Музыкальные традиции Павловска




Концертные традиции Царского села.

Музыкальный Павловск

В конце XVIII века статуи муз украшали п а н д у с (спуск) в Екатеринен- ский парк. Муза Евтерпа (покровительница лирической поэзии и музыки) зани- мала здесь одно из главенствующих мест. Музы в Царском Селе:

1. Каллиопа – покровительница эпической поэзии.

2. Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки.

3. Мельпомена – муза трагедии.

4. Талия – муза легкой поэзии и комедии.

5. Клио – муза истории.

6. Эрато – покровительница любовной поэзии.

7. Терпсихора — символизировала танцы. Атрибут - лира.


8. Полигимния – сочинительница и покровительница гимнов

9. Урания – покровительствует астрономии.


Каллиопа – покровительница эпической поэзии. Самая почитаемая из сестер, спутница и покровительница царей.
Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Атрибут Эвтерпы – флейта и цветочный венок.
Мельпомена – муза трагедии. Изображалась в лавровом венке и дра- матическом облачении – мантии, с трагедийной маской и мечом в руках.
Талия – муза легкой поэзии и комедии. Изображалась в скульптуре и на картинах с комедийной, улыбающейся маской в руках.
Клио – муза истории. Считалось, что Клио сохраняет на своих свитках любые события, происходящие в мире, даже незначительные.
Эрато – покровительница любовной поэзии. Изображалась с лирой или тамбурином.
Терпсихора — символизировала танцы. Атрибут-лира. Танец Терпсихоры – это единение души и телесной оболочки.
Полигимния – сочинительница и покровительница гимнов. В мусейонах дары к ногам Полигимнии складывали ораторы. Она придает тексту оратора пламенность и складность.
Урания – покровительствует астрономии. В руках Урания держит глобус, расстояние на котором измеряет циркулем. Урания покровительствовала не только небесным наукам.

 

Музыкальные традиции Царского Села.

История Царского Села как императорской резиденции начинается 24 июня 1710 года, когда земля, отвоеванная у Швеции в ходе Северной войны[1] и первоначально имено- вавшаяся в русских документах Сарской мызой[2], была подарена Петром I своей воз- любленной – Екатерине Алексеевне, вскоре ставшей его законной супругой (их официальное бракосочетание состоялось в феврале 1712 года).

 


Царское Село, будучи на протяжении двух столетий загородной царской резиденцией, своего рода «малой столицей» Российской Империи, было в то же время уникальным центром русской культуры и искусства. Пейзажи великолепных парков, да и самый воздух Царского Села как нельзя более способствовали рождению поэтических строк и музыкальных образов.
Эвтерпа занимала здесь одно из главенствующих мест.

 

Непосредственный рассказ о музыкальной жизни Царского Села следует начать с 40-х годов XVIII века, то есть с воцарения Елизаветы Петровны. В двадцатилетнее царствование Елизаветы музыка при дворе и у дворянства, подражавшего двору, находилась в большом почете. Но если тема «Царское Село и поэзия» стоит на первом плане, то такая тема, как «Музыка и музыканты в Царском Селе», находится явно в тени. Этому способствовало естественно соседство такого музыкального места, как Павловск с его зна- менитым Вокзалом, ставшим первой в России «летней филармонией». Но и в истории Царского Села немало интересных страниц, связанных с му- зыкой.
При Екатерине II в Царском Селе различались до постройки оперного дома д в а т е а т р а: один — маленький комнатный за галереей в п е р в о й комнате, другой — в о р а н ж е р е е. В 1777 году Государыня пожелала заложить в Новом Царскосельском саду оперный дом, или Китай- ский театр, который довольно быстро был построен архитектором Неело- вым.

 

Китайский театр был открыт 13 июня 1779 года представлением новой оперы придворного композитора Джованни Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс». Следом был поставлен его же «Идол китайский[it]». Именно Паизиелло служил основным поставщиком театрального репертуара при Екатерине II. Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов. При Екатерине II летние сезоны в Китай- ском театре были необычайно насыщенными. В XIX веке в театре наступило затишье; лишь изредка двор императора Николая I присутствовал здесь на представлениях приезжих актеров. Так, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Д. Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Г. Зонтаг. В 1893 году здесь состоялась мировая премьера[2] пьесы Л. Н. Толстого «Плоды просвещения». В 1893 году ученики Николаевской гим- назии исполнили трагедию Софокла «Царь Эдип».

При дворе последнего императора наблюдалось возрождение интереса к ста- ринному театру. В 1902 году здесь были даны спектакли для посещавшего Рос- сию с визитом французского президента Эмиля Лубе, для чего в здании ус- троили электрическое освещение. В начале 1900-х годов труппа гвардейских офицеров, среди которых был и великий князь Константин Константинович, играла на сцене Китайского театра «Мессинскую невесту» Ф. Шиллера и «Принцессу Грезу» Э. Ростана. Специально для императора Николая II здесь выступал знаменитый театр пародий «Кривое зеркало». Реконструкция сцены, предпринятая под надзором С. А. Данини в 1908—1909 годах, позволила осу- ществлять в театре более масштабные постановки, в том числе и в хо- лодное время года.

 

Китайский театр в начале XX века

 

 

 

Китайский театр в начале XXI века

 

В 1914—1930 годах Китайский театр пустовал.[2] Сгорел во время обстрела города 15 сентября 1941 года и с тех пор не восстанавливался. В настоящее время ведутся предпроектные работы для восстановления внешнего облика здания. Полное воссоздание отделки интерьеров не планируется, вместо этого предложено разместить здесь депозитарий (хранилище и экспозицию) музейных коллекций и зал для массовых мероприятий (концертов, лекций и т. д.).

15 сентября 1941 года при обстреле города Пушкина уникальное соору- жение полностью выгорело изнутри и осталось без крыши.

 


При Николае I и позднее устраивалась в Царском Селе так называемая «великосветская карусель» (верховая езда). Программа карусели тщательно готовилась в придворном манеже, после чего ее участники — разодетые всад- ники (в том числе и дамы) — выступали под звуки музыки перед Александ- ровским дворцом. Иногда к «царскосельскому двору» приглашались профес- сиональные музыканты. Так, 13 мая 1842 г. в Александровском дворце давал концерт великий венгерский композитор и пианист Ф. Лист, который, по свидетельству присутствовавших, «сам себя превзошел».

В бытность Села уже не Царским, а Детским, музыкальная жизнь в городе продолжалась и была достаточно разнообразной. Город притягивал к себе многих деятелей культуры. В начале XX века Царское село, заповедник рус- ской культуры, живой музей ее прошлого — далекого и недавнего, становится средоточием современных творческих сил. Здесь поселились Алексей Толстой и Вячеслав Шишков, художники Головин и Петров-Водкин. Началось и пере- селение музыкантов, начало которому положил Борис Владимирович Асафьев. В бывшем доме Теппера де Фергюссона в 1928 году поселился знаменитый тенор из Мариинского театра Иван Васильевич Ершов. Бывал в Детском Селе и Дмитрий Шостакович (Пушкинская 27).

 

Композитор и академик Борис Асафьев, живя в доме 11 по улице Новой (ныне 24), написал балет «Бахчисарайский фонтан». Ему же принадлежит одна из лучших монографий о творчестве Глинки, удостоенная Государствен- ной Премии. Рядом со школой Гляссера в особняке княгини Юсуповой ле- том жили воспитанницы хореографического училища. Среди них были выда- ющиеся балерины Галина Уланова и Татьяна Вячеслова. Почти каждое воскресенье они давали спектакли в Павловском вокзале, ратуше и Китай- ском театре. Спектакли пользовались большой популярностью. Зал был набит до отказа, преимущественно ребятами из разных школьных интернатов. И в 20-е годы продолжались любительские концерты в городе. Они устраива- лись в помещении школ, доме политкаторжан на улице Радищева, воинских частях.

 

Музыкальные традиции Павловска

 

 

Павловский парк. Музыкальный вокзал. Утраченное здание

 

1836-1838 - арх. Штакеншнейдер А. И.
1844 - пожар - восстановление по проекту арх. Штакеншнейдера А. И.
1860-1861 - арх. А. В. Петцольт - перепланировка центральной части

1930-е - сгорел

В 1836 - 1837 по территории Павловского парка проложили магистраль Царскосельской жел. д. Владелец парка вел. кн. Михаил Павлович предоставил участок в аренду акционерному обществу Царскосельской железной дороги с платой по 20 коп. за квадратную сажень с правом расторгнуть договор и ус- ловием обязать арендатора разобрать постройки и возвратить парковый харак- тер территории. Утверждение проектов построек также оставалось за владельцем.

16 марта 1836 г. Правление общества Царскосельской железной дороги объ- явило конкурс на составление проекта здания "воксала с гостиницей для прис- танища и удовольствия публики", где уставшие от дел жители столицы мог- ли бы получить "приятный отдых и разумные развлечения на лоне природы Павловского парка". (В числе удовольствий такого рода предусматривались ба- лы, танцы, маскарады). Был выбран проект петербургского арх. А. И. Штакен- шнейдера.

К сентябрю 1836 г. огромный павильон вчерне был готов. Он состоял из круглой "прихожей", зала для обедов, балов и концертов, двух маленьких залов по стронам, двух зимних садов. В двух флигелях было по 40 гости- ничных комнат для приезжающих и по 12 комнат для хозяина гостиницы с прислугою. Здание опоясывала круглая галерея. Специальный проход соединял здание Вокзала с железнодорожной платформой.

В Большом зале предполагалось поместить знаменитый механический ор- кестр "аполлоникон", построенный английским "художником-механиком" Робсо- ном. С целью привлечения пассажиров на железную дорогу в Вокзале уст- роили ресторан, гостиницу и музыкальный зал. Концерты для публики и вход в парк были бесплатными, о чем особо настаивал вел. кн. Михаил Павлович.

Открытие Павловского Вокзала состоялось 22 мая 1838 г. Около Вокзала находился небольшой сад с фонтанами и эстрадой для оркестра. Первона- чально музыка в вокзале имела второстепенное значение, она звучала во время обедов, на балах и танцах. Оркестр располагался на хорах, т.к. эстрады в помещении не было. На открытой эстраде в саду играл духовой оркестр. Осенью для привлечения публики был приглашен московский хор цыган Соклова. В январе начал выступать первый профессиональный оркестр под руководством Й. Германа.

 

В январе 1844 г. в здании произошел пожар, почти уничтоживший здание. Здание воссоздали по проекту Штакеншнейдера за три с половиной зимних месяца. Открытие восстановленного вокзала состоялось 13 мая 1844 г.

 

Администрация дороги стала приглашать для выступлений известных дири- жеров, исполнителей, вокалистов. Бесплатные благотворительные вечера прив- лекали многих дачников разных сословий. Летний сезон 1856 г. открылся выступлением оркестра под управлением И. Штрауса. Его выступления про- должались 10 сезонов. Основной формой деятельности Вокзала стала кон- цертная. Теперь ресторан имел второстепенное значение.

 

Зимой 1860-1861 гг. перепланировали центральную часть здания: ресторан убрали в боковой флигель, зал расширили и соорудили постоянную эстраду. Работы велись по проекту и под руководством арх. А. В. Петцольта. Вмести- тельность концертного зала была доведена до 3 тыс. человек. Появились чи- тальня и зал для игры в кегли. На площадке перед Вокзалом соорудили открытую летнюю эстраду, гимнастическую сетку и фонтан, переоборудованный впоследствии в газовый светильник.

 

В 1892-1903 гг. концертами в Павловске руководил дирижер Н. В. Галкин. В это время произошла переориентация репертуара на серьезную музыку. Состав оркестра увеличился до 100 человек. Вокзал стал самым популярным местом города. Он на некоторое время превратил Павловск в один из музы- кальных центров Петербурга. Здесь исполнялась и легкая садовая музыка и симфонические произведения известных композиторов.

 

В Павловском вокзале выступали многие известные дирижеры и со- листы, причем приглашение выступить там считалось честью. У пульта кон- цертной эстрады стояли дирижеры Н. В. Галкин, Р. Е. Дриго, А. К. Глазунов, Р.М. Глиэр, A.К. Лядов, Н.А. Малько, Д.И. Похитонов, В. И. Сук, B. Ферреро, Г. Фительберг, Ю. Ф. Файер. Здесь выступали: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. и М.И. Фигнер, Д.А. Смирнов, В. И. Касторский, И. В. Ершов, А. Д Вяль- цева, И. В. Тартаков, Н. К. Печковский, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, М. П. Максакова, А. Ф. Серве, Г. Венявский, С.С. Прокофьев, балерины Е. М. Люком, М. Ф. Кшесинская и многие, многие другие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: