Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах




Требования

К организации речевого уголка в группе детского сада

 

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Рассмотрим один из центров развивающей среды – речевой уголок. Это специально оборудованное пространство для занятий и игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

1. Формирование фонематического слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.

4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

· соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;

· речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;

· важно, чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке.

· игровой материал должен быть доступным для ребёнка;

· неотъемлемый атрибут речевого уголка – «одушевлённый персонаж» - обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональной: она может двигаться с помощь. Взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

· не следует перегружать речевой уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.
Развитие дыхания Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.
Развитие мелкой моторики Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.
Звукоподражание Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.
Автоматизация звуков Мелкие игрушки, предметные и сюжетные картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.
Лексики и грамматика Предметные картинки по лексическим темам.
Развитие связной речи Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.
Подготовка к обучению грамоте Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

 

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и речевого материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно.

Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах

Младшая группа - Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей:, песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов. - Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель», - Картинки с простыми сюжетами и действиями. - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи. - Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом». - Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия». - Игрушки-телефоны. - Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?». - Картинки с простым сюжетом для составления рассказов. - Подборка загадок, песенок, потешек, стихов. - Трафареты, шаблоны. - Игры для развития ручной ловкости. - Картотека речевых игр. - Открытки о родном городе.
Средняя группа - Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. - Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года. - Открытки для рассматривания. - Портреты писателей в соответствии с программой. - Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом». - Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?» - Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?» - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи. - Игрушки-телефоны, занимательные головоломки. - Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов. - Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму. - Игры для развития ручной ловкости. - Картотека словесных речевых игр. - Открытки о родном городе, крае. - Предметы быта и старины.
Старшая группа - Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему. - Портреты писателей в соответствии с программой. - Альбомы или иллюстрации дополняются темами оРодине, о технике. - Портреты художников-иллюстраторов. - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте. - Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия». - Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ». - Азбука букв различной фактуры. - Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов. - Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму. - Игры для развития ручной ловкости. - Картотека словесных речевых игр. - Коллекции марок, значков, календариков, этикеток. - Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.) - Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму. - Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты. - Иллюстрации о памятниках и музеях. - Карта России и родного края.
Подготовительная к школе группа - Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей. - Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей. - Альбомы загадок, скороговорок, стихов. - Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости. - Картотека словесных речевых игр. - Коллекции марок, значков, календариков, этикеток. - Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.) - Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры. - Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте. - Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия». - Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ». - Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями. - Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: