Тестовые задания по теме.




1. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ.

Ночь бежала и убегала своим обычным путём, и мир начинал пробуждаться. Жизнь тихо, неслышно, но неуклонно прокрадывалась на маленький дворик. Сначала тёмная крышка, плотно надвинувшаяся сверху, стала будто приподыматься. Дыхание утра легко развеяло сумрачную серую тьму ночь. Небо засинело, стало прозрачнее. Мир сверху раздвигался, маня синим простором. (В. Г. Короленко)

1) художественный стиль; описание;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; рассуждение;

4) публицистический стиль; описание с элементами рассуждения.

2. ОТКРЫТАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЧЕРТОЙ СТИЛЯ…

1) художественного;

2) научного;

3) публицистического;

4) официально-делового.

3. РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СИНОНИМЫ, УЧИТЫВАЯ ИХ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ОКРАСКУ, В ТРИ СТОЛБИКА ТАБЛИЦЫ.

Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

Образец:

  1. Книжное
  1. Нейтральное
  1. Разговорное
Множество Много Уйма

Домашнее задание для уяснения темы занятия. Упражнение 1.

К сочетаниям двух существительных подберите синонимичные сочетания с прилагательным определением. Укажите смысловое и стилистическое различие полученных вариантов.

Вершина горы, ступеньки лестницы, рабочие завода, командир роты, планы захватчиков, лучи солнца, бульвары Москвы, продукция высокого качества, девушка восемнадцати лет, пейзажи моря, поддержка друга, песни Грузии, отношения родства, время обеда, любовь женщины, крик детей, ловля рыбы, прогулка вечерами, напутствие родителей, шкаф для книг, венок из лавра.

Упражнение 2.

Из приведенных ниже пар простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции. Укажите смысловые и стилистические оттенки различия между полученными вариантами.

1. Марина Цветаева создала замечательные поэтические произведения. Книги ее выходят большими тиражами.

2. Полиция во многих странах успешно борется с наркомафией. Она использует специально обученных собак.

Тема для подготовки доклада. Богатство и разнообразие речи как одно из основных коммуникативных качеств.

Тема: «Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность ».

Основные понятия и положения темы.

Уместность речи – коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — условия общения. У. р. — необходимое качество хорошей речи, которое заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. У. р. соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного выступления. У. р. захватывает разные уровни языка (употребление слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций и целых композиционно-речевых систем) и может рассматриваться и оцениваться с разных точек зрения. Различают У. р. стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологи-ческую. У. р. стилевая заключается в том, что уместность отдельного слова, оборота, конструкции или композиционно-речевой системы в целом предопределяется и регулируется стилем языка. Каждый из функциональных стилей имеет свою специфику, свои закономерности отбора и употребления языкового материала. В каждом из них существуют элементы, определяющие его специфику, которые называются стилеобразующими. Перенесение их в другие условия общения без надобности, без мотивировки справедливо считается нарушением У. р. Уместность отдельной языковой единицы регламентируется и таким фактором, как контекст, т. е. ее речевое окружение.

Контекст – это композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности. Критерий контекстной уместности, хотя в общих чертах и определяется уместностью стилевой, не всегда совпадает с ней. Нередко можно наблюдать случай, когда языковое средство, традиционно неприемлемое для определенного стиля, определенных условий общения, в конкретном контексте оказывается уместным, более того, единственно необходимым для достижения нужного эффекта. Так, например, в стилистике сложилось отрицательное отношение к отглагольным существительным, так как употребление отглагольных существительных, особенно в большом количестве, делает речь мелодически бедной, аморфной, сообщает ей налет канцелярщины и т. д. В замечательном стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» нет ни одного глагола, зато отглагольных существительных — шесть: шепот, дыхание, колыхание, изменение, отблеск, лобзание. Почему же Фет, поэт-музыкант, предпочел существительное глаголу, создавая одно из самых поэтических своих стихотворений? Преимущество отглагольного существительного в безличности, неопределенности действующего лица. А это гармонирует с общим лирическим строем стихотворения, которое очаровывает читателя прелестью недосказанного. Глагол же, как правило, связан с реальным лицом, конкретным деятелем, потому оказался бы слишком груб и неуместен для передачи тонких нюансов поэтического содержания. У. р. обнаруживается не только на отдельных языковых уровнях, но и в определенных речевых системах, ситуациях, в стиле произведения в целом. Неуместностью в художественном произведении страдают иногда отдельные композиционные компоненты текста — диалог, построенный без учета закономерностей разговорной речи, описания внешности героев, их раздумий, природы, а также авторские размышления.

Говоря с собеседником, выступая перед аудиторией, мы не только сообщаем ту или информацию, но вольно или невольно передаем и наше отношение к действительности, окружающим нас людям. Поэтому важно позаботиться о том, как наша речь подействует на собеседника — не травмирует ли она его грубостью, не унизит ли его достоинства.

У. р. — качество, важное в социальном аспекте: оно регулирует наше речевое поведение. Умение найти нужные слова, интонацию в той или иной ситуации общения — залог успешного взаимоотношения собеседников, возникновения так называемой обратной связи и наоборот: учитель не сумел найти нужных слов для общения с учеником, с десятиклассником разговаривая так же, как и с пятиклассником, в результате нет контакта, нет доверия.

Самостоятельная работа по теме:

Задание 1. Отметьте в сочинениях абитуриентов неуместное употребление стилистически окрашенных языковых средств. Исправьте предложения; мотивируйте свой вариант правки.

1. В пору XX века наука и техника, искусство развиваются особенно бурно. 2. Бамовцам пришлось жить в палатках, ударно трудиться, кушать: варить на костре. 3. И нам радостно, что в данное время, когда ребенок плачет порою, в его глазах все же отражается довольно-такисчастливый мир. 4. Дядя Аркадия часто и много ругается с Базаровым, горячо отстаиваясвою точку зрения. 5. Поэтому, когда в телевизоре видишь теоретиков новой войны, то думаешь о многом. 6. Разметнов убил Лятьевского, но самый страшный враг Половцев успевает удрать. 7. Давая характеристику Собакевичу, нельзя не отметить, что он питался очень большими дозами. 8. – Зачем вы, молодой человек, едете в Москву? – Там служу. А вы семейные? 9. Кабаниха горько сетуетоб уходящей старине.

Ситуационные задачи.

Исправьте допущенные ошибки. Объясните, в чем они заключаются.

1. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 2. Ностальгия по родине не давала им покоя. 3. Пора поменять окружающий антураж. 4. Каждый год в нашем городе проходят художественные биеннале. 5. В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж. 6. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. 7. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. 8. Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета. 9. Это случилось уже после постфактум. 10. Выдуманная вами фикция не поможет вам! 11. Перед ним встали две альтернативы: идти или не идти на урок. 12. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: