Феноменология профессионального взаимодействия с клиентом




Профессия психолога-консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту, позволяя глубоко и близко познать разных людей и себя, доставляет чувство удовлетворенности своей жизнью, осознание своей полезности социуму.

Однако, несмотря на полезность и интересность этой профессии в личном и социальном смысле,она способствует профессиональной деформации специалиста из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни. Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта: консультирование требует больших эмоциональных затрат, и это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта. Попробуем описать некоторые из этих феноменов.

Психологическое консультирование требует большой эмоциональной вовлеченности, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха, что способствует развитию синдрома эмоционального «сгорания» [15]. Он проявляется в виде разочарования в профессии и деморализации, нарастающей склонности к тому, чтобы оставить эту профессию, ухудшении состояния психического и физического здоровья консультанта, снижения устойчивости браков, развития склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Попробуем более подробно описать причины, симптоматику и профилактические мероприятия «синдрома сгорания».

Кризисное психологическое консультирование требует устойчивого внимания, напряжения и эмоциональной включенности. Иными словами над специалистом постоянно висит угроза умственного, эмоционального и физического истощения из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (стресса). Стресс вызывается множеством требований, которые непрерывно суммируются. Когда внутренние и внешние требования постоянно преобладают над внутренними и внешними ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к «сгоранию». «Сгорание» – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

Современные исследователи Эдельвейк и Бродский[16] в своей работе по исследованию синдрома «сгорания» у специалистов помогающих профессий пишут, что люди с такими чертами личности, как беспокойство, чувствительность, эмпатия, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими, иными словами по типу личности подходящие для эффективного консультирования, в большей степени, чем другие, подвержены этому синдрому. Следовательно, помимо стресса, обусловленного профессиональными факторами психолог – консультант испытывает стресс, связанный с личностными факторами. Суммируясь, профессиональные и личностные факторы стресса, создают условия для более быстрого и глубокого эмоционального «сгорания».

Когда Френденбергер[17] предложил в 1974 году термин «сгорание» для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, оказалось, что эта модель дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, подходит для любых специалистов помогающих профессий. Синдром «сгорания» имеет диагностический статус в МКБ – 10: Z73.

Синдром «сгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Эта модель сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и стала средством разрушения табу, которого ранее придерживались специалисты данного профиля. По опыту авторов синдром «сгорания», несомненно, легче диагностировать и проводить профилактическую работу в тех учреждениях и коллективах, где стресс не рассматривается как моральный изъян, и где к страдающим лицам относятся не оскорбительно, а с должным уважением и сочувствием.

Группируя выводы из различных исследований синдрома «сгорания», можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся причины:

  • монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, оплаты и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
  • работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  • неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Часто специалисты, которые «сгорают», испытывают большие трудности в распознавании этого состояния. Для диагностирования наличия синдрома «сгорания», а также его тяжести предлагаем использовать перечень Maslach и Jackson (1986).

Одним из существенных факторов, препятствующих усугублению "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий.

Первый шаг профилактики синдрома сгорания – взять на себя ответственность за свое состояние и обязать себя изменяться. Мы должны гарантировать, что наши личные потребности удовлетворяются для того, чтобы у нас было, что давать своим клиентам и коллегам. Не существует простых и универсальных решений, есть лишь несколько рекомендаций, которые каждый специалист может дополнить собственными: немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии и разработать собственную стратегию реабилитации. Хорошим средством является участие в группе поддержки профессионалов в атмосфере доверия и конфиденциальности, а так же обращение за супервизорской помощью. Четкое деление между работой и домом, развитие альтернативной деятельности («хобби»), поддержание своего здоровья и физическая активность, удовлетворяющая социальная жизнь способствуют профилактике синдрома сгорания.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Описывая феноменологию процесса профессионального взаимодействия с клиентом, невозможно избежать описания таких явлений, как «перенос» и «контрперенос». Кратко ссылаясь на фундаментальные достижения психоанализа, можно дать следующую формулировку: транспозиция осуществляемая клиентом в отношении консультанта называется переносом, транспозиция консультанта в отношении клиента является контрпереносом.

Прежде, чем чуть подробнее описать эти явления, необходимо заметить, что в случае кризисного психологического консультирования явления транспозиции должны осознаваться консультантом для поддержания качества консультативного контакта, но материалом для работы с клиентом не являются.

Возможность трансфера (переноса) в консультировании и психотерапии в настоящее время в большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических школ. Как перенос, так и контрперенос, являются составными частями консультативного контакта. Психологический феномен транспозиции присутствует в любых межличностных отношениях, но в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. Консультант заведомо обладает авторитетом и остается анонимным, этим облегчается возникновение переноса. Независимо от зрелости личности консультанта он — человек и в его жизни непременно происходят трудности и конфликты различного рода, эти болезненные темы, невольно затронутые клиентом, и порождают контрперенос.

Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств, установок, защитных реакций привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего — родителями)[18].

Осознавание консультантом феномена переноса позволяет проанализировать, каким образом ранний опыт клиента, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего, особенно при затрудненном переживании кризиса, которое подпитывается реакциями переноса. Конечно, консультанту не стоит игнорировать чувства клиента, когда осталась без обсуждения интенсивная любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос) или ненависть к нему (отрицательный перенос). Они должны быть обсуждены, с выбором надлежащей глубины обсуждения.

Трансформация переноса в процессе консультирования похожа на эмоциональное развитие ребенка: от мнения о консультанте, как о всемогущем и всезнающем к более реалистичному, партнерскому. Опыт позитивного преодоления кризиса с помощью консультативного сопровождения, в котором перенос интериоризирует фигуру консультанта, способствует формированию навыков и умений преодоления кризиса как такового и становится составной частью психики самого клиента.

Поскольку консультативный контакт двусторонен, очевидно, что и консультант привносит в отношения с клиентом свои жизненные затруднения. Контрперенос можно охарактеризовать как ответную реакцию на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним.

Если контрперенос проявляется в форме неосознаваемого внешнего поведения, то он неконтролируем и препятствует объективности консультанта, что стоит обсудить с супервизором. Контрперенос, проявляющийся в качестве внутренних переживаний, помогает консультанту лучше понять, какое влияние оказывает поведение клиента на него и на других людей. В любом случае феномен контрпереносных реакций нуждается в супервизорском анализе.

Описывая трансфертные реакции клиента и консультанта, мы вплотную подошли к проблеме внеконсультативных отношений и зависимости консультанта и клиента.

Положительному переносу всегда присуща определенная, временная идеализация консультанта с эротическим оттенком, не обязательно при разнополости консультанта и клиента. Именно из этого феномена могут возникнуть проблемы внеконсультативных отношений: манипулятивное желание привлечь внимание, интерес к личной жизни консультанта, конкуренция с другими клиентами из-за консультанта, желание делать подарки.

Подарки опишем особо, они тоже служат формой выражения чувств к консультанту. Это может быть демонстрацией желания иметь с консультантом особые отношения, тогда консультанту необходимо отказаться от подарка, чтобы не быть втянутым в созависимые манипулятивные отношения. Правда, бывают случаи, когда подарки отражают искреннюю благодарность и уважение к консультанту, желание не быть ему обязанным, отказ от них может оскорбить клиента, разрушив эмпатийные отношения[19].

Подводя итоги сказанному можно выразить следующее мнение. Понимание, тактичность и деликатность консультанта, в отношении выражения чувств клиентов, даже когда консультант не отвечает на них, является важнейшей составляющей поддержания отношений доверия и закрепления эффекта преодоления кризиса. С другой стороны анонимность личной жизни консультанта, специфика ограниченности консультативных отношений помогает клиенту осознать и принять жизненные ограничения на удовлетворение желаний, что также является ресурсом при переживании кризиса.

Продолжая описание феноменов, возникающих в процессе консультативного контакта, остановимся на таком методе проработки отношений с клиентом, как супервизия.

