Самостоятельная работа по теме.




Задание 1.

Сопоставьте данные ниже тексты; укажите их лексические, фразеологические, морфологические и синтаксические различия; определите экстралингвистические факторы, обусловившие характер отбора и организации языковых средств в каждом тексте.

а) Солнце любимое, солнце осеннее!

Не кручинься над лесом пустующим:

Горе горькое радости тленнее,

Не горюй же над миром горюющим!

Не одно ты в просторах темнеющих

Заблудилось и мчишься пустынями:

За тобой на лугах зеленеющих

Люди мчатся за веснами синими.

б) Солнце для человекаи источник тяжких испытаний, и бесценный дар. На широте Ашхабада на каждый квадратный метр земли в сутки приходится 78 тыс. ккал. солнечного тепла или втрое больше, чем на широте Москвы. Такого количества тепла достаточно, чтобы испарить трехметровый слой воды, вызвать смертельные ожоги на коже человека, солнечный удар - перегрев всего организма.

Но без солнечного тепла невозможна жизнь. Жгучее солнце в Средней Азии может быть и благом: здесь очень короткий солнечный сезон. Солнце позволяет высушить виноград, абрикосы, персики, дыни, получить сухой изюм, урюк и курагу, сушеную дыню. Но это все пассивные способы пользования солнечным теплом. Наука работает, и небезуспешно, над использованием солнечных лучей для тепловых электростанций.

На очереди прямое превращение солнечного тепла в электроэнергию, космическая гелиотехника уже пользуется этим, но для промышленности и населения городов это еще дорого. Техническая сторона задачи известна, но к.п.д. термоэлектрогенератора еще низкий, и потому "желтый" уголь пока остается резервным топливом.

в) Солнцецентр, тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектр, класса G 2; масса М 0 = 2? 10 30 кг, радиус R 0 = 696 т. км 3, ср. плотн. 1,41? 10 3 кг/м 3, светимость L 0 = 3,83? 10 кВт, эффективная тем-pa поверхности (фотосферы) 5770°К.

Период вращения (синодич.) изменяется от 27 сут. на экваторе до 32 сут. у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с 2. Хим. состав, определенный из анализа солнечного спектра: водородок. 90 %, гелий10 %, остальные элементыменее 0,1 % (по числу атомов). Источник солнечной энергии - ядерные превращения водорода в гелий в центр, области С., где темп-pa превышает 10 млн.°К... Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R 0конвекцией.

Задание 2.

Прочитайте отрывок из книги "Юности честное зерцало". В чем специфика данного текста? Каковы его основные языковые особенности?

Когда прилунится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

Во-первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оныя бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда яси. Первый не пей, будь воздержан и бегай пьянства; пей и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем и не пей, пока еще питци не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свинья, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот...

Интерактивные формы работы. Работа в группах

Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ по плану, данному в предыдущем задании. Отметьте в текстах стилистически маркированные единицы и определите характер их окрашенности.

Итоговый контроль знаний. Тестовые задания по теме.

1. ОСНОВНЫМИ ЖАНРОВЫМИ РАЗНОВИДНОСТЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПОДСТИЛЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ...

1) резюме, запрос, коммюнике;

2) заявление, расписка, справка;

3) патент, расписка, хроника;

4) закон, указ, постановление.

2. НЕВЕРНО ОТМЕЧЕНЫПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ В РЯДУ...

1) оценочность, многозначность, экспрессивность;

2) аббревиатуры, сложносокращенные слова, заимствования;

3) отвлеченность, абстрактность, книжность;

4) обобщенность, терминологичность, однозначность.

3. К ЖАНРАМ НАУЧНОГО СТИЛЯ ОТНОСИТСЯ...

1) элегия;

2) патентное описание;

3) договор;

4) устав.

4. СТИЛЬ, КОТОРОМУ ДОЛЖНЫСООТВЕТСТВОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ...

1) научным стилем речи;

2) официально-деловым стилем речи;

3) публицистическим стилем речи;

4) разговорным стилем речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: