II. Психологические и физиологические основы подготовки руки ребёнка к письму.




Лекция 1. Тема: Теоретические основы подготовки руки ребёнка к письму

План

1.Предмет и задачи курса.

2.Психологические и физиологические основы подготовки руки ребёнка к письму.

 

Литература:

1.М.М.Алексеева, В.И.Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.

2.Богуш А.М. Подготовка руки ребёнка к письму. – К., 1984.

3.А.М.Богуш, Н.П.Орланова..Методика розвитку рідної мови і ознайомлення з навколишнім у дошкільному закладі / за ред. А.М.Богуш – К., 1992.

4.Вашуленко М.С. Навчання грамоти в першому класі. – К., 1986.

5.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1987.

6.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.

 

I.Предмет и задачи курса.

В связи с переходом на обучение детей с 6 – летнего возраста большое значение приобретает подготовка руки ребёнка к письму.

Предметом спецкурса является изучение процесса подготовки руки ребёнка к письму в системе работы по обучению грамоте.

Основные задачи спецкурса:

- сформировать у студентов систему знаний о закономерностях и особенностях формирования графических навыков детей дошкольного возраста и подготовки руки ребёнка к письму, формах, средствах, методах работы.

- Научить студентов выбирать наиболее эффективный путь работы по подготовке руки ребёнка к письму.

- Вооружить студентов набором разнообразных средств воздействия на ребёнка, его уровень подготовки к школе, в частности подготовки руки ребёнка к письму во всех аспектах этого понятия.

- Сформировать навыки планирования работы по подготовке руки ребёнка к письму.

- Сформировать практические навыки составления конспектов занятий по подготовке руки ребёнка к письму, проведения дидактических игр, игровых упражнений, слуховых и зрительных диктантов.

- Сформировать умения проводить диагностическое обследование уровня подготовки руки ребёнка к письму.

- Познакомить студентов с особенностями овладения графическими навыками леворукими детьми; нарушениями процессов письма, направленностью работы по коррекции подобных нарушений.

- Стимулировать изучение инновационного опыта работы по подготовке руки ребёнка к письму и стремление создавать свои оригинальные и действенные способы воздействия на подготовку детей к овладению письменной речью.

II. Психологические и физиологические основы подготовки руки ребёнка к письму.

В психическом развитии детей движения руки имеют особое значение. Они начинают развиваться очень рано. Уже в преддошкольном возрасте ребёнок легко манипулирует с предметами и игрушками, хотя рука его ещё недостаточно подвижна, движения некоординированные, неточные.

В дошкольном возрасте разнообразится деятельность ребёнка, совершенствуются движения руки, связанные с использованием инструментов и орудий труда (ножницы, молоток, кисть, карандаш и др.). Как заметил Д.Б.Эльконин, «В дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребёнка состоит в том, что они практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребёнком на основе представления о будущем действии и условиях её осуществления».

Осуществление замысла, планомерное достижение определённого замысла в деятельности возможно при наличии навыков. Чтобы формирование новых двигательных навыков у детей происходило успешно, нужно, чтобы «моторное обучение выделилось для него в самостоятельное задание».

Физиологической основой навыков является учение И.П.Павлова об образовании временных нервных связей в коре головного мозга. «В тот или иной рецепторный нервный прибор, пишет И.П.Павлов, - ударяет тот или иной агент внешнего мира или внутреннего мира организма. Этот удар трансформируется в нервный процесс, в явление нервного возбуждения. Возбуждение по нервным волокнам, как проводам, бежит в центральную нервную систему и оттуда, благодаря восстановленным связям, по другим проводам, приносится к рабочему органу, трансформируясь, в свою очередь, в специфический процесс клеток этого органа. Таким образом, тот или иной агент закономерно связывается с той или другой деятельностью организма как причина и следствие».

В центральной нервной системе есть два аппарата: аппарат прямого проведения тока, который обеспечивает постоянную связь, и аппарат смыкания и размыкания нервного тока, который обеспечивает временные связи.

“Постояную связь внешнего агента с деятельностью организма, который отвечает на него, - пишет И.П.Павлов, - законно будет назвать безусловным рефлексом, а временная – условным…», «временная нервная связь является самым универсальным физиологическим явлением в животном мире и у нас самих. А одновременно оно и психическое, то, что психологи называют ассоциацией – будет это образование из разнообразных действий, впечатлений, или из букв, слов, мыслей».

Значит, овладение двигательными навыками, в частности, графическими, - это и есть образование временных нервных навыками, в частности, графическими, - это и есть образование временных нервных связей в коре головного мозга ребёнка. Развитие движений и формирование двигательных навыков зависит как от созревание нервно-мышечного аппарата ребёнка, так и от содержания и строения деятельности на определённом возрастном этапе.

По данным физиологии, нервная система и нервно-мышечный аппарат ребёнка 6 лет уже сформированы, как у взрослого человека. После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов образуются условно – рефлекторные функции чтения и письма.

У человека физиологи выделяют три речевых центра, которые получили название от имени тех учёных, которые их открыли. Центр Вернике – центр восприятия речи на слух, понимания речи. Его повреждение ведёт к речевой афазии – непонимание человеческой речи. Центр Брока – речедвигательный центр, который обеспечивает артикуляцию звуков. Его повреждение ведёт к речевой алалии – немоте. Центр Дежерина – это центр управления письменной речью, деятельностью руки, пальцев как органа письма. Все три речевых центра тесно взаимодействуют между собой. В исследовании М.М.Кольцовой было доказано зависимость развития голосовых реакций ребёнка от развития мелких мышц пальцев. Так, с детьми в возрасте от 10 мес. До 1года 3 мес. Организовывали игры-занятия на протяжении 20 мин. Для тренировки пальцев (складывание пирамидок, нанизывание пуговиц и др.). Одиночные голосовые реакции были получены уже на третий день, а с седьмого дня – у 41 %, а с 15 – го дня у 67,3 % было правильное звукоподражание.

Физиологи обследовали более 500 детей в разных детских учреждениях и выявили закономерное явление: уровень развития речи детей пребывает в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Педагогический вывод: воспитателям групп раннего возраста следует не только стимулировать звукоподражание, но и одновременно тренировать мелкие мышцы пальцев рук ребёнка.

На протяжении дошкольного возраста возрастает и роль слова в формировании двигательных навыков. Последнее, в свою очередь, повышает эффективность двигательного обучения, навыки приобретают осознанный и обучающий характер, легко переносятся в новые условия, снижается количество ошибок, уменьшается время, нужное на усвоение новых навыков. Всё это даёт основу для формирования у детей дошкольного возраста новых, сложнейших двигательных навыков.

В основе овладения письмом также лежат двигательные навыки. Этот процесс представляет собой сложную аналитико–синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой. Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е.В.Гурьянов, Б.Г.Ананьев). Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующие правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, её осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера. Эти трудности преодолеваются путём длительных, систематических упражнений. К.Д.Ушинский видел задачу всех упражнений в письме "«приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

В основе овладения письмом лежат двигательные навыки. Процесс формирования навыка письма можно разделить на четыре стадии. Дошкольный возраст считается «специфической» ориентировочной стадией, в процессе которой ребёнок знакомится с графическими движениями и формами, приобретает графический опыт. От правильной организации этого опыта в большей степени зависит опыт первых письменных упражнений в школе. В практике работы наблюдаются факты раннего проявления графической деятельности детей. Действительно, дети рано тянутся к карандашу и бумаге. В дошкольных учреждениях систематически проводятся занятия по изобразительной деятельности, на которых дети усваивают графические навыки рисования.

Однако графические навыки, нужные для рисования, и навыки письма – не одно и тоже самое. Графические приёмы письма иногда прямо противоположны приёмам рисования. Можно выделить три группы навыков письма: технические – умение правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения руки, придерживаться, соблюдать гигиенические правила и т. д.; графические – умение правильно изображать отдельные буквы и слова (правильный наклон, размер, положение букв на линейке и т.д.); орфографические – умение правильно делать звуковой и буквенный состав слов.

Сопоставим некоторые навыки письма и рисования:

Навыки письма: Навыки рисования:

1.Во время письма ребёнок 1.Альбом для рисования всегда

держит тетрадь наклонно. Лежит прямо.

2.Ребёнок наклоняется над тетрадью. 2.Посадка прямая, ребёнок отклоняется от альбома. 3.Во время рисования правая

рука не должна закрывать

3.Во время письма предплечья

обеих рук лежат на столе,

реб. опирается на локоть правой альбом, на неё нельзя опираться

руки, работают только пальцы, Она должна быть совсем свобод

мелкие мышцы запястья, легко держать карандаш и легко

правая рука закрывает нижнюю легко двигаться. Левая рука

часть тетради. слегка поддерживает альбом

на неё и должен опираться

ребёнок.

Следовательно, технические навыки письма имеют свою специфику, свои трудности. Не менее сложны и графические навыки. Чтобы у ребёнка сформировался графический навык, у него должны быть образованы нужные условные рефлексы, ассоциации между тем, что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит (слогом, словом, звуком). Чтобы написать только одно слово, ребёнок должен выполнить целый ряд операций: анализировать звуковой состав слова, установить последовательность звуков в слове, отделить их от близких по звучанию, дифференцировать сочетание согласных, быстро «перешифровать» фонемы в графемы. Качество написания букв во многом зависит от того, как ребёнок ориентируется в задании, насколько он умеет анализировать рисунок буквы на образце, находить в тетради те места, где линия буквы резко меняет своё направление.

В процессе письма образуются связи между элементами речи и движениями, нужными для их обозначения на письме. Именно во время образования этих связей ребёнок встречается с большими трудностями, которые обуславливаются высокой подвижностью руки, пальцев, запястья, предплечья. Каждый участок руки может двигаться достаточно быстро и в разных направлениях. Чем подвижней орган и чем большее количество его частей с высокой подвижностью берёт участие в выполнении движений, тем более сложными и разнообразными оказываются сигналы, которые идут с периферии к двигательному анализатору и тем сложнее обеспечить точность движений.

Движения руки тормозятся под влиянием внешних факторов: движение по инерции, тяжесть самой руки, противодействие бумаги, одежды, т.е. целый комплекс силовых взаимодействий, отклонению руки, ребёнок непроизвольно напрягает мышцы, рука утрачивает свою подвижность, возникают разные ошибки. Следовательно, чтобы ребёнок научился писать, он прежде всего должен научиться выполнять движения легко, свободно, без излишнего мышечного напряжения.

Особенности и трудности письма состоят в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Выполнение движений контролируется, коррегируется, управляется путём сопоставления результата с целью движения.

На начальных этапах овладения письмом, когда у ребёнка ещё отсутствуют кинестетические представления, движения контролируются зрением. Педагог пишет нужную букву на доске, объясняет способ действия. Ребёнок следит зрением, мысленно анализирует структуру буквы, в коре головного мозга у него образуется модель буквенного знака, который нужно воспроизвести в тетраде. Написание буквы в тетради также сопровождается зрительным контролем, происходит зрительное сопоставление написанного с образцом и коррекция величины, формы, положения буквы на линейке и её отдельных частей. Ребёнок имеет дело с такими пространственными отношениями, как справа, слева, вверху, внизу, под линией, на линии, посередине рядка и др. Ориентировка на странице тетради, образование рефлекса на отношения, координация движений руки, зрения даётся ребёнку очень тяжело.

Условные рефлексы на пространственные сигналы образуются в несколько раз медленее по сравнению с обычными условными рефлексами, поскольку они требуют различение сложных пространственных отношений.

Следовательно, ребёнок должен ещё до школы приобрести определённый чувственный опыт пространственной ориентации, научиться управлять и корректировать свои движения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: