Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Ценообразование: Учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева и др.; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - (в ЭБС «Znanium»)
2. Ценообразование: Уч. пос./ В.В. Герасименко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с. (в ЭБС «Znanium»)
б) дополнительная литература:
1. Ценообразование: Учебно-практическое пособие / П.Н. Шуляк; Российский государственный социальный университет (РГСУ). - 13-e изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - (в ЭБС «Znanium»)
2.. Интенсивный курс MBA: Учебное пособие / В.И. Королев, О.М. Хотяшева, В.В. Герасименко; Под ред. В.К. Фальцмана, Э.Н. Крылатых - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - (в ЭБС «Znanium»)
3. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник / И.С. Туревский. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с. (в ЭБС «Znanium»)
4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2012. – 368 с. – ISBN 5-85639-308-2
5. Лев М.Ю. Ценообразование: учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 724 с. 978-5-238-01463-0
6. Маковецкая Т.В. Микро- и макроэкономические основы рыночного ценообразования. Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: ННГУ, 2010
7. 4.Абрамов А.А., Минеев В.И., Воробьева М.В., Маковецкая Т.В. Основы ценообразования в рыночной экономике: Монография. – Н.Новгород, ННГУ, 2008
8. Лорин А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы. - М.: Международные отношения, 2012 - 320с.
9. Уткин Э.А Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2007. – 224 с. – ISBN 5-89334-012-4
10. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие. - М.: Инфра-М, 2006. – 224 с. – ISBN 5-89225-129-4
11. Ценообразование и рынок. \ Под ред. Пунина Е.И., Рычкова С.Б. – М.: Прогресс, 2002.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993.
13. Салимжанов И.К. Ценообразование.– М.:Финстатинформ, 2005.
14. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: учебное пособие. – 2-у изда., перераб. И доп. – М.: «Маркетинг»,2002. – 106 с.
в) нормативно-правовые документы
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994
№ 51ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010).
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. ч. 1 и 2
5. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
7. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 21.05.1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 01.07.2006 с изм., внесенными Федеральным Законом № 144-ФЗ).
9. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
10. Федеральный закон в редакции от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».
11. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
https://www. gks.ru/;
2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации
https://www. government.ru/.
3. https://www.consultant.ru - справочная правовая система Консультант Плюс
4. https://www.customs.ru – сайт Федеральной таможенной службы РФ
5. https://www.economy.ru – сайт Минэкономразвития РФ
6. https://www.garant.ru - справочная правовая система Гарант
7. https://www.www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
8. https://search.epnet.com - Электронная библиотека по различным отраслям знаний
9. https://www.jstor.org - Электронная библиотека журналов
10. https://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека
ПРИМЕРЫРЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача 1
Исходные данные:
Показатели | Базисный год | Отчетный год |
Себестоимость единицы продукции (С) | 320 руб. | увеличилась на 13% |
Норматив рентабельности к себестоимости (R) | 35% | 30% |
Ставка НДС | 20% | 18% |
Снабженческо-сбытовая наценка (ССН) | 5% | – |
Торговая наценка (ТН) | 15% | 28% |
Требуется рассчитать:
- динамику внутрифирменной, отпускной и розничной цены
- структуру розничной цены в отчетном периоде
- как изменился удельный вес НДС в структуре розничной цены?
Какие факторы оказали первостепенное влияние на изменение цен?
Решение:
Базисный год.
Себестоимость единицы продукции = 320 руб.
R (рентабельность 35%), расчет прибыли = 320 · 0,35 = 112 руб.
Внутрифирменная цена (С/с + Прибыль) =320 +112 = 432 руб.
НДС производителя (ставка 20%) = (320+112) · 20% = 86,40 руб.
Внутрифирменная цена + НДС = Отпускная цена = 320 + 112 + 86,40 = 518,40 руб.
ССН = (320 + 112 + 86,40) · 0,05 = 25,92 руб.
в т.ч. НДС оптового посредника = 25,92 · (20/120) = 4,319 руб. ≈ 4,32 руб.
ТН = (С/с + Прибыль + НДС + ССН) · 15% = (320 + 112 + 86,40 + 25,92) · 0,15 ≈ 81,65 руб.
в т.ч. НДС = 81,65 · (20/120) = 13,608 руб. ≈ 13,61руб.
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА в базисном периоде =
320 + 112 + 86,40 + 25,92 + 81,65 ≈ 625,97 руб. в том числе:
- Внутрифирменная цена (С/с + Прибыль) = 320 + 112 = 432 руб.
- Отпускная цена = 320 + 112 + 86,40 = 518,40 руб.
- Оптовая цена: 518,40 + 25,92 = 544,32 руб.
- Сумма НДС в РЦ = 86,40 + 4,32 + 13,61 = 625,97 · 20/120 = 104,328руб. ≈ 104,33 руб.
- Добавленная стоимость посредников (ССН + ТН) без НДС =
(25,92 - 4,32) + (81,65 - 13,61) = 21,6 + 68,04 = 89,64 руб.
Отчетный год.
Себестоимость возросла на 13%: С/с = 320 руб.·1,13 = 361,60 руб.
R (рентабельность 30%), расчет прибыли = 361,60 · 0,3 = 108,48 руб.
НДС производителя (ставка 18%) = (361,60 + 108,48) ·18% ≈ 84,61 руб.
Отпускная цена (С/с + Прибыль + НДС) = 361,60 + 108,48 + 84,61 = 554,69 руб.
ССН=0
ТН = (с/с + Прибыль + НДС) · 28% = (361,60 + 108,48 + 84,61 + 0) · 0,28 ≈ 155,31 руб.
в т.ч. НДС торговли =155,31· 18/118 ≈ 23,69руб.
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА в отчетном периоде =
361,60 + 108,48 + 84,61 + 0 + 155,31 = 710 руб., что включает в себя:
- Внутрифирменная цена (С/с + Прибыль) = 361,60 + 108,48 = 470,08 руб.
- Отпускная цена (С/с + Прибыль + НДС) = 361,60 + 108,48 + 84,61 = 554,69 руб.
НДС в Розничной цене = 84,61 + 23,69 = 710 · 18/118 ≈ 108,3 руб.
- Торговая наценка (без НДС) = (155,31 - 23,69) = 131,62 руб.
Розничная наценка=361,60 · 1,3 · 1,18 · 1,28 = 710 руб.
Структура РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ
Базисный год | Отчетный год | |||
Руб. | % | Руб. | % | |
Производитель (С+П) | 69,01 | 470,08 | 66,21 | |
Государство (НДС) | 104,33 | 16,67 | 108,3 | 15,25 |
Торговля (ТН +ССН) | 89,64 | 14,32 | 131,62 | 18,54 |
ИТОГО Цена | 625,97 | |||
ДИНАМИКА ЦЕН
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА в базисном периоде =
320 + 112 + 86,40 + 25,92 + 81,65 = 625,97руб., в том числе:
- Внутрифирменная цена (С/с + Прибыль) = 320 + 112 = 432 руб.
- Отпускная цена = 320 + 112 + 86,40 = 518,40 руб.
- Оптовая цена: 518,40 + 25,92 = 544,32 руб.
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА в отчетном периоде =
361,60 + 108,48 + 84,61 + 0 + 155,31 = 710 руб., в том числе:
- Внутрифирменная цена (С/с + Прибыль) = 361,60 + 108,48 = 470,08 руб.
- Отпускная цена (С/с + Прибыль + НДС) = 361,60 + 108,48 + 84,61 = 554,69 руб.
ИНДЕКСЫЦЕН:
I вн = 470,08 / 432 = 1,088 (108,8%)
I отп = 554,69 / 518,40 = 1,07 (107%)
I рц = 710/625,97 = 1,1342 (113,42%)
Вывод:
Внутрифирменная цена в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 8,8%
Отпускная цена в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 7%
Розничная цена в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 13,42%
Удельный вес НДС в структуре розничной цены снизился с 16,67% до 15,25%, т.е. уменьшился на 1,42%
Первостепенное влияние на изменение цен оказало отсутствие снабженческо-сбытовой наценки, т.е. посредника (снабженческо-сбытовой организации).
Задача 2
Себестоимость изготовления 1 кг творога составила 85 руб., отпускная цена товара - 130 руб. Какая величина норматива рентабельности (в %) была заложена при формировании цены?
Решение:
1). Запишем формулу расчета отпускной цены:
Цотп = С + П + А + НДС
Поскольку в условии задачи не оговаривается ставка НДС и величина акцизного сбора, будем считать, что акцизный сбор отсутствует, а налог на добавочную стоимость в соответствии с существующим законодательством составляет 18%. Тогда отпускная цена будет рассчитываться следующим образом:
Цотп = С + П + 0,18 ∙ (С + П)
130 = 85 + П + 0,18 ∙ (85 + П)
130 = 85 + П + 15,3 + 0,18 ∙ П
130 – 85 – 15,3 = П + 0,18 ∙ П
29,7 = 1,18 ∙ П ⇒ П = 29,7/1,18 ≈ 25,17 (руб.)