Проверки: камеральные и выездные




Основные изменения

Изменение этих правил привело к тому, что, естественно, и доминанты контроля поменялись, и из-за всех этих пертурбаций у нас произошло очень много изменений в действующем законодательстве. Было два основных закона, которые регулировали наши взаимоотношения с ФСС, – это Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (о больничных) и Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (о взносах на травматизм) (далее – Закон N 255-ФЗ, Закон N 125-ФЗ). Эти законы остались на своих местах, только были очень сильно переписаны. В частности, от Закона N 255-ФЗ практически камня на камне не осталось; изменились все правила и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Осталась, по сути, всего одна статья, которая касается самих организаций там, где они должны за первые три дня выплачивать пособия, и это контролю, конечно, подвергается, но минимально. И что нам с вами для сегодняшнего разговора интересно – исключена ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ (в ред., действующей до 01.01.2022), которая раньше отвечала за общение с ФСС по поводу того, что он вам должен. У вас из прошлых лет, возможно, еще не урегулированы отношения с Фондом, когда вы бы хотели, чтобы налоговики вам зачли переплату по взносам. Есть и взаимоотношения, когда вы не получили возмещение от Фонда, он вам продолжает оставаться должным, и с наступлением 2022 года этот вопрос, к сожалению, решается с большим трудом. Потому что раньше был порядок, заложенный в этой ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ (в ред., действующей до 01.01.2022), а теперь самой статьи нет.

А вот ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, которая отвечает за проверки, полностью переписана. Акценты расставлены по-другому, сообразно новому предмету проверки.

А если говорить о Законе N 125-ФЗ (о травматизме), то там вообще появились две большие новые главы, посвященные контролю. Появились и новые штрафы, связанные с изменением этих наших взаимоотношений с Фондом. То есть вот практически началась новая жизнь именно в отношении контроля со стороны ФСС.

К этим двум ненормативным законодательным актам я добавлю еще одну ссылку – на Постановление Правительства от 09.08.2021 N 1320 (далее – Постановление N 1320). Оно у нас действует также с 1 января 2022 года и отвечает за ситуацию, когда Фонд возмещает вам расходы, связанные с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами. И применительно к нашей теме я называю это Постановление N 1320 потому, что там тоже есть несколько абзацев, касающихся непосредственно организации контроля. То есть вы выплатили данное пособие, оплатили эти дни, предоставляете Фонду документы на возмещение, а он, естественно, эти документы камералит. Вот как он это делает, на что обращает внимание, что является нарушением и основанием для отказа в возмещении – вот это все в этом Постановлении N 1320 тоже изложено (Правила, утв. Постановлением N 1320). Таким образом, у нас три основных нормативных документа, от которых мы будем отталкиваться в нашем разговоре применительно уже к новым правилам контроля со стороны ФСС в 2022 году.

И что же мы в них интересного для себя вычитаем? Что касается прав и обязанностей Фонда как контролера, то подробности находятся в двух законах: в ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ (о больничных) и в ст. 18 Закона N 125-ФЗ (о травматизме). И перечислены те самые права, которые я, собственно, уже озвучила – право проверять документы, которые представлены страхователем, право отказать в выплате пособия, если документы эти представлены не адекватно потребностям (наказать за опоздание, за передачу некорректных данных, за непередачу сведений в систему), отказать в возмещении определенных выплат, потребовать возврата переплаты по пособиям (по нашей вине Фонд переплатил – с нас будут взыскивать) – вот такие права и обязанности у Фонда имеют место быть с учетом этих изменений. Ну а как они добиваются реализации – это уже в новых правилах изложено, и в данном случае они не одиноки, надо сказать, в своей войне. Нам с вами очень важно отметить, что там, где речь идет о наибольшей цене вопроса, там, где речь идет о пособиях по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (что в целом в сравнении с историей с травматизмом выглядит, наверное, более весомо почти для любой организации), мы понимаем, что у нас тут два контролера между собой не то чтобы конкурируют, но, тем не менее, присутствуют на горизонте. Это налоговики, которые свою линию гнут в отношении самих взносов, правил их уплаты, и это Фонд, который уже отвечает за пособия, за выплату, за переплаты, которые у вас могут образоваться, за зачет этих переплат. У каждого своя епархия. Раньше они еще вместе могли проверки проводить, а сейчас уже нет, потому что ФСС теперь другие задачи решает, и совместные проверки уже не предусматриваются для налоговых органов и ФСС. Это условие выпало теперь из законодательства в новой редакции, так что они должны проверки проводить каждый сам по себе.

Но взаимодействие между налоговыми органами и Фондом социального страхования продолжается, и, наверное, вам будет полезно ознакомиться с Соглашением об информационном обмене между ФНС и Фондом социального страхования, которое действует уже с 2016 года. В 2019 году оно было скорректировано, преобразовано. Да, не все, что в этом соглашении заложено, сейчас продолжает работать именно в связи с тем, что изменились правила оплаты больничных. Соглашение пока никто не корректирует. Я не знаю, будет ли оно скорректировано или же и так все устраивает эти два контролирующих органа. Но вы прекрасно поймете, какие данные в этом соглашении актуальны, а какие нет, я бы его почитала. Потому что там перечислено, и какую информацию Фонд отдает налоговикам при каких обстоятельствах, и какой информацией налоговики Фонд снабжают. Я думаю, что это для вас будет достаточно ценно. В «КонсультантПлюс» этот документ есть, так что осталось только его найти и с ним ознакомиться.

Проверки: камеральные и выездные

ФСС не участвует в проверках, связанных непосредственно с уплатой страховых взносов, и, естественно, не является контролером по расчету страховых взносов (РСВ), но камеральный контроль в области пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в отношении оплачиваемых выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и пособий на погребение он проводит на основе тех документов и сведений, которые вы сами Фонду передали в этой связи. Он, естественно, проверяет, насколько эти данные достоверны, насколько они полны, насколько вы их вовремя обновляете, все ли там справедливо – то есть не обобрали ли вы Фонд на какие-то лишние выплаты (ч. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).

В этом отношении камералки ведутся по основному, скажем так, виду социального страхования, а вот по травматизму полномочий у Фонда больше. Мы сдаем расчет 4‑ФСС, и ее проверяет именно Фонд социального страхования, здесь камеральный контроль строится в более привычном нам ключе.

Что касается проверок выездных, то Фонд имеет право их проводить. По аналогии с налоговыми проверками, выездные проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Бывают повторные, бывают внеплановые. Подробности можно вычитать в следующих статьях законов: это ст. 26.14-26.16 Закона N 125-ФЗ (там общие подходы к контролю: камералки, выездные, все подробности расписаны очень детализировано, что как проводится, сколько времени продолжается, как акт составляется, рассмотрение дела, вынесение решения, передача требований – вот все эти процедуры здесь). И почему я назвала Закон N 125-ФЗ первым – потому что Закон N 255-ФЗ (о больничных) очень обеднил информацию о контроле, и, по сути, контроль проводится по аналогии с контролем по травматизму. В ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ так и написано – что порядок проведения проверок, порядок привлечения к ответственности такой же, как в Законе N 125-ФЗ. То есть мы ориентируемся там, где речь идет, например, о проверках в связи с больничными пособиями, на механизмы, заложенные в Законе N 125-ФЗ.

Тут будет интересно нам с вами проговорить вот что. Как же отбираются «жертвы» на проведение выездных проверок? Камералки неизбежны, это и так понятно, и я не думаю, что вы им как-то внутренне сопротивляетесь. Это то, что происходит где-то за кадром, у вас могут запрашивать пояснения, но не более того. Понятно, что если есть нарушение – то возмездие неотвратимо.

А вот выездные проверки – это уже куда более травматично. И возникает вопрос: а как решают, кого проверять? То есть почему именно меня выбрали, а не кого-то другого? Страхователей много, не ко всем же приходят раз в три года. Кого-то вообще никогда не трогали, а в каком-то, например, населенном пункте, где один налогоплательщик, к нему и каждый год будут пытаться стучаться. Вот как раз по поводу того, как отбирают на выездные проверки, у нас в 2021 году появилось два очень интересных документа. Один – Письмо ФСС РФ от 22.07.2021 N 02-08-01/06-06-12864л, второй – Информация ФСС РФ с показательным названием «Примерные критерии самостоятельной оценки рисков для страхователей, используемые Государственными учреждениями – региональными отделениями ФСС РФ при планировании выездных проверок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, методика их расчета». Оба документа есть в «КонсультантПлюс», ознакомьтесь.

Конечно, на критерии без слез не взглянешь, по-другому не могу сказать, при всем уважении, потому что они немного «не от мира сего». Но важно, что нас по ним все-таки оценивают. Там восемь критериев, даже есть расчетные формулы. Я не всегда понимаю, при чем здесь математика, но к каждому критерию есть расчетная формула. Некоторые самые яркие таковы.

Вы поднимаетесь выше в очереди на проверку, если у ваших сотрудников средняя зарплата ниже, чем средняя по отрасли по вашему виду деятельности. Вот уже все, кто мог, на этом сыграли; теперь и ФСС в этом тоже решил поучаствовать. Почему – понятно. Есть целые отрасли, где работников выдают за исполнителей по договорам ГПХ, где работников оформляют мнимыми индивидуальными предпринимателями. Там страховые взносы на травматизм, видимо, вообще не уплачиваются, а основные – так себе. Но эти критерии именно с проверками по травматизму связаны. Значит, пытаются разоблачить. Если у ваших в сухом остатке низкие зарплаты (если раскидать на всех в среднем, всю базу обложения страховыми взносами поделить на численность), значит, ваши шансы увидеть воочию проверяющих из ФСС повышаются.

Еще один критерий, по-моему, очень забавный – это миграция страхователя. То есть Фонд социального страхования всерьез думает, что кто-то из организации переходит из одного региона в другой, меняет юридический адрес, чтобы сбежать из поля зрения Фонда социального страхования. Не знаю, им виднее, конечно. Я не только никогда не сталкивалась с подобным проявлением, но и даже не могу себе представить, кто бы на это пошел. Я еще понимаю – от налоговой бегали десять лет назад, но все уже успокоились, поняв, что там не спрячешься все равно. Но я еще никого не видела, кто бы бегал от Фонда социального страхования.

Еще один критерий – не на все требования отвечаете. То есть в предоставленных документах пояснений меньше, чем у вас запросили.

Еще один критерий – более одного раза, то есть, правильнее сказать, неоднократно подавали уточненный расчет 4‑ФСС с уменьшением базы для обложения взносами на травматизм.

Всего критериев восемь, самые интересные и завлекательные я вам назвала. Проанализируйте эти письма, оцените свои шансы.

Теперь что касается ситуации, когда в ходе проверки все-таки были найдены какие-то грехи. Понятно, что сначала вам выносят решение, требование на уплату возмещения, если Фонд из-за вас потратился слишком сильно, от вас потребуют вернуть деньги или откажут в выплате какого-то пособия. Откажут в выплате – это, как говорится, бесплатно, то есть пока не исправишься, то и пособие не будет выплачено. А вот если переплатили из-за вас, то уже требуют возмещения. В том случае, если вы добровольно по этому требованию оплату не произвели, интересный момент – ФСС имеет право взыскания производить только через суд. Это заложено в ст. 26.20 Закона N 125-ФЗ, и вторит ей ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ. В отличие от налоговых органов, которые в подавляющем большинстве случаев взыскания производят по собственной инициативе без всякой посторонней помощи, здесь только через суд.

Штрафы

И прошу вас ознакомиться, конечно, со штрафными статьями, которые у нас есть в Законе N 125-ФЗ и Законе N 255-ФЗ, по которым мы с вами сейчас двигаемся. Они тоже у нас преобразовались. В частности, если говорить для начала о Законе N 255-ФЗ, то у нас появилась новая ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ с 2022 года, в которой перечислены составы нарушений и санкции, которые в рамках этого Закона N 255-ФЗ применяются. В частности, вы не представили или представили не вовремя сведения для начисления пособий, связанных с временной нетрудоспособностью и материнством. За это 200 рублей за каждый непредставленный документ при контроле, проводимом ФСС.

Или вы представили недостоверные сведения для начисления пособий. В этом случае – штраф 20% от суммы излишне выплаченных пособий, но не меньше 1000 рублей и не больше 5000 рублей.

Или вы задержали представление сведений страховщику, что привело к тому, что пособия застрахованным лицам были выплачены несвоевременно. Здесь штраф в размере 5000 рублей установлен. Все это в новой ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, применяемой начиная с 2022 года.

А если говорить о Законе N 125-ФЗ, то в нем есть группа статей начиная со ст. 26.22 и заканчивая ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ – перечислены штрафы подобного же примерно плана, примерно в таких же масштабах, только, естественно, добавляются еще штрафные санкции за нарушения, связанные с расчетом 4‑ФСС. Если ее в срок не подать, то штраф такой же, как за неподачу декларации в срок – 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки, всего не больше 30% и не меньше 1000 рублей. А вот если подать расчет 4‑ФСС на бумаге тогда, когда должен был в электронном виде, то штраф – 200 рублей (ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ). Это такой же, как в случае с декларациями, предусмотренный Налоговым кодексом штраф.

А ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ – новая. Она предусматривает штраф в размере 20% от суммы излишне понесенных Фондом расходов на выплаты возмещений, связанных с травматизмом. И здесь так же, как в случае с больничными, потолок – 5000 рублей, а нижний предел этого штрафа – 1000 рублей. Не забудем также и о том, что существуют еще административные штрафы для должностных лиц. Они предусмотрены ст. 15.33 КоАП РФ. Они небольшие, от 300 до 500 рублей, взимаются с директора организации, который не обеспечил должного взаимодействия с ФСС.

И есть уголовная ответственность. Предусмотрена она ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ – крупный и особо крупный размер недоимки по уплате взносов на травматизм может привести к уголовной ответственности. Крупный размер – это у нас 6 миллионов за три финансовых года (общий размер недоимки – от 6 млн руб.), а особо крупный размер – 30 млн руб. Но я не представляю, что должны быть за масштабы злого умысла, чтобы недоплатить 30 миллионов по взносам на травматизм. Но, наверное, рано или поздно мы практику по этим статьям увидим. Но будем надеяться, что ни на вашем примере, ни на примере вашего руководства, и вообще вы молодцы и учтете новые правила проведения контроля со стороны ФСС.

А больше всего я вам желаю, чтобы проверка вообще не пришла; это в нашем деле самое главное. Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: