Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.




Анализ наиболее характерных дисграфических нарушений у дошкольников с ОНР показывает что чаще всего у детей наблюдаются ошибки в виде:

- зеркального написания букв, смешения графически сходных букв;

- ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка);

- ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твёрдости, глухости звонкости;

- ошибки на уровне, слога, слова, предложения и текста;

- ошибки, вызванные несформированностью лексико – грамматических категорий.

Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. При работе с детьми мы использовали различные методы и приёмы. Дидактические игры, упражнения, компьютерные и МИМИО презентации подбираютсяк каждой лексической теме.

Для профилактики акустико - аграмматической дисграфии мы использовали игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении, например:

- «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем Соне, а звук «Ш» Шуре.

- «Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З»- друзья зайца, «Ж» - жирафа.

Также эти игры позволяют расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.

Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:

- «Найди слова с определённым звуком в предложении»,

- «Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки Р-Л. (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый…)

- «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».

- «Светофор».- Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор,если мягкий – зелёный.

- «Используются настольно- печатные игры, например, игры из серии:

«Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.

«Звонкий глухой»- способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.

Специально подобранные упражнения помогают логопеду развить у детей:

- зрительное восприятие (восприятие цвета, формы, размера и величины предметов)

- «Что бывает такого цвета?» - Ребёнок подбирает картинки к данному фону.

- «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность, память и мышление.

- «Соедини предметы линиями» - так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например: туфли и шляпа – красного цвета.

- Буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв)

– «Найди буквы А – О, С – Е среди букв».

- «Положи (запиши) рядом с каждым предметом ту букву на которую он похож ». Например: пуговица – О, ветка – У.

- Объём зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов) мы формируем с помощью настольно- печатных игр:

- «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.

- «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.

- Дидактические игры: «Составь слово из букв»,

- «Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями». Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы А- О, С – Е.

- Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:

- «Скажи, сколько звездолётов летит направо, налево, вверх, вниз?», позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.

- «Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,

- «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».

- «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.

Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:

- «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».

- «Составь предложения с предлогом».

- «Сочини сказку»- дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.

- «Речевая тропинка»- не только учит составлять вопросительные восклицательные предложения, но и развивает внимание и память.

- «Выдели предложения из текста с определённым количеством слов». Использование данных игр не только совершенствует синтаксическую сторону речи, но и позволяет развивать связную речь.

Для работы со слогом мы использовали настольно-печатные игры:

- «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.

«Слоговое домино» - способствует формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).

«Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отра -ботать навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.

А также дидактические игры:

- «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.

- «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА, ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог СА в начало или конец слова.

Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:

- выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):

- «Назови гласный, согласный звук в слове»

- «Разложи картинки под гласными, согласными».

- Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):

«Сложи слово» - пазлы. Игра позволяет составить слово; определить гласную, первую последнюю согласную букву в слове; определить место буквы в слове.

- «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.

- «Звуковые замки» - дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.

- Определение последовательности и количества звуков в слове:

- «Сосчитай сколько букв в слове».

«Слова читай буквы, вставляй». Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.

Несформированность лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии. Для формирования лексико – грамматического строя речи мы использовали задания

- «Сосчитай предметы» (1,5, 9)

- «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…

- «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».

- «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на вопрос – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

Настольно- печатные игры:

- «Маленькие слова» - эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.

- «Маруся» - это многофункциональное пособие способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования: образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.

Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания.

Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет надеяться, что дети, выпущенные из детского сада не будут испытывать серьёзных трудностей в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: