Методы диагностики агрессивности у подростков




 

В социально-психолого-педагогической практике выделяют такие виды проявления агрессивности подростков как страхи, тревожность, задиристость, враждебность, драчливость, озлобленность, жестокость и т.п. Для исследования агрессивности детей, для диагностики, для сбора и анализа фактического материала важно применять различные методики, комплексное изучение которых и обеспечивает надежность, достоверность полученных данных.

Прежде всего рассмотрим метод наблюдения. Этот метод чаще других используется в педагогической практике, во-первых, это возможность получить богатую информацию для психологического анализа особенностей поведения ребенка и составление программы исследования. Во-вторых, наблюдение можно использовать когда информация не может быть получена другим способом, так как здесь информация получается путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целями и задачами исследования диагностики [20, с. 16].

Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет изучать причиняющее реальный вред поведение.

И.А. Агеева различает 2 вида наблюдения: полевое и лабораторное поведение. Полевое наблюдение - наблюдение за поведением людей в естественных условиях или же подразумевает определенное вмешательство со стороны наблюдателя. Лабораторное наблюдение - наблюдение за поведением в контролируемых лабораторных условиях. [21, с. 6]

Для выяснения взаимоотношений подростков с родителями и другими членами семьи, с педагогами и товарищами в школе и вне школы используется метод беседы. При этом нужно сначала проводить беседу с окружающими людьми, а уже потом с ребенком. Беседы с родителями и педагогами позволяют выявить нравственную атмосферу, царящую в семье, выяснить характер отношений, поведения ребенка в семье, школе, во дворе, кругу друзей.

Материалы бесед раскрывают то, как объясняют взрослые причины агрессивного поведения ребенка; кто считает себя ответственным за его действия; как объясняет сам подросток причины своего агрессивного поведения, какую дает ему оценку. Нужно отметить, что испытуемый не всегда может осознать мотивы своего поведения, а значит беседы могут не отражать истиной картины. И в тоже время именно неосознанные мотивы поведения отражают основные потребностные тенденции детей подросткового возраста, материалы бесед представляют серьезный интерес.

Важным методом диагностического исследования является опрос. Он отмечается от других методов тем, что при его использовании получают надежную информацию, и не только о внутренних побуждениях детей, но и о результатах их деятельности, поведения. Хотя нужно помнить, что при ответе на вопрос ответ может быть искажен желанием ребенка «выставить» себя в лучшем свете. Суженного ответа, так и быстрое изменение ответов в различных ситуациях [22, 17].

Наиболее удачным представляется опросник Басса-Дарки. Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны. Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. (Приложение 1)

При диагностике агрессивности детей можно использовать проективные методы. Проективный метод - один из методов исследования личностных и эмоциональных особенностей, основанные на принципе проекции, сформулированном З. Фрейдом. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения неоконченных предложений; интерпретационные (например, тематический апперцепционный тест, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрамма, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного (приложение 2)) и др. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности. [23]

Кроме наблюдения, бесед, опросников при изучении агрессивного поведения детей и подростков можно использовать сочинения, например, на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки?».

Применение разноплановых методик для исследования агрессивности детей даст возможность получить более широкую и разнообразную информацию об этом феномене.

 

2.3Результативность психокоррекционной работы с подростками

 

Проблема оценки эффективности коррекционных программ является одной из наиболее острых в практике работы с детьми и подростками. Необходимо помнить, что результативность коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, учёбы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. С точки зрения ребенка работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий получит эмоциональное удовлетворение и в целом, как в ходе работы, так и по окончании ее, будет переживать положительные эмоции по поводу своего участия в групповых занятиях. Для родителей проведенная работа эффективна, если в результате ее удовлетворен запрос. Для педагога критериемрезультативности проведенной работы и эффективности коррекционной программы является степень достижения цели коррекции и решения поставленных в программе задач.

Таким образом, программа может не претендовать на полное разрешение трудностей в развитии и вообще иметь профилактический или общеразвивающий характер. [1, с. 16]

Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого подростка.

Брылева О.А. подчёркивает, что эффективность коррекционной работы зависит от различных факторов. Особое место принадлежит взаимодействию педагога и подростков, так как известно, что успешность любого вида деятельности зависит от установления взаимодействия между участниками. В процессе взаимодействия взрослый может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности ребенка, включая стабилизацию и коррекцию поведения. Процесс взаимодействия складывается из совместных действий, духовного вербального контакта и невербального информационного контакта.

Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с подростком с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. [24]

Перед тем как использовать психотехнические игры и упражнения на практике нам было необходимо определить уровень агрессии. Как было уже сказано, существует множество различных диагностик для выявления агрессии. Мы выбрали такой метод диагностики как опросник Дарса-Барки. Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны. Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

По результатам проведенной диагностики можно сделать следующий вывод: хотя индекс агрессивности находится в пределах нормы, индекс враждебности показывает верхнюю планку допустимой нормы. Это говорит о том, что испытуемая зачастую недоверчиво относится к окружающим и часто излишне враждебно настроена против них. Высокий индекс чувства вины показывает, что Ольга излишне самокритична и во многих жизненных неурядицах и конфликтах с окружающими винит себя. Индекс вербальной и физической агрессии также высок. Исходя из того, можно сделать вывод, что у испытуемой не всегда получается сдерживать эмоции и чаще всего «сгоряча» она высказывает то, что думает (о чем чаще всего сожалеет), и, может быть, вполне способна ударить человека. Наименьшей индекс - негативизм (3 балла), но, учитывая максимальный индекс в 4 балла можно сделать вывод, что она во многом видит темное, часто впадает в депрессии. Средние индексы показали косвенная агрессия, раздражение, обида и подозрительность также смещены в верхнюю сторону допустимых индексов. Это говорит о том, что испытуемая достаточно обидчива, подозрительна относится к людям, скорее всего необщительна, может затаивать обиду и не всегда высказывать реальные мысли окружающим людям, раздражается по пустякам.

Ольге трудно контролировать свое поведение, и хотя из данной диагностики сложно сделать однозначный вывод, т. к. желательно проводить ее совместно с другими, мы полагаем ей нужно учиться контролировать свои эмоции и больше доверять людям. Впоследствии, если не будет предпринято с ее стороны никаких действий, ее агрессивность может привести к частым депрессиям, непониманию окружающими, одиночеству. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе.

Исходя из вышеизложенного мы провели с Ольгой несколько игр и упражнений, которые помогают освоить способы регуляции своего эмоционального состояния, мышечного тонуса. Эти игры и упражнения могут использоваться в коллективной, игровой и соревновательной формах. Но у нас не было возможности опробировать их на группе подростков, поэтому мы проводили их в индивидуальной форме.

Первое упражнение, которое мы провели называется «Управление эмоциональным напряжением» [18, с. 9]. Цель этого упражнения - научить управлять психоэмоциональным напряжением, снимать внутренние зажимы, которые мешают свободной циркуляции энергии во время волнения, гнева и вспышек агрессии. Это упражнение мы проводили в индивидуальной форме. Мы предложили Ольге свободно расположиться на кресле и вспомнить ситуацию из своей недавней жизни, когда она была в плохом настроении и чувствовала, что она раздражена, вспыльчива и груба. Ольга попробовала мысленно воспроизвести по порядку все события того эпизода. Переживая свой опыт заново, мы попросили её определить, в какой части тела (в животе, груди, пятках), главным образом, располагались её гнев и раздражение, или он был равномерно разлит по всему телу.

Поймав это ощущение в груди, мы попросили Ольгу усилить его до крайнего состояния, затем максимально расслабиться в этой области, а потом опять максимально напрячься. Так мы проделали несколько раз, пока Ольга не почувствовала, что энергия стала распространяться по всему телу и внутренний «ступор» прошёл, а напряжение ослабло.

