Святослав Забелин
Дорогие друзья!
Вчера вечером я вернулся с очень интересной конференции, название
которой можно примерно перевести таким образом: "Глобальный диалог:
как расширить пространство для людей в эпоху глобализации экономики"
(Хельсинки, 5-9 сентября 1998 г.). И спешу поделиться.
Представительство на конференции действительно было глобальным и
примерно пропорциональным населению, т.е. численно доминировала общественность развивающихся стран, а из развитых - за исключением Финляндии - были, в основном, представители небогатых слоев населения.
Правда, как-то забыли по Восточную Европу, которая простирается от
Одера до Камчатки. От этой части света был я один.
Так вот, если на мир взглянуть глазами большинства человечества, то он будет точь-в-точь похож на родные пенаты, т.е. на страны бывшего СССР. С уст делегатов не сходили слова - коррупция на всех уровнях власти, криминализация общества, наркомания, нищета, культурная интервенция запада, пропаганда насилия и секса, разрушение национальной экономики, деградация государственной власти и государства как такового. Особенно важно, что теми же самыми словами, что можно прочитать в любой нашей газете, обыкновенные люди описывают ситуацию во всех странах - и в развитых, и в не-развитых. Повсеместно сокращается численность и процент обеспеченных и быстро растет численность и процент бедных. В развитых странах средний класс стремительно съеживается и "проваливается" в бедные слои населения, а совокупное богатство планеты концентрируется во все меньшем числе рук. Повсеместны и все другие беды, хотя об этом и не пишут в наших газетах. Но на то и конференции.
В глобальном разрезе разница доходов 20% богатых и 20% бедных в 1997 году достигла отношения почти 70:1.
Образно ситуацию описал представитель Бразилии, страны не самой
бедной: "Половина населения не спит от голода, другая половина не спит
от страха, что за ними придут те, кто голоден".
И первый - давно уже очевидный - вывод заключается в том, что с
нами не происходит никаких чудес: став частью мировой экономической
системы, мы переживаем все прелести естественного развития мировой социально-экономической ситуации.
Из этого следует, что - поскольку все правительства бСССР, в первую очередь российское, все равно будут пытаться догнать развитый мир по одной из проторенных ранее дорожек, нас ждет углубление кризиса, что бы и кто бы ни обещал.
Оставьте надежды на пришествие спасителя Отечества - думайте, как
НАМ выбираться всем вместе.
Вывод второй заключается в том, что рецепты существования, предлагаемые и успешно реализуемые общественными объединениями бедного большинства планеты, коренным образом отличаются от рекомендаций Всемирного Банка.
Конференция в Хельсинки резко отличалась от всех предыдущих собраний NGO почти полным отсутствием интереса к вопросам всякого рода
благотворительной помощи. Никто не обсуждал - "как просить деньги" и
"где просить деньги".
В центре обсуждения была проблема перехода от выживания к самодостаточности, к обеспечению независимости от коллапсирующей мировой
экономики государств и транснациональных корпораций.
Причина социальной катастрофы, в результате которой миллиарды людей на Земле существуют как бы вне экономики и за всеми мыслимыми чертами бедности - фундаментальна и проста. Труд в нынешней экономике это товар. Технический прогресс привел к тому, что этого товара — в избытке, и с каждым днем все больше в избытке. Следовательно - по законам рынка - цена этого товара постоянно снижается, а значит снижается и уровень жизни. Автоматически.
Ответ, найденный бедными, ассиметричен и адекватен: бартер или
простой обмен продукцией. В общем и целом глобальная экономика быстро
"распадается" на два сектора, между которыми все меньше и меньше связей - денежный и безденежный.
В Аргентине создана три года назад 20 человек создали что-то вроде клуба по обмену выращиваемой ими продуктами питания, ремесленными
изделиями, одеждой домашнего пошива. Сегодня в национальной системе
таких клубов, гордо названной Global Barter Network - 120 тысяч человек!
В США в обиход входят ежегодные ярмарки, во время которых фермеры
меняются с горожанами - сельскохозяйственная продукция на одежду и
что-то там еще. Все довольны, потому что - гораздо дешевле.
Во Франции бартер стал единственной возможностью для фермеров из-
бежать уничтожения национальных видов сельского хозяйства. Например,
Европейский Союз запретил! торговлю козьим сыром, поставив под угрозу
существования целую отрасль и жизнь связанных с ней людей.
В Канаде умудрились как-то увязать бартер со специфическими плаиковыми картами. Активно используют торги в Интернет.
Примерам нет числа.
Принципиальной особенностью всех систем является то, что все они
основаны на доверии, на межличностных договоренностях, на самоуправлении. Население, а не государства, начинают воссоздавать разрушенный мир человеческих отношений снизу, со дна.
В IY веке до нашей эры великий мудрец Лао Цзы сказал:
"Благостный человек правит через договоренность.
Человек вне Благости правит через налоги".
Дао Дэ Дзин, #79
Через 2500 лет к этой мудрости независимо пришли миллионы.
На смену экономике, в основании которой лежит финансовый и промышленный капитал, приходит экономика, в основе которой лежит человеческий (социальный) и, неизбежно, природный капитал.
Поэтому вторым по частоте использования словом на конференции было слово "духовность" - spirituality, в том числе, в смысле возвращения к культурным корням.
В этой экономике не будет места государству в его прежнем смысле,
поскольку бартеризация есть массовый уход от налогообложения. Граждане
всего мира таким вот своеобразным способом заявляют, что если они не
нужны государству, то государство не нужно им. И они, безусловно, правы.
В экстремальной форме это было выражено в тезисе: в мире существует 10.000 национальных культур с тысячелетними корнями и всего 200 государств, многим из которых не более сотни лет. Что должно иметь большую ценность для людей?
Лидер 5-миллионного жреческого сообщества Индии завершил свое
выступление и вовсе парадоксальной формулой, которую можно перевести
как:
"Мир спасут наука, духовность и марксизм". И залом это было
встречено аплодисментами.
Население Индии - скоро миллиард.
Так что рано хоронят бородатого...
***
Я спешу поделиться этими впечатлениями, чтобы еще раз донести до
членов СоЭС простую мысль.
Мир меняется, а мы - стоим на месте. Мы как общество, и мы как
организация. Может быть кризис в России (а все остальные "подтянутся")
нас отрезвит? Подвигнет на дела во имя себя, своих детей и близких???
Пора ездить учиться не в США и Германию, а в Аргентину или в Африку: и нас там ждут, там с такой теплотой вспоминают о Советском Союе! Мы, говорят, на вас надеялись, а вы??? Очарование Западом, если оно было, проходит (или прошло) - на этой конференции, даже в присутсвии Президента Финляндии, т.е. даже из вежливости, его не демонстрировали.
Если мы думаем о будущем, мы должны переосмыслить нашу работу
(идеологию мы сформулировали в Заявлении год назад), мы должны развернуться лицом от доноров к людям, их насущным проблемам. Вся наша работа должна быть перенацелена на содействие самоорганизации масс для решения самых насущных проблем: от выживания - к самодостаточности - и к достойной жизни.
Еще одна найденная формула: будущая цивилизация будет основана на
традиционных духовных и культурных ценностях и передовых технологиях.
Переосмыслен был и другой основополагающий лозунг экологистов, вы
его легко вспомните. Теперь он звучит так: действовать локально так,
чтобы это влияло на глобальную ситуацию.
Думайте, думайте и действуйте.
Успехов всем.
Свет Забелин