Интерпретация к методике «Опросник жизненных ориентаций»




 

Субъектность – это интегральная характеристика человека, которая развивается в процессе его жизнедеятельности и проявляется в активном отношении к себе и к окружающему миру.

В качестве ключевого понятия при рассмотрении особенностей субъектного потенциала человека выступает «жизненная ситуация», с которой человек в процессе жизнедеятельности связан непосредственно и неразрывно. Субъект не существует без объекта, на который он направляет свою активность. По отношению к жизнедеятельности в качестве объекта выступают дискретные жизненные ситуации, в которые вступает человек на протяжении своей жизни. Процесс жизнедеятельности может быть представлен в виде цепочки взаимодействий человека с жизненными ситуациями. В этих взаимодействиях изменяется как человек, так и жизненная ситуация, взаимно влияя друг на друга.

Человек в процессе своей жизнедеятельности взаимодействует с жизненными ситуациями и реализует потенциал субъектности на основе субъект-объектных ориентаций в форме внутренней картины жизнедеятельности и выбора стратегий поведения.

 

Автор методики «Опросник жизненных ориентаций», Е.Ю. Коржова, предложила модель субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях. В своих исследованиях Е.Ю. Коржова обнаружила существование базовых жизненных ориентаций, которые она обозначила как субъект-объектные жизненные ориентации. Данные ориентации характеризуют особенности взаимодействия человека с жизненными ситуациями и определяют активность участия субъекта в построении собственной жизни.

 

Данная методика позволяет описать следующие показатели субъект-объектных ориентаций:

1. Показатель «Трансситуационная изменчивость». Данный показатель позволяет определить выраженность стремления к изменениям: положительный полюс данного параметра (от 7 до 10 баллов*) соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс (от 1 до 4 баллов) характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений. Баллы в диапазоне 5 – 6 баллов являются средними.

 

* - здесь и далее под баллами имеются в виду «ст е новые значения», представленные в приложении (в данном файле после текста с интерпретацией методики)

 

2. Показатель «Трансситуационный локус контроля». Данный показатель дает возможность выявить уверенность в своих возможностях справиться с жизненной ситуацией. Положительный полюс шкалы (от 7 до 10 баллов) характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, отрицательный полюс (от 1 до 4 баллов) свойственен человеку, придающему в объяснении своей жизни больше значения внешним обстоятельствам. Баллы в диапазоне 5 – 6 баллов являются средними.

3. Показатель «Трансситуационная направленность освоения мира». Данный показатель характеризует направление взаимодействия с жизненными ситуациями. Положительный полюс (от 7 до 10 баллов) означает направленность на освоение внутреннего мира, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Отрицательный полюс (от 1 до 4 баллов) соответствует направленности на освоение внешнего мира, стремлению к самоосуществлению во внешнем мире. Баллы в диапазоне 5 – 6 баллов являются средними.

4. Показатель «Трансситуационная подвижность». Данный показатель позволяет определить предпочтение условий осуществления жизнедеятельности – новых или привычных. Положительный полюс (от 7 до 10 баллов) соответствует предпочтению новых жизненных ситуаций, отрицательный полюс (от 1 до 4 баллов) – стремлению к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями. Баллы в диапазоне 5 – 6 баллов являются средними.

5. Показатель «Трансситуационное творчество». Данный показатель характеризует меру творчества в жизненных ситуациях. Положительный полюс (от 7 до 10 баллов) характеризует творческую жизненную позицию, отрицательный (от 1 до 4 баллов) – позицию жизненного приспособления, адаптации. Баллы в диапазоне 5 – 6 баллов являются средними.

6. Общий показатель субъект-объектных ориентаций. Данный показатель характеризует активность жизненной позиции в целом. Положительный полюс шкалы (от 7 до 10 баллов) соответствует субъектной ориентации (то есть свидетельствует о выраженности активной позиции человека по отношению к своей жизни), отрицательный полюс шкалы (от 1 до 4 баллов) – объектной (то есть свидетельствует о пассивной позиции человека в отношении к собственной жизни). Баллы в диапазоне 5 – 6 баллов являются средними.

 

На основе сочетания показателей шкал «трансситуационный локус контроля» (показатель под номером 2) и «трансситуационное творчество» (показатель под номером 5)можно определить тип субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях.

1. Если полученные Вами баллы по шкалам «трансситуационное творчество» (№ 5) и «трансситуационный локус контроля» (№ 2) выше 6, то для Вас является характерным тип «Преобразователь жизненной ситуации».

2. Если полученные Вами баллы по шкале «трансситуационное творчество» (№ 5) выше 6, а по шкале «трансситуационный локус контроля» (№ 2) ниже 5, то для Вас является характерным тип «Гармонизатор жизненной ситуации».

3. Если полученные Вами баллы по шкале «трансситуационное творчество» (№ 5) ниже 5, а по шкале «трансситуационный локус контроля» (№ 2) выше 6, то для Вас является характерным тип «Пользователь жизненной ситуации».

4. Если полученные Вами баллы по шкале «трансситуационное творчество» (№ 5) и по шкале «трансситуационный локус контроля» (№ 2) ниже 5, то для Вас является характерным тип «Потребитель жизненной ситуации».

5. Если по одной из шкал («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») или по обеим шкалам («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») полученные Вами баллы равны 5-6 баллам, то у Вас смешанный тип жизненной ориентации. На рисунке 1 Вы можете определить, особенности каких двух типов субъект-объектных ориентаций Вам в большей степени свойственны.

 

 

Рисунок 1 Двухмерная типология субъект-объектных ориентаций



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: