Тема: Физиология микроорганизмов – дыхание и обеспечение его в лабораторных условиях. Стерилизация, дезинфекция, асептика, антисептика.




ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для студентов

по подготовке и проведению практического занятия по теме:

«Физиология микроорганизмов – дыхание и обеспечение его в лабораторных условиях. Стерилизация, дезинфекция, асептика, антисептика»

Стоматологический факультет

II курс, Ш семестр

Продолжительность занятия 2 академ. час.

Составитель: доц. Забелина Н.Р.

Владивосток- 2010 г.

Тема: Физиология микроорганизмов – дыхание и обеспечение его в лабораторных условиях. Стерилизация, дезинфекция, асептика, антисептика.

2. Мотивационная характеристика: Обнаружение возбудителя в материале от больного, в объектах внешней среды, пищевых продуктах – один из прямых и доказательных методов диагностики. Дыхание микробов имеет свои особенности, подходы к выделению микробов аэробов и анаэробов различны. Особенно трудна работа с анаэробами, являющимися возбудителями таких тяжелых заболеваний, как газовая гангрена, столбняк, ботулизм. Поэтому врачи любой специальности должны знать, что:

· наиболее опасны раны, загрязненные землей и инфицированные консервы;

· необходимо оберегать от загрязнения бациллами микробов-анаэробов шовный и перевязочный материал, хирургический инструментарий, качественно стерилизовать их;

· при строительстве детских игровых сооружений, открытых спортивных площадок необходим микробиологический контроль почвы - определение степени ее обсемененности бациллами-анаэробами;

· бытовая, даже мелкая, травма у детей и взрослых, наличие раневых поверхностей, загрязненных почвой, фекальными массами - повод для:

- срочных профилактических (иногда лечебных) мероприятий,

- поисков микробов-анаэробов, выделения их чистой культуры и идентификации микробов вида.

 

3. Цель обучения, воспитания и развития:

Общая:

· подготовить студентов к самостоятельному выделению чистой культуры возбудителя предполагаемой аэробной или анаэробной инфекции, ознакомить с общими и специфическими лечебно-профилактическими мероприятиями.

Конкретная:

научить методам выделения чистой культуры аэробов и анаэробов (на модели почвы)

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

4. Задачи обучения и воспитания:

4.1. Студент должен знать:

1. