Продукт труда имеет следующие формы: общественную, материально-вещественную и нематериальную.




Товар и его свойства

 

 

Понятия «товар» и «продукт» широко используются в экономической литературе. Однако до недавнего времени даже в специальной литературе по маркетингу не существовало различительного толкования этих понятий. В некоторых источниках можно встретить неоднозначное толкование этих понятий, часто продукт рассматривается как вид товара, а иногда товар как вид продукта. Однако, понятия «товар» и «продукт» - это различные понятия.

Одной из причин отождествления понятий «товар» и «продукт» является то, что в англоязычной литературе первый элемент комплекса маркетинга называется product (англ.) и переводится как продукт, продукция, изделие, результат, но не товар, как это чаще всего встречается в отечественной литературе. Понятие «товар», так же как и понятие «продукт» как правило используется с акцентом на потребление, что дает основание считать равновозможным использование данных понятий. Во многих изданиях подчеркивают не столько свойство товара обмениваться на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять.

По определению Ф. Котлера товар – это «все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи». [1]

Согласно ГОСТ Р 51303-99 – «товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи».[2]

По определению Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товар – это «объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот». [3]

Определение сущности понятия «товар» восходит к А. Смиту, однако законченное определение данное понятие получило в трудах К. Маркса, где он определил товар как «…продукт живого труда, предназначенный для продажи». [4]

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека или общества и предназначенный не для собственного потребления, а для продажи.

Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).

Таким образом, понятие «товар» является общественным понятием, так как в этом своем качестве продукт труда дополнительно наделяется рыночными атрибутами. Результатом процесса труда выступает продукт труда.

Продукт труда имеет следующие формы: общественную, материально-вещественную и нематериальную.

Общественная форма продукта труда - это товар.

Материально-вещественная форма продукта труда – это продукция (готовая или незаконченная производством, т.е., например, полуфабрикат).

Нематериальная форма продукта труда – услуга.

Третья форма продукта труда – работа.

Налоговый кодекс РФ в статье 38 части первой устанавливает следующие определения товара, работы и услуги:

- товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Под термином «товары» в таможенном законодатель­стве понимают любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика показывает необходимость включения в этот перечень так­же объектов интеллектуальной собственности, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты;

- работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

- услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Основное содержание услуги заключается в том, что, услуга - действие, осуществляемое одной стороной для другой. Полезность услуги проявляется в виде результата, который получает потребитель. Услуга – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности.

Ф. Котлер, дает следующее определение услуги: «Услуга – объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений».[5]

«Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо».[6]

Услуга, может иметь следующие черты, отличающие её от продукции:

- неосязаемость;

- неразделенность производства и потребления;

- изменчивость;

- неспособность к хранению (нельзя положить на склад).

При оказании услуги не происходит передачи права собственности. Посещение театров, спортивных соревнований, ресторанов, парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, перелеты и переезды в другие города и страны – все это относят к услугам. К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг, услуги организаций связи, питания и торговли. На смену старым приходят новые виды услуг: информационные, компьютерные, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п.

Понятие «услуга» включает в себя:

- обслуживание, т.е. взаимодействие потребителя и исполнителя;

- непосредственно процесс оказания услуги, т. е. процесс выполнения определенной работы исполнителем;

- результат этих действий в виде «преобразованной продукции» или «результата услуги».

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» дает следующее определение: услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на «материальные» и «социально-культурные». Материальная услуга – это удовлетворение материально-бытовых потребностей потребителя. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение) потребительских свойств изделий, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления каких-либо благ (товаров). В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. Социально-культурная услуга – это удовлетворение духовных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя: поддержка и восстановление здоровья, обеспечение духовного и физического развития личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относят медицинские услуги, услуги организаций сферы культуры, туризма, образования и т.д.

 


[1] Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Е.М.Пеньковой. – М. Прогресс, 1990. -, с. 284-285.

 

[2] ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. Государственный стандарт Российской Федерации. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст. Дата введения - 1 января 2000 г.

 

[3] Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

[4] Маркс К. Капитал. Теории прибавочной стоимости. Т.2. – М.: Политиздат, 1966. - с. 711.

 

[5] Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Е.М.Пеньковой. – М. Прогресс, 1990. - с. 287.

[6] Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Е.М.Пеньковой. – М. Прогресс, 1990. - с. 638.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: