Нина Алексеевна ЧЕВЕЛЕВА
ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО „ ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1965
ВВЕДЕНИЕ
В существующей практике устранения заикания у детей большое место занимают приемы, приучающие заикающегося пользоваться различными формами подражательной и заученной речи. Широкую распространенность получили речевые упражнения в сопряженной и отраженной речи.
Переход к самостоятельной речи допускается лишь после того, как дети овладеют сопряженной, отраженной речью, воспроизведением заученного текста, т. е. различными ступенями механической речи. Предполагается, что этим путем может быть достигнута подготовка к свободной от заикания самостоятельной речи.
Между тем заставляет на себя обратить внимание тог факт, что заикание появляется у детей в период, когда ребенок начинает говорить развернутыми фразами, когда усложняется его речь, мышление, когда ребенок подходит к отвлеченным высказываниям и уже не ограничивается называнием предметов или отдельных действий.
То, что заикание проявляется сильнее при самостоятельных высказываниях «ли рассуждениях, представляющих для заикающегося значительную трудность, чем, например, при произнесении заученного текста или при передаче хорошо известного материала, является общеизвестным фактом. Наблюдения показывают, что заикание у детей дошкольного возраста значительно ослабевает в условиях речи, непосредственно связанной с практической деятельностью ребенка или с конкретной, наглядной ситуацией. Это согласуется с психологическими исследованиями, отмечающими, что наиболее ранней формой речи детей является речь, непосредственно связанная с практической деятельностью ребенка или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение, т. е. ситуативная речь.
Наглядная, конкретная ситуация значительно облегчает формулирование мысли, называние производных действий. В условиях наглядной ситуации ребенок может наряду со словом воспользоваться местоимением (эта, этот, такое и др.) или просто жестом, указывающим на тот или другой предмет.
В отличие от этого контекстная, т. е. обобщенная, речь, связанная с событиями прошедшими, иногда очень давними, с предметами, которые ребенок не может наблюдать непосредственно в момент речи, с будущими его действиями, является для детей более трудной. Сложность такой речи для детей заключается в том, что ребенку приходится строить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства, следовательно, основная линия развития связной речи дошкольника заключается в постоянном переходе от ситуативной речи к развернутым, связным высказываниям, то есть к речи контекстной.
К концу дошкольного возраста обе эти формы речи сосуществуют, и ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения.
Если учесть высказанные соображения, можно выразить сомнение в том, что переход к пользованию самостоятельной речью заикающимися детьми действительно подготавливается упражнениями в механических формах речи.
Все вышеизложенное позволяет по-новому поставить проблему формирования у дошкольников способности к самостоятельной речи, свободной от заикания.
Особое значение придается развитию у заикающихся детей способности к оформлению мысли в условиях, когда оно лишено опоры на непосредственное зрительное восприятие или не связано с четкими зрительными представлениями. Эта способность возникает в процессе постепенного перехода от ситуативной речи к контекстной, тесно связанного с практикой общения и деятельностью ребенка: Постепенность эта должна заключаться не в механическом упражнении детей в подражательной и заученной речи, а в закономерном переходе от ситуативной речи к контекстной. В этом и состоит коренное отличив предлагаемой методики преодоления заикания от существующей.
Идея данной методики и ее теоретическое обоснование принадлежит моему научному руководителю профессору Р. Е. Левиной. Отправляясь от высказанных соображений, по ее замыслу, мною была предпринята экспериментальная разработка системы преодоления заикания у дошкольников в процессе ручной деятельности.
Общение в процессе ручного труда содержит в себе возможность расположить речевой материал с большой постепенностью. Благодаря тому, что наглядная опора может постелено убывать, возникает возможность медленно усложнять речь детей, создавая постепенный переход к более отвлеченным высказываниям, развернутым объяснениям и, наконец, подробным рассказам, лишенным непосредственной зрительной опоры, опирающимся да собственные языковые средства.
Таким образом, занятия по речи в процессе ручного труда могут служить благоприятной обстановкой для постепенного перехода от речи в конкретной, наглядной ситуации ко все более и более сложным высказываниям в условиях постепенно убывающей зрительной опоры.
Виды ручной деятельности заимствованы из программы детского сада. Выбор их определялся не только сложностью поделки в техническом отношении, но и числом отдельных элементов работы, на которые распадается процесс их изготовления. Кроме того, учитывалась доступность обозрения частей готовой поделки.
При устранении заикания. необходимо обеспечить также педагогические условия, которые отвечали бы общим логопедическим требованиям к занятиям с заикающимися детьми, а именно активизировать внимание и речь детей, вызывать и поддерживать постоянный интерес к занятиям.
Само собой разумеется, что занятия, на которых дети выполняют различные поделки, вызывают у них постоянный интерес, побуждают их к активному участию в общей работе потому, что всякий раз дети видят практические результаты своего труда — вещь.
В существующей литературе неоднократно подчеркивается мысль о специфической роли коллектива для устранения заикания. Известно, что именно в условиях коллектива пользование речью для заикающихся наиболее затруднено. Поэтому считается, что устранять заикание нужно обязательно в условиях коллектива, приучая детей к правильной речи в условиях общения. Речевое общение, с необходимостью вытекающее из самого процесса труда, является практикой пользования речью в коллективе.
Большое значение придается и перевоспитанию личности заикающегося ребенка, его сознания, воли, эмоций, так как в большинстве своем эти дети отличаются травмированной психикой, замкнутостью, раздражительностью.
Эта задача также может быть осуществлена в условиях коллективной ручной деятельности детей, так как во взаимоотношениях детей друг с другом воспитывается чувство сотрудничества, необходимости сладить за успехами и неудачами товарищей, помогать друг другу. Кроме того, использование на занятиях по речи ручной деятельности воспитывает в детях любовь труду, волю, умение доводить начатое дело до конца, уверенность в себе.
Большое место в логопедических занятиях с заикающимися детьми отводится воспитанию спокойного, неторопливого темпа речи. Само собой разумеется, что труд является ситуацией, где вся работа проводится детьми в медленном, спокойном темпе. Такой же неторопливый темп, соответствующий ритму работы, совершенно естественно переносится и на речь детей.
Занятия по речи в процессе ручной деятельности могут позволить не только осуществить переход от ситуативной речи к контекстной, но, ломимо этого, могут обеспечить все необходимые логопедические требования к занятиям с заикающимися детьми.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Весь процесс исправления речи заикающихся детей делится на пять периодов. Каждый включает в себя определенное количество занятий. Предлагаемые занятия следует рассматривать как типовые и повторять, разнообразя лишь -некоторыми изменениями в 'изготовлении поделок.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
\
Как и всякое систематическое обучение, работа по исправлению заикания у детей начинается с организационного периода. Основной смысл занятий этого периода состоит в том, чтобы дать детям ощутить, что они находятся в коллективе, где все подчиняется определенным правилам. Понадобится некоторое время, чтобы постепенно, в очень мягкой форме привить детям навыки организованного поведения. Без этого, естественно, нельзя приступать к речевым занятиям.
Кроме того, необходимо дать детям возможность познакомиться друг с. другом, с обстановкой, где им предстоит заниматься, чтобы все это впоследствии уже не отвлекало их во время занятий.
Первое занятие.
Учитель знакомит детей с •определенными правилами, которые необходимо соблюдать на занятиях, нужно внимательно слушать учителя, не разговаривать, не высказываться вслух, говорить только тогда, когда об этом.попросит учитель, и только то, о чем он спросит. Внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей. Учитель говорит очень живо, эмоционально, стремясь заинтересовать детей и с первого же дня установить с ними тесный дружеский контакт. Он рассказывает, чем они будут заниматься, как научатся делать сами интересные игрушки, и показывает несколько ярких, красивых поделок (альбом для переводных картинок, вертушку, корзиночку с цветами, елочные украшения, овощи из.пластилина и другие яркие, красочные игрушки).
Второе занятие.
На этом занятии дети знакомятся с материалами и инструментами, с которыми им предстоит работать: бумагой, картоном, ножницами, клеем, кисточкой, пластилином, нитками, материей, иголкой.
Учитель знакомит детей с новыми понятиями, представлениями, новыми знаниями, которые они должны будут использовать в последующий период обучения. Речь его должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Восприятие такой плавной, 'Спокойной речи подготавливает почву для правильной -речи детей в дальнейшем.
Третье занятие.
Занятие проводится в форме игры. Учитель вызывает к столу каждого ребенка по очереди и просит показать тот или иной предмет, выполнить какое-нибудь действие, тем самым проверяя, кап дети усвоили названия основных материалов и инструментов.
Обращение учителя проводится в тоне, который помогает заинтересовать детей, активизирует их внимание. Например, учитель говорит: «Сейчас я проверю, кто из» вас помнит, как называются все эти вещи, которые лежат у меня на столе. Я буду называть вам предметы, а вы молча будете брать их и показывать всем детям. Если кто-нибудь из вас ошибется и покажет что-нибудь неверно, вы молча поднимете руку. Тот, кто ошибся, сразу догадается. Сережа, подойди ко мне. Посмотри внимательно на стол. Сейчас мы проверим, хорошо ли ты помнишь все, что я называла. Где здесь самая тонкая бумага? (Сережа показывает.) Правильно. Это очень тонкая бумага. А где здесь картон? (Сережа показывает.) Верно. Это картон. Ну, а какая глянцевая бумага, ты, наверное, забыл. (Сережа показывает.) Смотрите, дети, и это Сережа помнит. Правильно он показал. Это глянцевая бумага, блестящая». Затем учитель вызывает следующего ребенка и просит показать то синюю, то красную, то зеленую бумагу и-т. д.
Дети по очереди находят на столе учителя и показывают различные материалы и инструменты: пластилин, нитки, материю, ножницы, клей, кисточки, иголки и т. д.
Четвертое занятие.
Дети на протяжении всего занятия молчат и только действиями отвечают на вопросы учителя. Учитель проверяет и уточняет знания детей о цвете и форме предметов, предлагает найти и показать то красную звезду, то синюю, то желтую, то зеленую (рис. 13 а). Точно так же дети находят и показывают шарики, кружочки, квадраты, треугольники.
Вопросы учителя все время оживляют внимание детей, например: «Ну, это ты хорошо знаешь. А вот я сейчас тебе дам самое трудное задание...» Или: «А вог этого ты, наверное, не помнишь». Правильные ответы учитель постоянно поощряет.
ВТОРОЙ ПЕРИОД
Развитие самостоятельной речи детей начинается с пятого занятия.
Пятое занятие.
На этом занятии дети впервые начинают работать и отвечать на простейшие вопросы учителя. Вопросы относятся непосредственно к действию, которое производит ребенок в данный момент. Каждый ребенок отвечает на вопрос. Но ответ его облегчен тем, что он говорит о том, что одновременно делает, видит, осмысливает. Все это в значительной мере облегчает речь заикающегося ребенка, и поэтому такая речь по следам восприятий и представлений является для детей наиболее доступной.
Для этого занятия подбирается наиболее легкая по способу изготовления и по конструкции поделка. Например, дети склеивают бумажную гирлянду-цепочку из цветных полосок бумаги (рис. 1).
Преимущество данной поделки состоит в том, что при ее изготовлении многократно повторяются одинаковые действия. Это обеспечивает некоторую повторяемость речи учителя и детей. Дает возможность незаметно для детей создать опору на только что услышанную речь.
Сначала учитель сам показывает и несколько р.аз называет действие. Это примерно получается так. Учитель берет цветную полоску из бумаги и клей и говорит детям: «Смотрите, я склеиваю полоску. Теперь возьмите свои полоски и сделайте то же самое. Посмотрите еще раз, как я склеиваю свою полоску, ровно, «е торопясь».
Дети «начинают работать самостоятельно, и в это время учитель обращается к каждому по очереди: «Скажи, что ты сейчас делаешь?»
Нина. Я склеиваю вот эту полоску.
Учитель. А ты, Сережа, что делаешь?
С :е р е ж а. Я.тоже склеиваю полосочку.
Учитель. Коля, а что ты делаешь сейчас?
Коля. А я тоже склеиваю бумажку.
Учитель. Интересно, а что же Юра делает?
Юра. Я уже склеиваю второе колечко.
Учитель. А ты, Женя, что делаешь?
Женя. Я склеиваю целую цепочку.
Главное заключается в том, чтобы ребенок почувствовал самостоятельность своего ответа. Хотя на первых порах ответы детей мало чем отличаются друг от друга, все же каждый из них переживает свой ответ как самостоятельную речь. Это обстоятельство подчеркивается тем фактом, что они по-разному обозначают предмет своего действия, добавляют при ответах свои слова. Например, одни склеивают «полоску», другие — «вот это колечко» и т. д.
Шестое занятие.
С каждым занятием речь детей становится разнообразнее. Они называют различные предметы, из которых делается картина-аппликация (рис. 2; 2а).
Учитель. Смотрите, дети, я наклеиваю солнце. Видите, где я наклеиваю солнце, — в верхнем уголке. Теперь вы сами наклейте на своих листочках солнце так же, как я.
После объяснения учителя дети приступают к работе и отвечают на вопросы.
Учитель. Что ты сейчас делаешь, Женя?
Женя. Я наклеиваю это солнышко.
Учитель. А что ты теперь делаешь?
Нина. А я тоже приклеиваю солнце.
Учитель. Интересно, а что же Сережа делает?
Сер еж а. А я тоже солнышко прикрепляю.
И так дети последовательно рассказывают о том, что оии приклеивали домик, крышу, окна, двери.
Седьмое занятие.
На этом занятии дети начинают выполнять различные действия (делают альбом для переводных картинок, рис. 3).
Учитель показывает альбом в готовом виде, затем объясняет один из процессов работы. Так, складывая пополам листок белой бумаги, он говорит: «Я складываю листок пополам».
Детям предлагается сделать то же самое. Как только дети начинают выполнять задание, учитель спрашивает каждого: «Что ты делаешь?»
Вова. Я складываю этот листок пополам.
Нина. Я тоже складываю листок пополам.
Сережа. Я складываю свой листочек пополам.
Затем показывается следующая операция, и снова действия сопровождаются словами: «Я провожу пальцем по сгибу...» И так примерно ведется работа по складыванию пополам всех трех листков и цветной обложки.
Потом учитель вкладывает в обложку первый листок и говорит при этом: «Я вкладываю в обложку первый листок».
Дети повторяют вслед за учителем его действия и называют их.
Учитель. Сережа, что ты делаешь?
Сережа. Я вкладываю в обложку первый листочек.
Учитель. А ты, Коля, что делаешь?
Коля. Я тоже вкладываю в обложку первый листок.
Точно так же вкладываются в обложку один за другим листочки.
Когда у каждого ребенка будет готов альбом, учитель говорит, что теперь нужно его украсить, наклеив на обложку красивые картинки. Первым выбрать картинку разрешается тому, кто внимательно слушал учителя, отвечал правильно, не торопясь.
Учитель объясняет, как и где нужно наклеить картинку, каждый раз называя свои действия четко и коротко.
Учитель. Я наклеиваю картинку, Юра, а ты что
делаешь?
Юра. Я тоже наклеиваю картиночку.
Учитель. А ты, Женя, что делаешь?
Ж е н я. Я наклеиваю свою картиночку — бабочку.
Учитель. Лева, что ты сейчас делаешь?
Лева. Я наклеиваю картинку на альбом.
Учитель. Сережа, скажи нам, что ты делаешь?
Сережа. Я -наклеиваю картинку на обложку.
Речь учителя не только служит для ребенка своеобразным образцом, но и дает толчок для своего ответа.
В данной системе занятий это наиболее доступная речь: с одной стороны — опора на производимое действие, с другой — на услышанную речь.
Восьмое занятие.
Форма речи детей на этом занятии остается прежней (короткие ответы, сопровождающие действия). Но сами действия становятся более сложными и разнообразными, так как усложняется процесс изготовления поделки (бумажный флажок на палочке, рис. 4).
Детям раздаются красные листочки прямоугольной формы. Учитель напоминает, что они уже на предыдущем занятии научились складывать листочки пополам. И сразу же предлагает им самим ровно, аккуратно согнуть листочки пополам.
Затем учитель показывает, как надо склеить обе половинки флажка: «Смотрите, дети, я мажу клеем одну половинку. Я намазываю клей аккуратно, понемножку. Теперь вы делайте так же». Дети приступают к выполнению задания. Учитель спрашивает, а все по очереди отвечают.
Уч и т е л ь. Петя, что ты делаешь?
Петя. Я мажу клеем вот здесь.
Учитель. А ты, Коля, что делаешь?
Коля. Я намазываю кисточкой клей.
Учитель. Нина, а что ты делаешь?
Нина. Я мажу половинку листочка клеем.
Далее учитель показывает детям, как надо вырезать треугольничек у флажка -и как его украсить. При этом учитель «напоминает, что все нужно делать не торопясь и аккуратно. (Если дети в группе совсем маленькие, то учитель предварительно карандашом рисует линии, по которым дети должны будут делать надрезы.)
И наконец последний этап — как надо прикрепить флажок к палочке.
Отвечая на вопросы учителя, дети по-разному называют свою работу.
Вова. Я приклеиваю флажок к палочке.
Нина. А я прикрепляю свой флажок.
Женя. Я приделываю к палочке флажок. И т. д.
Девятое замятие. В отличие от предыдущего занятия ответы детей становятся еще более разнообразными, так как у всех бумага разного цвета (изготовление флажков на елку, рис. 5). Поэтому каждый ребенок к ответу прибавляет еще название цвета своего листочка.
Уч и т е л ь. Женя, что ты делаешь?
Женя. Я сгибаю пополам красный листок.
Учитель. А ты, Сережа, что сейчас делаешь?
Сережа. А я зеленый листок складываю.
Учитель. Что ты делаешь, Вова?
Вова. Я сгибаю пополам желтый листочек.
Весь процесс изготовления поделки, а следовательно, и вопросы учителя, и ответы детей, точно такие же, как и на предыдущем занятии. Но только теперь дети наклеивают на флажки не звездочки, а раэные картинки (заранее приготовленные учителем). Благодаря этому ответы детей звучат все разнообразнее.
Учитель. Коля, что ты наклеиваешь на флажок?
Коля. Я наклеиваю,на флажочек бабочку.
Учитель. А ты, Нина, что приклеиваешь к флажку?
Нина. Я приклеиваю к флажку елочку.
Учитель. Сережа, что ты наклеиваешь сейчас?
Сережа. Ая наклеиваю цветочек.
Завершение работы также отличается от предыдущего занятия. Там дети прикрепляли флажок к палочке. А теперь они должны их нанизать на нитку, чтобы потом повесить на елку или украсить ими помещение, где проходят занятия. И хотя действия детей однообразны на этом этапе работы, учитель стремится к тому, чтобы все отвечали по-своему. Поэтому, объясняя это звено работы, учитель направляет внимание детей на различные варианты называния одного и того же действия: «Смотрите, дети, я продеваю нитку во флажок. Видите, как я протаскиваю нитку? Я нанизываю флажки на ниточку не спеша, осторожно, чтобы не порвать флажки». Ответы звучат разнообразно.
Учитель. Что ты делаешь, Женя?
Женя. Я нанизываю флажок на нитку.
Учитель. А ты. Саша, что делаешь?
Саша. А я продеваю нитку в трубочку.
Учитель. Что ты делаешь, Сережа?
Сережа. Я протаскиваю нитку.
Десятое занятие.
Если на предыдущих занятиях дети называли действия короткими фразами («Я складываю листок пополам» или «Я наклеиваю на флажок бабочку»), то теперь говорят более распространенно («Я делаю ножницами надрез от угла к середине» или «Я прикладываю один уголок, а другой — пропускаю»).
Поделка для этого занятия подбирается с таким расчетом, чтобы в техническом отношении она не была бы труднее предыдущей, но приемы ее изготовления были бы разнообразнее (рис. 6).
Занятие начинается с показа готового образца поделки и объяснения ее частей. Например: «Вот это вертушка, а это ее утолки. Вертушка прикреплена к палочке гвоздиком». Потом учитель объясняет, как надо делать вертушку: «Смотрите, дети, я беру листок бумаги. Теперь я делаю надрез от угла к середине. Но самую середину я не разрезаю. Потом я делаю еще один надрез и еще один».
В процессе работы учитель спрашивает: Сережа, что ты сейчас делаешь?
Сережа. Я сейчас делаю ножницами надрез от угла к середине.
Учитель. А ты, Нина, что делаешь?
Нина. Я делаю уже второй иадрез от угла к середине.
Учитель. Коля, скажи нам, что ты делаешь?
Коля. Я тоже разрезаю уголок до середины.
И так учитель опрашивает каждого ребенка, выражая интонацией живой интерес к работе. Дети внимательно слушают ответы товарищей и стараются ответить как можно разнообразнее и подробнее. К этому их побуждают замечания учителя. «Как хорошо ответил Же-'ня. Он сказал не просто «Я разрезаю уголок», а очень подробно: «Я разрезаю ножницами уголок своего красного листочка» или «Молодец, -Слава, как ты хорошо сказал: «Я разрезал свой листочек ножницами ровно, аккуратно». Видите, дети, Слава ответил по-своему, подробно и очень хорошо». В таких случаях учитель повторяет хорошие высказывания детей, чтобы о-ни могли еще раз услышать образец удачного ответа.
Затем учитель приступает к показу следующего этапа работы: «Теперь я прикладываю один уголок к середине, а другой пропускаю. Затем опять прикладываю один уголок, а следующий пропускаю».
Когда дети начинают таким образом складывать вертушку, учитель спрашивает каждого по очереди: «Что ты сейчас делаешь?» — и дети отвечают с удовольствием, увлеченные своей работой. О трудности произношения никто и не думает, потому что их внимание направлено и а то, как лучше сделать вертушку и как правильнее ответить на вопрос учителя.
«Смотрите, дети, я прибиваю вертушку к палочке гвоздиком», — продолжает учитель.
И опять спрашивает всех детей по очереди: «Что ты делаешь?»
Дети называют свои действия, стараясь избегать повторения ответов товарищей. Постепенный отход от стереотипа воспитывается у них на протяжении предыдущих занятий, когда каждый ответ «по-своему» всячески поощрялся и дети стремились говорить подробнее: один - что он прибивает вертушку гвоздиком, другой что он забивает гвоздик молоточком и т. д.
Постепенно ответы детей усложняются: уменьшается их зависимость от речи учителя и увеличивается самостоятельность. Так, например, если раньше ребенок повторял за учителем: «Я мажу полоску клеем», — теперь он старается ответить более подробно и, следовательно, более самостоятельно (см., например, стр. 17).
Такие полные ответы детей должны всячески поощряться учителем, а это в свою очередь будет являться новым стимулом для появления еще большей самостоятельности в следующих ответах детей.
Одиннадцатое занятие.
На этом занятии дети делают бумажного змея (рис. 7).
Учитель показывает готовую игрушку — зеленого сплетенного из двух длинных полосок бумаги змея, объясняет, как он делается. Детям раздаются по две длинные (80—90 см) полоски бумаги, зауженных в одну сторону (в начале ширина полоски — 6 см, к концу — 3 см).
Учитель обращается к детям: «Смотрите, как я плету змея из полосок бумаги. Теперь вы сами начинайте работать. А я проверю, правильно ли вы будете делать».
Дети выполняют задание. Учитель по очереди спрашивает каждого из детей: «Что ты сейчас делаешь?»
Женя. Я сплетаю змея из длинных полосочек зеленого цвета.
Учитель. Молодец, Женя, ты очень хорошо ответил. Давайте послушаем, что делает сейчас Нина. Скажи, Нина, что ты делаешь?
Нина. Я плету очень длинного змея из бумаги.
Учитель. Хорошо сказала Нина: «Я плету очень длинного змея из бумаги». А интересно, как Сережа ответит. Сережа, скажи нам, что ты делаешь?
Сережа. Я тоже делаю змея из красивой блестящей бумаги. Я плету своего змея.
Учитель. Дети, вам понравилось, как сказал Сережа: «Я тоже делаю змея из красивой блестящей бумаги». Он очень хорошо сказал, по-своему. Ну, а Коля, интересно, что делает?
Коля. Я плету змея из полосочек разной ужины.
Каждый ребенок внимательно слушает ответы товарищей, чтобы не повторяться и ответить по-своему, по-новому.
Затем к широкому концу змея приклеивают голову и красный язык. И опять дети с удовольствием «изобретают» новые варианты ответов.
Нина. Я приклеиваю голову вот здесь, где потолще.
Женя. Я приделываю змею голову с другого конца, не там, где узкий хвост.
Вова. Я приклеиваю змеиную страшную голову.
Коля. Я тоже наклеиваю на змея голову.
Сережа. Я уже кончаю делать голову.
Точно так же дети рассказывают о том, как они приклеивали язык и подрисовывали глаза.
Двенадцатое занятие.
Плетение коврика (рис. 8).
С каждым занятием усложняется процесс изготовления поделки, речь детей тоже становится более разнообразной.
Детям раздаются квадратные листочки разных цветов (лучше предложить им самим выбрать цветной квадратик по желанию, тогда все бывают довольны своим цветом).. Затем дети выполняют уже знакомую по многим занятиям операцию, сгибают квадратные листочки пополам и отвечают на вопросы.
Учитель. Что ты делаешь, Вова?
Вова. Я сгибаю свой красненький квадратик пополам.
Учитель. А ты, Сережа, что делаешь?
Сережа. А я складываю пополам желтую, блестящую бумажку.
Учитель. Я не вижу, что делает Коля.
Коля. Я тоже сгибаю пополам свой листочек, зеленый.
Далее дети прорезывают квадраты по намеченным учителем линиям и так же отвечают разнообразно.
Женя. Я делаю надрезы на своем квадратике, где полоски.
Коля. А я разрезаю ножницами полоски на своем синем листочке.
Вова. Я тоже разрезаю квадратик, где вы нарисовали черточки.
Затем дети отрезают уже от другого квадратика, который тут же получают от учителя, узкие полоски (также по заранее 'начерченным линиям, причем полоски должны быть другого цвета, чем квадрат, иначе они сольются). Так как полоски разных цветов, и ответы их звучат по-разному.
Нина. Я отрезаю узенькие синие полосочки от этого листочка.
Женя. Я сейчас режу полоски ножницами.
С е р еж а. А я отрезаю голубые ровные ленточные бумажки.
После этого учитель показывает детям, как.надо вплетать цветные полоски в прорезы квадрата. И опять одно и то же действие учитель называет по-разному, направляя внимание детей на перефразы: «Смотрите, дети, как я вплетаю эти полоски в разрезы, я продеваю их по очереди — сначала протаскиваю вверх, а затем — вниз. Видите, как я переплетаю разрезы голубой полоской?» Поэтому и дети отвечают всякий раз по-новому.
Петя. Я протаскиваю в разрезы желтенькую ленточку.
Сережа. А я продеваю в полоски красную узкую бумажку.
Коля. Я вплетаю в свой коврик зеленые полосочки.
Затем учитель Показывает и объясняет детям, как надо приклеить полоски, чтобы они не выпали.
После проведения нескольких занятий подобного типа дети постепенно оказываются подготовленными к тому, чтобы самостоятельно строить фразу, не опираясь на предварительную формулировку учителя.
Напомним, что на предыдущих занятиях вопросы задавались одинаковые для всех: «Что ты сейчас делаешь?» — и, хотя каждый ребенок отвечал по-своему, все говорили об одном и том же действии. Теперь же.ребенку задается свой вопрос. Для облегчения ответа каждый вопрос задается в конкретной форме. В нем содержатся названия материала и тех действий, о которых должен говорить ребенок. Например:
Учитель. Чем ты склеиваешь уголки?
Ребенок. Я склеиваю уголки клеем.
Учитель. Как ты согнул свой листок?
Ребенок. Я согнул свой листок пополам.
Таким образом, «на первых парах в вопросе учителя содержатся подсказывающие слова, которые дают возможность ребенку правильно сформулировать ответ.
Тринадцатое занятие.
Конструирование самолета из бумаги (рис 9)
В начале занятия учитель показывает детям готовый самолет и называет все его части: корпус, крылья, хвост, пропеллер; раздаются заранее вырезанные из плотной бумаги заготовки этих частей; объясняется, как нужно собрать самолет (в первый прорез корпуса вставляются крылья, во второй — хвост, пропеллер прикрепляется булавкой). Слова учителя во время объяснения должны совпадать с действиями. Дети вместе с учителем собирают самолет. В процессе работы он задает вопросы.
Учитель. Что ты вставляешь -в разрез?
Вова. Я вставляю в разрез крылья.
Учитель. А ты, Коля, куда вставляешь крылья?
Коля. Я вставляю крылья в разрез.
Учитель. Нина, что ты вставляешь в корпус?
Нина. Я вставляю в корпус крылья.
Учитель. Куда ты вставляешь эту планочку?
Женя. Я эту планочку вставляю в разрез.
Таким образом, каждому ребенку задается свой, отдельный вопрос, с тем чтобы их ответы не 'повторялись.
Точно так же отвечают дети на вопросы учителя, когда приделывают к самолету хвост.
Затем учитель объясняет детям, как «нужно прикрепить булавкой -пропеллер к самолету. И опять в процессе работы дети отвечают на вопросы.
Учитель. Что ты прикрепляешь к самолету, Вова?
Вова. Я прикрепляю к самолету пропеллер.
Учитель. Сережа, а чем ты прикалываешь пропеллер?
С е р еж а. Я прикалываю- пропеллер булавкой.
Учитель. Что ты прикалываешь к корпусу самолета?
Юра. Я прикалываю к корпусу самолета пропеллер.
Учитель. А чем ты его прикалываешь?
Юра. Я его прикалываю булавкой.
Затем учитель предлагает детям наклеить на крылья самолета красные звездочки. Дети приклеивают звезды и отвечают на вопросы.
Учитель. Что ты приклеиваешь, Коля?
Коля. Я приклеиваю звезду.
Учитель. А чем ты, Юра, приклеиваешь звезду?
Юра. Я приклеиваю звезду клеем.
Учитель. Нина, скажи, чем ты мажешь клей?
Нина. Я мажу клей кисточкой.
Учитель. Слава, куда ты приклеиваешь звезду?
Слава. Я приклеиваю звезду на крыло.
Учитель. Какую звезду ты приклеиваешь?
Женя. Я приклеиваю вторую звезду.
Учитель. Сережа, куда ты приклеиваешь вторую звезду.
Сережа. Я приклеиваю вторую звезду тоже на крыло.
Учитель. Какую звезду ты приклеиваешь?
Сережа. Я приклеиваю красную звезду.
Четырнадцатое занятие.
На этом занятии, как и на предыдущем, каждому ребенку задается отдельный, самостоятельный вопрос. Дети уже говорят о самых разнообразных действиях. Поэтому и поделку можно предельно разнообразить. Так, например, хорошо предложить детям обводить карандашом самые различные фигурки из дерева для картона: рыбку, петушка, домик, дерево, цветок и т. д. (рис. 10; 10а). Получившийся контур рисунка можно раскрасить цветными карандашами, недостающие детали — дорисовать (например, у рыбки и петушка — глаза, у домика — окно, дверь и лестницу и т. д.).
Хорошо предложить детям самостоятельно выбрать фигурку для работы, тогда у них повышается интерес к работе, не бывает обид.
Учитель показывает детям, как надо обводить фигурки: карандаш вести близко к краю, фигурку держать рукой крепко, не сдвигать. Как только дети приступают к работе, учитель начинает задавать им самые разнообразные вопросы, например:
Учитель. Что ты сейчас обводишь, Сережа?
Сережа. Я сейчас обвожу деревянного петушка.
Учитель. А чем ты обводишь свою фигурку, Петя?
Петя. А я свою фигурку обвожу простым карандашом.
Учитель. Чем ты держишь деревянный домик. Вова?
Вова. Я этот деревянный домик держу левой рукой.
Учитель. А как ты держишь свою фигурку, Нина?
Нина. Я держу ее крепко, чтобы она не сдвигалась.
Затем дети начинают раскрашивать свои получившиеся рисунки, подрисовывать недостающие части.
Учитель. Что ты сейчас рисуешь у рыбки, Коля?
Коля. Я рисую у этой рыбки глаз.
Учитель. А чем ты раскрашиваешь дерево, Женя?
Женя. Я раскрашиваю дерево зеленым карандашом.
Учитель. Что ты раскрашиваешь, Сережа?
Сережа. Я раскрашиваю цветик-семецветик с разными лепестками.
Учитель. А сейчас что ты рисуешь, Коля?
Коля..Я сейчас рисую чешую у рыбки.
Учитель. А как ты ее рисуешь, в какую сторону?
Коля. Я рисую ее, как вы сказали, к хвосту.
Если позволяет время, то потом можно предложить детям поменяться фигурками и сделать еше несколько рисунков. Можно также продолжить эту работу на другом занятии.
Пятнадцатое занятие.
Форма речи детей (ответов) на этом замятии такая же, как и на предшествующем, но характер -поделки несколько усложняется Дети выполняют декоративный цветок -с сердцевинкой из ваты(рис. 11).
После объяснения учителя дети обводят деревянный или картонный цветок. Те, кто постарше, могут и сами его (нарисовать. Как только дети приступают к работе, учитель спрашивает: Что ты обводишь сейчас, Саша?
Саша. Я сейчас обвожу деревянный цветочек.
Учитель. А чем ты обводишь этот цветок, Нина?
Нина. Обвожу этот цветок красным карандашом
Учитель. А ты, что сейчас делаешь, Коля?
Коля. Я сейчас рисую цветик- семицветик.
Учитель. Чем ты держишь свой цветок, Петя?
Петя. Я свой цветок держу левой рукой, а обвожу — правой.
Учитель. А как ты держишь этот цветок, Женя?
Женя. Я его держу крепко, чтобы не сдвинуть.
Затем дети приступают к вырезыванию цветка по контуру обводки. Свои действия дети опять называют по-разному, отвечая на вопросы учителя, например:
Учитель. Что ты вырезываешь, Петя?
Петя. Я вырезываю этот цветок.
Учитель. А как ты его вырезываешь?
Сережа. Я его вырезаю по карандашу, где я 'нарисовал.
Учитель. А чем ты вырезаешь свой цветок, Вова?
Вова. Я вырезаю свой цветок кривыми ножницами.
Далее дети начинают раскрашивать свои цветочки. Учитель предлагает детям несколько вариантов раскраски: то разные лепестки как у цветика-семицветика, то завитками, то цветными точками, то кружочками или полосками разных цветов и т. д.
Естественно, что при таком разнообразии действий дети и отвечают очень разнообразно, не повторяя друг друга.
И наконец, последний этап работы заключается в том, что дети наклеивают в середину цветка вату.
Разговор в процессе работы происходит примерно такой:
Учитель. Что ты намазываешь. в середине цветка, Петя?
Петя. Я намазываю в серединочке цветочка клей.
Учитель. Чем ты мажешь клей, Женя?
Женя. Я мажу клей кисточкой.
Учитель. А где ты мажешь клеем, Сережа?