ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СКОБКАХ ВАРИАНТОВ.
1) Ученик был (способный – способен) к занятиям естественным языком.
2) Один из учеников отвечал (бойчее – бойче), чем другой.
3) Подобный ответ (бессмысленен – бессмыслен).
4. СЛОВА В СКОБКАХ ПОСТАВЬТЕ В НУЖНОЙ ФОРМЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАПИШИТЕ ПРОПИСЬЮ.
1) 3 юношей и 3 девушек исполняли красивый танец.
2) Люди пробыли на льдине 274 суток.
3) Город находится в (полтораста) (километры) от областного центра.
4) Институтская библиотека располагает (5796) книгами.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
Самостоятельно выполните конспект, проанализировав один теоретический источник.
Список тем докладов и рефератов, предлагаемый кафедрой:
Сущность динамики морфологической нормы.
Реализация морфологической нормы в СМИ.
Проявление морфологических норм в современных художественных текстах.
Тема: «Нормы использования глагольных форм ».
Основные понятия и положения темы
В занятие № 4 по теме «Нормы использования глагольных форм » включены разделы: причины вариантности в формах глагола; трудные случаи изобилующих и недостаточных форм глагола; синонимия повелительной формы глагола; колебание видовременных форм глагола.
Занятие начинается с называния темы и цели и определения исходного уровня языковой подготовки студентов. Затем вводится новый материал:
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
В русском языке не употребляются формы 1-го лица настоящего или простого будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить, обессмертить и некоторые другие. Отсутствующие формы заменяются описательными оборотами: сумею победить, одержу победу. Некоторые глаголы не образуют указанную форму в силу семантических причин: они обозначают процессы, происходящие в животном и растительном мире, в неживой природе (сквозить, рассветать, вечереть, течь, ржаветь).
Глаголы полоскать, махать, кудахтать, колыхать, сыпать и некоторые другие образуют два ряда форм: литературные (полощет, машет, кудахчет, колышет, сыплет) и разговорно-просторечные (полоскает, махает, кудахтает, колыхает, сыпет). По смыслу различаются такие формы:
брызгает (спрыскивает: брызгает водой) – брызжет (разлетается брызгами: грязь брызжет);
двигает (перемещает с места на место: двигает мебель) – движет (побуждает, руководит: им движет чувство сострадания);
капает (падает каплями: пот капает со лба) – каплет (протекает: крыша каплет);
мечет (разбрасывает, направляет: мечет гневные взоры, мечет гром и молнии, мечет икру) – метает (бросает – в спорте: метает копьё, диск).
В современном русском языке нет глаголов ложит, поклал, ездиет (только кладет, положил, ездит).
Как правило, употребляются без суффикса -ну- в прошедшем времени формы глаголов: сох, кис, мок, чах, померк, умолк, поник, исчез, оглох и др. (а не: сохнул, киснул, мокнул и т. п.).
Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создает неясность смысла. Например: выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами направляются или их направляют?).