Мы посоветовали Ольге делать это упражнение самостоятельно каждый раз, когда чувствует себя нервной, раздражённой и агрессивной.

Следующее упражнение называется «Чувства и воображаемый звук». [18, с. 14]

Его цель заключается в том, чтобы научиться управлять своими эмоциями и чувствами через воображаемый звук. Как мы уже знаем, обида, гнев и подобные им чувства, способствуют появлению агрессии. С помощью этого упражнения можно научиться управлять застревающими чувствами, которые нам мешают.

Ольге мы предложили сконцентрироваться на чувстве, которое обычно вызывает у неё порывы гнева и агрессии. Следующий шаг - Ольге нужно было представить, в какой части тела у неё таится это чувства. Ольга его почувствовала в груди. Затем мы попросили Ольгу вообразить себе, что из груди исходит звук, который более всего соответствует самому чувству. У Ольги возникла ассоциация агрессии с рычанием. Мы попросили Ольгу, чтоб она максимально громко представила этот звук и постепенно ослаблять его, пока он совсем не утихнет. Вместе с этим Ольга должна была мысленно представить, что вместе со звуком уходить и чувство, которое мешает.

После этих упражнений Ольга сказала нам, что ей стало свободней и легче в груди, она стала более расслабленной и спокойной.

И напоследок мы поиграли с Ольгой в игру, которая называется «Гибкость поведения». [18, с. 53] Цель этой игры: научиться гибкости поведения, в частности реализации скрытых эмоций, заключённых в поведении противоположных обычному, устоявшемуся.

Это игра парная. Условия игры следующие: один в паре просит другого о какой-нибудь услуге. Сначала в требовательной, жёсткой форме, а потом-то же самое, но в мягкой. Партнёр должен заметить, какой вариант просьбы лучше удаётся. Затем поменяться ролями.

Ольга попросила меня подать ей книгу с полки, помочь ей с домашним заданием, открыть окно. Лучше у неё получалось попросить в вежливой форме. В заключение этой игры, мы с Ольгой обсудили итоги. Ольга объяснила, что если бы у неё со мной был какой-либо конфликт до проведения игры или на моём месте был бы кто-нибудь другой, то она могла бы и нагрубить, тем более если бы это было в повседневной жизни.

Во главе 2 мы подробно рассмотрели различные методы коррекционной работы. Самые популярные это игротерапия, арттерапия, поведенческая терапия и социальная терапия. Ознакомившись с материалом, мы выделили наиболее эффективную методику - игротерапия, так как она наиболее соответствует задачам развития детей и подростков.

Также мы ознакомились с разнообразными методами диагностики агрессивности у подростков. Важное место занимают наблюдение, беседы, опросы, проективные методы, сочинения.

Мы выбрали такой метод диагностики как опросник Дарса-Барки. Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны. Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод, что индекс агрессивности находится в пределах нормы, но у Ольги присутствуют небольшие отклонения от этой нормы. Ольге трудно контролировать свое поведение. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе.

После проведённых игр и упражнений мы провели с Ольгой повторный тест для определения уровня агрессии. (приложение 4) Как уже было сказано, результативность коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, учёбы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Но несмотря на то, что игры и упражнения проводились единожды, изменения в лучшую сторону мы заметили.

По результатам повторной диагностики можно сделать следующий вывод: индекс агрессивности снизился с 21 до 17 баллов. Индекс чувства вины снизился с 8 до 6 баллов. Индекс вербальной и физической агрессии также снизился на 3 балла. Индекс негативизма стал 2 балла.

Следует отметить достаточно хороший результат. По словам Ольги, ей очень понравились упражнения, которые мы с ней провели. Она и сама не рада, что она такая вспыльчивая. Но раньше она не знала, что нужно делать в ситуациях, когда она теряла контроль над своими эмоциями. Сейчас она будет контролировать себя и по мере необходимости делать упражнения, которые мы показали ей.

 


Заключение

 

Наша курсовая работа была посвящена решению проблемы, которая заключалась в недостаточно высоком уровне культуры поведения учащихся 5-6 классов.

В ходе исследования мы ознакомились с психолого-педагогическими особенностями развития учащихся 5-6 классов и выяснили, что именно в этом возрасте начинается подростковый период, который связан с изменениями в поведении. Мы установили, что подростковый возраст сопровождается повышенной чувствительностью, болезненной застенчивостью, борьбой с общепринятыми правилами. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями. Характерной чертой является любознательность, пытливость ума. Также почти у всех подростков наблюдается агрессивное отношение ко всему и ко всем, что и кто его окружает.

Сегодня существует множество различных психокоррекционных игр и упражнений, используемых в групповой и индивидуальной работе с детьми и подростками. Наиболее популярным методом, используемым в работе с детьми и подростками является игротерапия, так как ближе всего отвечает задачам развития. Игротерапия - это комплекс игр и упражнений, которые направлены на профилактику или коррекцию поведения. Игры и упражнения применяются не только по отношению к подросткам, у которых есть проблемы в общении с окружающими и в семье, но и в общеоздоровительных целях, например для большей концентрации учащихся, для укрепления физического и морального состояния.

При помощи игр и упражнений можно оживить изучение любой учебной дисциплины, но лучше всего для этого подходят гуманитарные дисциплины описательного характера. Психокорекционная работа проводится с детьми, подростками и со взрослыми. Для каждой возрастной категории существуют свои особенности.

Мы провели на практике результативность игр и упражнений, которые дали неплохой результат, несмотря на то, что они были проведены единожды.

коррекция учащийся подростковый игра


Список источников

 

1. Агеева, И.А., Миронова, Е.В. Психологический практикум: Диагностика агрессивного поведения / И.А. Агеева, Е.В. Миронова. - Бишкек, 2002. - 47 с.

. Анн. Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 1994. - 271 с.

. Анн. Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2004. - 81 с.

. Антонян, Ю.М., Гульдан, В.В. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. - М., 1991. - 248 с.

. Бабаева, М.М. Социальные нормы и регуляция поведения / М.М. Бабаева. - М.: «Просвещение», 1978. - 311 с.

. Бурменская, Г.В. Возростно - психологическое консультирование / Г.В. Бурменская. - М., 1991. - 133 с.

. Гришин, В.В., Лушин, П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В.В. Гришин, П.В. Лушин. - М.: ИКА «Москва», 1990. - 64 с.

. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. / О.Н. Истратова. - Ростов: Феникс, 2007. - 349 с.

. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / О.А. Карабанова. - М., 1997. - 190 с.

. Карабанова, О.А., Захарова, Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / О.А. Карабанова, Е.И. Захарова. - М.: «Академия», 2002. - 416 с.

. Караяни, А.Г., Сыромятников, И.В. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников // Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

. Куликов Л.В. Психическое состояние / Л.В. Куликов - И.: «Просвещение», 1990. - 228 с.

. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. - И.: «Академия», 2001. - 256 с.

. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: «Просвещение», 1989. - 373 с.

. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.

. Петрусинский В.В., Розанова, Е.Г. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции / В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010. - 124 с.

. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 352 с.

. Самоукина, Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. - М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, 1992. - 156 с.

. Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методический аспект: учеб. пособие для студ. психол. спец. / Е.М. Скотарева. - Саратов.: Изд. центр «Наука», 2007. - 72 с.

. Фурманов, И.А., Аладьин, А.А., Фурманова, Н.В. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительской опеки. Книга для психологов / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. - Минск.: Тесей, 1998. - 224 с.

. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. И.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: «Просвещение»: «ВЛАДОС», 1995. - 160 с.

. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. - 336 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: