И подростков, склонных к суициду




Ребенок и суицид

 

 

Брошюра для родителей

 

О суициде

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – понятие более широкое, которое включает в себямысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суициды условно подразделяют на истинные, когда целью выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих, извлечения каких-либо выгод, манипулирования чувствами других людей. Смысл суицида чаще всего заключается в уходе от той ситуации, в которой оказывается человек. Самоубийство – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. По статистике частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. В 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.

 

Характерные особенности детей

и подростков, склонных к суициду

Нарушение привычных жизненных условий, будь то внешние обстоятельства или состояние здоровья, далеко не всегда сами по себе приводят к намерениям уйти из жизни. Очень важно, как человек сам трактует эти обстоятельства, что это для него: жизненный крах, безвыходная ситуация, личная катастрофа или только эпизод. Есть ли у него желание и готовность про­явить усилия, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям, что-то изменить и продолжать жить или нет. Многое здесь зависит от его личностных качеств. Какие же черты личности способствуют формированию суицидаль­ного поведения?

Люди, склонные совершить суицидальный поступок, обычно отличаются та­кими индивидуальными особенностя­ми, как ранимость, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, неспособность адекватно разрешать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка.

Все эти характерологические особенности при наличии личностно-травмирующей ситуации формируют психическое состояние, предрасполагаю­щее к самоубийству. Человек испытывает тоску, находится в состоянии подавленности, тревоги, страха или апатии, безрадостности, скуки. У него быстро развивается чувство безнадежности, вины, стыда и позора.

Суицидальное поведение у детей и подростков отличается от действий взрослых возрастным своеобра­зием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подро­стков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пес­симистической оценке окружающего и своей личности.

Характерные для подросткового возраста общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм, недостаточность критики способствуют снижению ценности жизни и в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида.

Основными причинами суицидального поведения у детей и подростков становятся:

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания, нежелание извиниться.

7. Любовные и сексуальные неудачи, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогатель­ство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувст­вие, избежать неприятных последствий, уйти от труд­ной ситуации.

10. Сочувствие или подражание друзьям, героям книг или фильмов.

К особенностям суицидального поведения в молодом воз­расте относятся:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с соб­ственной личностью. В отличие от взрослых, у детей и
подростков отсутствуют четкие границы между истин­ной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим суицидальным поступком.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) причин, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидаль­ных намерений и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алко­голизацией, наркотизацией.

4. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрос­лых. Их основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение «выдыхаются» и становятся «безвкусными». Ребенком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или усталость. Появляются ничем не обусловленные нарушения здоровья - боли в голове, боку или животе. Депрессия не обязательно обозначает, что
человек испытывает суицидальные намерения. Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если подросток испытывает враждебность к людям, к которым раньше относился хорошо; у него нет интереса к чему бы то ни было; его здоровье существенно подорвано; он попадает в зависимость от лекарств или алкоголя; избегает общества и большую часть времени проводит в одиночестве; думает о самоубийстве.

Важно помнить, что суицидальное поведение формируется под действием психотравмирующей ситуа­ции, неразрешимого конфликта, но значимым яв­ляется то, как воспринимает все это сам человек. Макси­мализм в оценках, неумение видеть последствия своих по­ступков и предвидеть исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта могут породить у подростка чувство отчаяния и одиночества. И незначительная конф­ликтная ситуация может стать опасной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: