Период поздней бронзы в Месопотамии




 

Поздний бронзовый век на БВ 1600-1200 гг до н.э

Конкуренция великих держав (Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Бронзовый век завершился т. н. бронзовым коллапсом и нашествием народов моря.

В этот период, а конкретнее, в 1590-х гг происходит захват Вавилонии хеттами. Династия Хаммурапи закончилась. Но хетты в Месопотамии не остались, и там началась борьба за власть, победителями из которой вышли касситы. Начался Средневавилонский период (до 12 века). Касситы восприняли вавилонскую культуру, но произвели социально-экономические реформы: количественно сократили общинный сектор, однако большие города (Вавилон, Ниппур, Сиппар) получили большую автономию – освобождение от налогов и повинностей, собственный военный контингент. Соот., там началось бурное развитие экономической жизни и частная эксплуатация (долговое рабство становится пожизненным, ростовщичество).

Касситы проводили активную внешнюю политику, происходила экспансия на восток. Также они вновь собрали всю Вавилонию в одно г-во – до этого это удалось только династиям Ура и Аккада и дому Хаммурапи. Была создана «Амарнская международная система» - система договоренностей и мирном взаимодействии между величайшими державами 14 века Митанни, Вавилонией, Египтом и Хеттским гос. С Египтом вообще было много отношений – династические браки, союзы, ссоры.

В 13 веке начинает набирать могущество город Ашшур, который превращается в могучее государство Ассирию. Началась череда войн, которая длилась в общей сложности около 150 лет. В связи с этой опасностью касситы заключают союз с хеттами (им самим это не нравилось), касситский царь даже пишет хеттскому: «ты пишешь нам не как брат, а командуешь нами, как рабами». Из-за этого союза Вавилон разрывает отношения с Египтом (египетский царь Рамсес обижал хеттов). Но ассирийцы заволновались и отобрали у Вавилона долину Среднего Евфрата, отрезав их тем самым от хеттов.

В течение следующего столетия ассирийцы и вавилонцы поочередно анеексируют и оккупируют територии друг друга. Заканчивается это тем, что около 1150 года до н.э в Ваилонию пришли эламиты, и полностью оккупировали ее в несколько походов. Города и храмы были разграблены, а царя угнали в Элам.

 

 

Религиозная реформа Эхнатона (гимн Атону)

 

При Аменхотепе 3 (фараоне 18 династии) начался период стабильности. Он получил возможность заниматься внутренними делами страны. Могущество его предшественников основывалось на поддержке армии и жречества бога Амона-Ра, чтимого в Фивах, где расширял свое богатство за счет военной добычи Карнакский храм. Однако с прекращением войн в Азии престиж образа фараона-воина понижался, а усиливавшееся влияние жречества могло выступить против самого фараона. Влияние на власть начинают оказывать т н «служилые люди», материально зависимые и оттого преданные фараону. Сама жена Аменхотепа 3, Тэйе, тоже происходила из этой прослойки.

Аменхотеп 3 воздвиг большой храмовый комплекс Ипет-ресив, где его образ длился намного выше, чем в Карнаке. Именно в его царствование устанавливается культа Ра-Харахти (царская власть) в противовес Амону-Ра. (гимн Атону начинается со слов: «прославляем Ра-Харахти, ликующего на небосклоне»).

Политику укрепления царской власти путем опоры на незнатных людей продолжил сын Аменхотепа 3, Аменхотеп 4. Укрепляется культ Ра-Харахти, который с 1361 г до н э начинает отожествляться с Атоном, солнечным диском. Первый храм Атона строится в Фивах, но уже в 50-х годах Аменхотеп строит новую столицу в Среднем Египте, в месте под названием Телль-эль-Амарна (отсюда название «Амарнская реформа») – там, где раньше не было храма ни одного божества. Новая столица – Ахетатон («Горизонт Атона»). Он меняет имя на Эхнатон («Угодный Атону» - теофорное имя).

Сам Атон не изобр ни антропоморфно, ни зооморфно, а как солнечный диск, чьи лучи заканчиваются благословляющими кистями рук. Эхнатон – любимый сын Атона, который правит с ним вместе. Атон направляет действия царя, подсказывает ему через непосредственное общение, таким образом сам фараон – непосредственный жрец. Формируются богатые храмовые хозяйства Атона, принадлежащие собственно Эхнатону.

Монотеизм Эхнатона далеко не абсолютен (скорее монолатризм) – даже в гимне Атону встречаются упоминания других богов, например бога ветра Шу или другого солнечного Ра. Хотя дальше встречается фраза «бог единственный, нет другого кроме тебя!», ее следует скорее воспринимать в контексте предыдущего стиха, где говорится, что именно Атон – бог, зарождающий жизнь «рыбы в реке, жемчужины в раковине, …, ребенка в чреве матери…».

Надписи с упоминанием старых богов стираются, статуи разрушаются.

Тем временем равнодушие Эхнатона к внешнеполитическим делам привело к потере египетского влияния в Азии. Условия «амарнского мирового порядка» были разрушены, и Митани в 60-х годах отбирает сирийские провинции Египта, завоеванные при Тутмосе 4 (в Реставрационной стеле это объясняется гневом богов).

Не смотря на запрет почитания старых богов, оно продолжалось. Реформа Эхнатона ненадолго пережила своего создателя, просуществовав лишь в течение нескольких лет царствования Сменхкара. После вступления на престол Тутанхатона (позже Тутанхамона) почитание Атона и вовсе прекратилось.

 

 

Реставрация культа богов «Реставрационная надпись»

У Эхнатона не было сыновей от брака с Нефертити, и поэтому следующими фараонами после его смерти были его зятья. Первый, Сменхкара, проправил всего два года и продолжал религиозную политику своего предшественника.

Затем, в 1348 г. на престол вступает Тутанхатон (ему было 9 лет) – его правление было формальностью, как и брак со сводной сестрой. Реальными правителями были бывший верховный жрец Атона Эйе и главнокомандующий армией Хоремхемб.

Не разделяя религиозного пыла Эхнатона (осуждая, как показывает «Реставрационная стела», лишь вредоносные последствия – вроде пренебрежения внешней политикой в Азии и соот. потери египетской Сирии, а не религиозное содержание его реформы), он оставил в силе те преобразования, которые реально укрепляли Египетское государство. Чтобы прежнее влияние жречества Амона-Ра не было восстановлено, столицу Египта он перенес из Ахетатона не в Фивы, а в Мемфис. Сохранили свое положение при дворе выдвинувшиеся при Эхнатоне служилые люди, не исключая и выходцев из низов.

Также «Реставрационная стела» воспевает благоденствие Египта под покровительством старых богов, которым Тутанхамон воздвиг жертвенники из золота, бронзы, серебра, меди (и заодно увеличил подати для храмов).

Тутанхамон умер, едва достигнув 20 лет, около 1339 г. Его гробница – единственная, найденная неразграбленной Говардом Картером в 1922 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: