«Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски» (к.э.н., Фютик И.Г.)
Задание 1. Составить список вопросов для характеристики (не менее 10 вопросов по каждому пункту):
а) внешней среды организации;
б) внутренней среды организации.
1. Список вопросов и ответов характеристики внешней среды АО «РТК».
Список вопросов характеристики внешней среды организации:
Вопрос 1. Как относится население к компании АО «РТК»[1]?;
Вопрос 2. Как влияет миграция населения на деятельность АО «РТК»?; Вопрос 3. Кто является конкурентом АО «РТК»?;
Вопрос 4. Какие товары и услуги предлагают конкуренты АО «РТК»?;
Вопрос 5. Способны ли товары и услуги конкурентов повлиять на деятельность АО «РТК»?;
Вопрос 6. Каким образом климатические условия способны повлиять на деятельность АО «РТК»?;
Вопрос 7. Как СМИ способны повлиять на уровень продаж товаров и услуг в АО «РТК»?;
Вопрос 8. Способен ли НТП повлиять на деятельность организации АО «РТК»?;
Вопрос 9. Способны санкции наложенные на РФ иностранными государствами повлиять на деятельность АО «РТК»?;
Вопрос 10. Какие политические и экономические законы будут приняты в 2017- 2018 году?;
Вопрос 11. Способны ли культурные обычаи повлиять на деятельность АО «РТК»?
Список ответов характеристики внешней среды организации:
Ответ 1. В глазах граждан РФ АО «РТК» имеет положительные отзывы как оказываемые услуги и обслуживание, так и продаваемые товары (телефоны, SIM-карты, аксессуары);
Ответ 2. Миграция населения из положительно влияет на продажи товаров и услуг;
Ответ 3. Конкуренты АО «РТК»: ОАО «МегаФон Ритейл», ПАО «ВымпелКом», Tele2 AB (Российское подразделение);
Ответ 4. АО «РТК» специализируется на продаже Sim-карт, смартфонов, аксессуаров, помимо этого, организация получает доход от подключения абонентов к ШПД[2] и продажа комплектов СТВ[3];
Ответ 5. Да. Конкуренты предлагают аналогичные услуги способны занять «переманить» часть клиентов более выгодными тарифами, но на клиента способны повлиять качество мобильной связи и обширный выбор услуг и акции;
Ответ 6. Погодные условия значительно влияют на продажи как в положительную (лето), так и отрицательную (зима) стороны;
Ответ 7. СМИ значительно влияют на деятельность АО «РТК»;
Ответ 8. НТП значительно влияет на деятельность организации, так как предоставляет услуги связи и с каждым годом технологии улучшаются, если же АО «РТК» «не угонится» за НТП и не сможет внедрить в свою деятельность все новшества, она потеряет конкурентное преимущество, а в последствии и клиентов;
Ответ 9. Санкции на наложенные на РФ иностранными государствами не значительно способны повлиять на финансовую деятельность «РТК» т.к. основной рынок организации – Россия;
Ответ 10. В 2017 - 2018 году будут приняты политические и экономические законы: отмена роуминга, пакет Яровой;
Ответ 11. Культурные обычаи способны повлиять на деятельность АО «РТК». Например: самый низкий объём продаж – новогодние праздники и месяц январь, а самый высокий декабрь – месяц.
2. Список вопросов и ответов характеристики внешней среды АО «РТК».
Список вопросов описывающий характеристику внутренней среды организации:
Вопрос 1. Влияют ли поставщик на объём продаж в организации «РТК»?;
Вопрос 2. Каким образом другие дочерние организации ПАО «МТС» способны повлиять, на рост прибыли и дохода в АО «РТК»?;
Вопрос 3. Способны ли опытные сотрудники АО «РТК» стимулировать прибыль от продаж?;
Вопрос 4. Влияние мотивирования сотрудников?;
Вопрос 5. Могут ли повлиять на продажи поставка товаров в салоны продаж МТС?;
Вопрос 6. Влияние стимулирования продаж?;
Вопрос 7. Важны ли затраты на обучение персонала?;
Вопрос 8. Негативно ли отразится отсутствие чётких планов и задач при розничных продажах?;
Вопрос 9. Основные методы сбора информации о продажах ОП[4] АО «РТК»?;
Вопрос 10. Способна ли низкая зарплата сотрудников стимулировать коррупцию в масштабах ОП?.
Список описывающий характеристику внутренней среды организации:
Ответ 1. Да, поставщик техники – Samsung в 2016 году эксклюзивно поставляла товар в АО «РТК», что делало вторую монополистом и, следовательно, дало рост в розничных продажах;
Ответ 2. В бренд ПАО «МТС» входит множество дочерних организаций в том числе и АО «МТС Банк». Если клиент пользуется услугами банка, высок риск одобрения рассрочки на телефон и аксессуары, так же возможны различные акции: скидка на мобильную связь, бесплатная аренда ЦТВ…
Ответ 3. Да. На данный момент испытывает кадровый голод, в организации отсутствуют «бывалые» кадры, способные самостоятельно обучить новых сотрудников, на данный момент происходит обратное – из-за отсутствия персонала, увольняются опытные сотрудники, ища более подходящую для себя работу;
Ответ 4. Мотивация влияет, но стоит понимать, что она может быть индивидуальной для каждого сотрудника, при не правильном её подборе эффект не оправдает вложенных ресурсов;
Ответ 5. Так как «РТК» представлена на достаточно конкурентном рынке, при отсутствии необходимых аксессуаров велик риск потери клиента, а в следствии потеря прибыли;
Ответ 6. Стимулирование продаж неотъемлемая – неотъемлемая задача НСО[5], они должны мотивировать сотрудников предлагать клиентам различные услуги. Помимо этого, стимулированием продаж занимается отдел маркетинга, для информирования клиентов о новинках;
Ответ 7. Обучение персонала – необходимая особенность в деятельности АО «РТК», отсутствие квалифицированного персонала влечёт риск оттока клиентов;
Ответ 8. При отсутствии планов и задач велик риск банкротства организации;
Ответ 9. При отсутствии сбора отчёта о розничных продажах не представляет возможным проанализировать прибыль бедующих периодов, что сулит «РТК» снижения темпов развития, потери первенства на рынке, снижение стоимости акций на фондовой бирже и потерю доверия акционеров
Ответ 10. Без грамотного премирования, сотрудники «РТК» будут забирать воровать из кассы, не пробивать чеки, забирать деньги себе, в результате велик риск потери части дохода от продажи настроек и прочих услуг.
Задание 2. Какие источники информации формируют базу для анализа внешней среды организации, а какие – внутренней? Данные внести в таблицу.
Таблица 1 – Источники информации внешней и внутренней среды
Внешняя среда организации | Внутренняя среда организации |
Журналы, газеты, выставки и онлайн презентации, YouTube, социальные сети, официальные сайты, офисы продаж конкурентов сторонних организаций. | Распоряжения руководства, информационные письма, обучающие курсы СДО, торговый представитель, финансовые отчёты, собрания, сбор данных тайных покупателей, архив данных. |
Задание 3. Выявить факторы внешней макро- и микросреды Вашей организации, а также основные специфические внутренние факторы (табл. 2).
Таблица 2 – Факторы внешней и внутренней среды АО «РТК»
Внешняя макросреда | Внутренняя микросреда | Внутренняя среда |
Экономический Политический Социальная Технологическая | Поставщик Потребители Конкуренты | Персонал Маркетинг Организация управления |
Задание 4. Оцените степень интенсивности конкуренции на рынке, где работает Ваша организация, используя модель М.Портера (табл.3). Модель описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил.
Таблица 3 – Оценка конкурентной среды АО «РТК» по модели Портера
Факторы | Характеристика | Влияние |
1. Потребители | Клиенты способны уйти к конкурентам т.к. не желают переплачивать за товар, | Высокое |
2. Прямые конкуренты | АО «РТК»: ОАО «МегаФон Ритейл», ПАО «ВымпелКом», Tele2 AB, предлагают на рынок схожий по цене и характеристикам товары и услуги | Высокое |
3. Поставщики | АО «РТК» сотрудничает с такими поставщиками как: Samsung,Huawei,Lg,Nokia,что даёт наиболее обширный ассортимент товаров | Среднее |
4. Угроза появления новых конкурентов | С начала 2018 года планируется предоставление услуг мобильной связи таких компаний как: VK mobile, Тиньков и Сбербанк | Низкое |
5. Субституты | Конкуренция онлайн магазинов и складов как DNS Techno Point, Cитилинк, но что касается мобильной связи, в этой отрасли субститутов не наблюдается | Среднее |
Вывод: положительное влияние оказывают такие факторы как: поставщики, отрицательное влияние – субституты, потребители, прямые конкуренты, угроза появления новых конкурентов.
Задание 5. Обобщающим методом стратегического исследования внешней и внутренней среды организации является SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из внешней среды. Аббревиатура обозначает:
1) сильные стороны (strengths) – преимущества исследуемой организации;
2) слабости (weaknesses) – недостатки организации;
3) возможности (opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
4) угрозы (threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Провести SWOT-анализ на основе ситуации составление списка сильных и слабых сторон организации, а также списка угроз и возможностей (табл.4).
Таблица 4 – SWOT-анализ ………………………
ВОЗМОЖНОСТИ 1. …………………………. 2. ………………………….. 3. ………………………….. | УГРОЗЫ 1. …………………………. 2. ………………………….. 3. ………………………….. | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. …………………………. 2. ………………………….. 3. ………………………….. | Поле «СиВ» | Поле «СиУ» |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. …………………………. 2. ………………………….. 3. ………………………….. | Поле «СлВ» | Поле «СлУ» |
Выводы: в большей степени влияет…..
Примеры модели М.Портера (табл.5) и SWOT-анализа (табл. 6).
Таблица 5 – Оценка конкурентной среды ОАО «Синар»
По модели Портера
Факторы | Характеристика | Влияние |
1. Потребители | мужчины, женщины от 20 до 60 лет со средним уровнем дохода | цена, соответствие качества цене, разнообразие ассортимента |
2. Прямые конкуренты | Пеплос, Элема | оперативно реагируют на изменение модных тенденций; качество продукта ниже |
3. Поставщики | XHENIA, Vitale Barberis, Reda, Deka-Tex, Area Int., Pantetorto, Ccinci, Del Prato, Оникс, Юнсен | влияет на цены и качество поставляемого сырья |
4. Угроза появления новых конкурентов | средний уровень угрозы | степень влияния значительна, прежде всего – отток покупателей |
5. Субституты | ткани, фурнитура | влияние минимально |
Таблица 6 – SWOT-анализ ОАО «Синар»
ВОЗМОЖНОСТИ 1.Рост численности населения, уровня его жизни и доходов. 2.Введение дресс-кода организациями. 3.Развитие IT-технологий. 4.Рост спроса на одежду в стиле casual. 5.Рост числа торговых центров и их популярности. | УГРОЗЫ 1.Большое количество конкурентов. 2.Динамика изменения спроса. | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1.Наличие подразделения, занимаю-щееся НИОКР в составе организации 2.Финансовая устойчивость компании 3.Конкурентоспособные цены 4.Дополнительные услуги потребителю 5.Внедрение нового ассортимента 6.Надежные поставщики сырья 7.Высокий уровень сервиса | 1-4,5. Разработка новых линий одежды, привлечение дополнительного сегмента потребителей. 3-2. Увеличение сбыта продукции. 4,7-1. Увеличение покупательского потока. 2-5. Открытие новых магазинов в торговых центрах. | 1,4,5,7-1. Развитие и укрепление конкурентных преимуществ. 1-2.Развитие оперативное реагирование на динамику спроса в соответствии с модными тенденциями. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1.Длительный срок реализации разработок НИОКР в условиях поточного производства 2.Отсутствие отдела логистики 3.Слабое взаимодействие между подразделениями 4.Ограниченный рекламный бюджет 5.Низкая узнаваемость бренда в регионах 6.Низкий уровень квалификации линейного персонала 7.Недостаточный уровень IT | 1-3.Внедрение новых технологий, оптимизирующих работу с НИОКР. 5-5.Возможность роста узнаваемости бренда. 7-3.Внедрение новых технологий. | 2,4,5-1.Создание логистического отдела для оперативной доставки товара в отдаленные секции; увеличение рекламного бюджета. 1-2.Развитие управления НИОКР. |
[1] АО «РТК» - Акционерное Общество Русская Телефонная Компания (розничная сеть МТС)
[2] ШПД – широкополосный доступ (скоростной интернет, телевидение и телефония)
[3] СТВ – спутниковое телевидение
[4] Оп- офис продаж
[5] НСО – Начальник сети офисов продаж (средний уровень менеджмента)