В переводе с английского супервизия (supervision) оз­начает надзор, но Г.Хэмбли отмечает, что «супервизия» — это «наблюде­ние за чьей-то работой». Большинство консультативных служб обычно обеспечивают одну или несколько форм супервизии для своих консультантов. В профессиональной деятельности каждого консультанта должен существовать кто-то, с кем консультант может об­судить сложный случай, личные чувства, связанные с консультативной ситуацией, и т.п.

Супервизия является эффективным средством повышения профессиональной компетентности, соблюдения внутренней экологии и профилактики синдрома «сгорания» психологов- консультантов.

Супервизия несет в себе следующие функции:

1) Образовательная. Супервизия осуществляется через анализ и исследование работы консультанта со своими клиентами, развивает умение лучше понимать клиента, осознавать собственные реакции на клиента и понимать динамику взаимодействия с ним, исследовать свои интервенции и их последовательность, другие пути работы с этой и подобными ситуациями.

2) Поддерживающая. Когда специалист вовлекается в эмоционально глубокую работу с клиента­ми, он неизбежно подвергает себя воздействию дистресса, боли и потерянности, ис­пытываемой клиентом. Супервизия помогает консультанту осознавать, как это влияет на него, способствует реабилитации и профилактикек синдрома «сгорания».

3) Нормативная. Супервизия обеспечивает контрольную функцию в работе с людьми: удовлетворяет ли проводимая работа стандартам учреждения, в котором она проводится, касающимся профессионального уровня консультанта, корректности применяемых им приемов, этическим нормам и другим критериям и требованиям, предъявляемым к специалистам.

Любая супервизорская консультация несет в себе все перечисленные функции, в разных случа­ях одна функция становится ведущей, а другие присутствуют менее явно.

Супервизия проводится с соблюдением тех же этических норм, которые присутствуют в консультировании, но имеет следующие особенности: супервизор демонстрирует «Я-высказывания», а целеполагание осуществляется сразу по предъявлении случая. Необходимо подчеркнуть, что главным в супервизии являются отношения доверия и откровенности между супервизором и консультантом.

Хороший супервизор — это человек, верящий в уни­кальность, обучаемость и потенциальные возможности своего подопечного; человек, который высоко ценит че­ловеческие взаимоотношения (Хэмбли, 1992. С. 48).

Супервиза осуществляется не только в форме индивидуальных встреч, но и групповой работы. Групповая супервизия использует технологии ролевой игры, мастер-класса и балинтовской группы.

Еще один феномен, возникающий в процессе консультативного контакта, касается важности не только соответствующей теоретической базы и практической подготовки, но и углубления самопознания консультанта.

Развитию самопознания способствует курс индивидуального консультативного сопровождения психолога – консультанта в процессе обучения и дальнейшей работы. Личный клиентский опыт консультанта представляет уникальную возможность узнать, что такое беспокойство, связанное с самоанализом, какие душевные переживания возникают во время консультирования.

Как у каждого человека, у консультанта есть непознанные зоны личности, зоны, которые травмированы, внутренние конфликты, которые оживают под действием клиентских историй. Более глубокое познание и разрешение этих феноменов будет способствовать становлению эффективного специалиста. Естественно «избавиться от всех травм и конфликтов» не представляется возможным. Важно понимать суть своих проблем, как они сказываются на отношениях с клиентами и предпринимать шаги по их преодолению.

 


[1] Адлер Ф. Лекции по аналитической психологии. М., 1996

[2] Айви А., Айви Б., Саймэн-Даунинг Л.. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999.

[3] Буркс Х., Штеффер Б. Основы психологического консультирования. – М., 1979

[4] Бъюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб.: Питер, 2001. – 304 с

[5] Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

[6] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2000.

[7] Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994.

[8] Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. - Спб., 2000.

[9] Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. 1997.

[10] Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.

[11] Gelso С. J., Fretz. В. С. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992.

[12] George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.

[13] George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.

[14] Качюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

[15] Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986

[16] Edelwick, Brodsky, 1980

 

[17] Frendenberger (1974)

[18] Creenson (1965; цит. по: Сох, 1988)

[19] Качунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: