Несколько слов вместо введения.




Святослав Забелин

Дорогие друзья!

Вчера вечером я вернулся с очень интересной конференции, название

которой можно примерно перевести таким образом: "Глобальный диалог:

как расширить пространство для людей в эпоху глобализации экономики"

(Хельсинки, 5-9 сентября 1998 г.). И спешу поделиться.

Представительство на конференции действительно было глобальным и

примерно пропорциональным населению, т.е. численно доминировала общественность развивающихся стран, а из развитых - за исключением Финляндии - были, в основном, представители небогатых слоев населения.

Правда, как-то забыли по Восточную Европу, которая простирается от

Одера до Камчатки. От этой части света был я один.

Так вот, если на мир взглянуть глазами большинства человечества, то он будет точь-в-точь похож на родные пенаты, т.е. на страны бывшего СССР. С уст делегатов не сходили слова - коррупция на всех уровнях власти, криминализация общества, наркомания, нищета, культурная интервенция запада, пропаганда насилия и секса, разрушение национальной экономики, деградация государственной власти и государства как такового. Особенно важно, что теми же самыми словами, что можно прочитать в любой нашей газете, обыкновенные люди описывают ситуацию во всех странах - и в развитых, и в не-развитых. Повсеместно сокращается численность и процент обеспеченных и быстро растет численность и процент бедных. В развитых странах средний класс стремительно съеживается и "проваливается" в бедные слои населения, а совокупное богатство планеты концентрируется во все меньшем числе рук. Повсеместны и все другие беды, хотя об этом и не пишут в наших газетах. Но на то и конференции.

В глобальном разрезе разница доходов 20% богатых и 20% бедных в 1997 году достигла отношения почти 70:1.

Образно ситуацию описал представитель Бразилии, страны не самой

бедной: "Половина населения не спит от голода, другая половина не спит

от страха, что за ними придут те, кто голоден".

И первый - давно уже очевидный - вывод заключается в том, что с

нами не происходит никаких чудес: став частью мировой экономической

системы, мы переживаем все прелести естественного развития мировой социально-экономической ситуации.

Из этого следует, что - поскольку все правительства бСССР, в первую очередь российское, все равно будут пытаться догнать развитый мир по одной из проторенных ранее дорожек, нас ждет углубление кризиса, что бы и кто бы ни обещал.

Оставьте надежды на пришествие спасителя Отечества - думайте, как

НАМ выбираться всем вместе.

 

Вывод второй заключается в том, что рецепты существования, предлагаемые и успешно реализуемые общественными объединениями бедного большинства планеты, коренным образом отличаются от рекомендаций Всемирного Банка.

Конференция в Хельсинки резко отличалась от всех предыдущих собраний NGO почти полным отсутствием интереса к вопросам всякого рода

благотворительной помощи. Никто не обсуждал - "как просить деньги" и

"где просить деньги".

В центре обсуждения была проблема перехода от выживания к самодостаточности, к обеспечению независимости от коллапсирующей мировой

экономики государств и транснациональных корпораций.

Причина социальной катастрофы, в результате которой миллиарды людей на Земле существуют как бы вне экономики и за всеми мыслимыми чертами бедности - фундаментальна и проста. Труд в нынешней экономике это товар. Технический прогресс привел к тому, что этого товара — в избытке, и с каждым днем все больше в избытке. Следовательно - по законам рынка - цена этого товара постоянно снижается, а значит снижается и уровень жизни. Автоматически.

Ответ, найденный бедными, ассиметричен и адекватен: бартер или

простой обмен продукцией. В общем и целом глобальная экономика быстро

"распадается" на два сектора, между которыми все меньше и меньше связей - денежный и безденежный.

В Аргентине создана три года назад 20 человек создали что-то вроде клуба по обмену выращиваемой ими продуктами питания, ремесленными

изделиями, одеждой домашнего пошива. Сегодня в национальной системе

таких клубов, гордо названной Global Barter Network - 120 тысяч человек!

В США в обиход входят ежегодные ярмарки, во время которых фермеры

меняются с горожанами - сельскохозяйственная продукция на одежду и

что-то там еще. Все довольны, потому что - гораздо дешевле.

Во Франции бартер стал единственной возможностью для фермеров из-

бежать уничтожения национальных видов сельского хозяйства. Например,

Европейский Союз запретил! торговлю козьим сыром, поставив под угрозу

существования целую отрасль и жизнь связанных с ней людей.

В Канаде умудрились как-то увязать бартер со специфическими плаиковыми картами. Активно используют торги в Интернет.

Примерам нет числа.

Принципиальной особенностью всех систем является то, что все они

основаны на доверии, на межличностных договоренностях, на самоуправлении. Население, а не государства, начинают воссоздавать разрушенный мир человеческих отношений снизу, со дна.

В IY веке до нашей эры великий мудрец Лао Цзы сказал:

"Благостный человек правит через договоренность.

Человек вне Благости правит через налоги".

Дао Дэ Дзин, #79

 

Через 2500 лет к этой мудрости независимо пришли миллионы.

На смену экономике, в основании которой лежит финансовый и промышленный капитал, приходит экономика, в основе которой лежит человеческий (социальный) и, неизбежно, природный капитал.

Поэтому вторым по частоте использования словом на конференции было слово "духовность" - spirituality, в том числе, в смысле возвращения к культурным корням.

В этой экономике не будет места государству в его прежнем смысле,

поскольку бартеризация есть массовый уход от налогообложения. Граждане

всего мира таким вот своеобразным способом заявляют, что если они не

нужны государству, то государство не нужно им. И они, безусловно, правы.

В экстремальной форме это было выражено в тезисе: в мире существует 10.000 национальных культур с тысячелетними корнями и всего 200 государств, многим из которых не более сотни лет. Что должно иметь большую ценность для людей?

 

Лидер 5-миллионного жреческого сообщества Индии завершил свое

выступление и вовсе парадоксальной формулой, которую можно перевести

как:

"Мир спасут наука, духовность и марксизм". И залом это было

встречено аплодисментами.

Население Индии - скоро миллиард.

Так что рано хоронят бородатого...

***

Я спешу поделиться этими впечатлениями, чтобы еще раз донести до

членов СоЭС простую мысль.

Мир меняется, а мы - стоим на месте. Мы как общество, и мы как

организация. Может быть кризис в России (а все остальные "подтянутся")

нас отрезвит? Подвигнет на дела во имя себя, своих детей и близких???

Пора ездить учиться не в США и Германию, а в Аргентину или в Африку: и нас там ждут, там с такой теплотой вспоминают о Советском Союе! Мы, говорят, на вас надеялись, а вы??? Очарование Западом, если оно было, проходит (или прошло) - на этой конференции, даже в присутсвии Президента Финляндии, т.е. даже из вежливости, его не демонстрировали.

Если мы думаем о будущем, мы должны переосмыслить нашу работу

(идеологию мы сформулировали в Заявлении год назад), мы должны развернуться лицом от доноров к людям, их насущным проблемам. Вся наша работа должна быть перенацелена на содействие самоорганизации масс для решения самых насущных проблем: от выживания - к самодостаточности - и к достойной жизни.

Еще одна найденная формула: будущая цивилизация будет основана на

традиционных духовных и культурных ценностях и передовых технологиях.

Переосмыслен был и другой основополагающий лозунг экологистов, вы

его легко вспомните. Теперь он звучит так: действовать локально так,

чтобы это влияло на глобальную ситуацию.

 

Думайте, думайте и действуйте.

Успехов всем.

Свет Забелин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: