Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 5-6 классов «Путешествие в Слованск»
Цель: Формирование бережного отношения к родному русскому языку.
Задачи:
· Образовательные: расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся.
· Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку.
· Воспитательные: воспитание потребности изучать русский язык; воспитание коммуникативной культуры.
Подготовка: выбирается по 6 участников в каждую команду и 2 помощника учителя (жители Слованска). Приглашается жюри из числа старшеклассников (2-3 человека).
Задание для команд: выбор капитана команды, названия, девиза, изготовление эмблемы. (Домашнее задание оценивается максимально 5 баллами). Участникам команды надо подготовить сигнальные карточки.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово ведущего
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» - так писал о нашем великом и могучем языке замечательный русский писатель И.С.Тургенев. Русский язык стремятся знать не только в России, но и в других странах. Его изучают более 20 миллионов человек на 5 континентах Земли.
А знаете ли вы русский язык? Сегодня мы собрались на состязание, где вы сможете посоревноваться в знании русского языка, русского слова.
Итак, наше соревнование в знании языка проходит в городе Слованск, жители которого любят русское слово и бережно к нему относятся. Пройдём по улицам и площадям этого города, посетим интересные места и учреждения. И, переходя от объекта к объекту, будем выполнять задания, подготовленные для вас жителями Слованска.
II. Представление жюри.
Представление команд (домашнее задание).
III.Разминка
Первый этап нашего увлекательного путешествия – разминка перед состязанием. Впрочем, и здесь каждая команда может набрать баллы. Вопросы на этом этапе несложные, а потому учитывается быстрота реакции: готовность ответить выражайте сигнальными карточками.
Задания:
1) Ответьте на вопрос: «В чём загадка фразы ОКОЛО МИШИ МОЛОКО»? (сл. 2) (палиндром, читается справа налево и наоборот – 1 балл).
2) Мы с вами проходим по площади Ударений. Навстречу нам идут жители Слованска (помощники учителя). Давайте спросим, почему так названа главная площадь города.
- Уважаемые, здравствуйте! Мы первый раз в вашем городе. Нас заинтересовало название этой площади. Не могли бы вы объяснить, почему она так названа?
- Я отвечу, но сначала отгадайте загадки (готовность ответить выражайте сигнальной карточкой).
(сл. 3)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(сл. 4)
Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.
- Как видите, ударения играют большую роль: от того, где стоит ударение в слове, часто зависит значение слова. Да и вообще грамотный человек должен правильно произносить слова.
И мы приготовили для команд задание: расставьте ударения в словах (каждой команде раздаются карточки со словами).
Алфавит, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, магазин, молодёжь, средства, столяр, шофёр, щавель, форзац, жалюзи, каталог.
IV. Турнир
Переходим к основному этапу нашего турнира.
Задание 1. Подбери слово
Мы проходим с вами мимо какого-то здания. Ветер-озорник оторвал 3 буквы с вывески. Надо разгадать, что это за здание. Вам нужно как можно больше слов подобрать к схеме: (сл. 5)
П_ _ _ А (каждое слово – 1 балл).
Что же это за здание? Зайдём?
Задание 2. Корректор
Представьте себе, вы получили телеграмму (команды получают задание на бланке телеграммы). Ничего не понятно: ни точек, ни запятых, ни служебных слов, ни заглавных букв. Ваша задача – восстановить текст телеграммы (максимальный балл – 5).
Отдыхаем море проездом саратове будем октябре дате прибытия сообщим надеюсь встречу вова.
Задание 3. Наборщики
(сл. 6)
Я предлагаю вам выбрать наборщиков, по 1 человеку от команды. Вам надо из одного слова - Словотворчество - набрать как можно больше новых слов.
(Каждое слово – 1 балл)
Задание 4. Пропавшая буква
А пока наборщики трудятся, мы с вами поищем сбежавшую букву. Кстати, кто-нибудь может предположить, почему могла убежать буква?
Итак, какой-то мальчик написал письмо бабушке, но одна буква у него сбежала, оставив вместо себя подруг. Как бабушка прочтёт письмо? Найдите пропавшую букву (найденная буква - 1 балл, 2 балла – восстановленный текст).
Команды получают письма в конвертах:
Здравствуй, бабуля! В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.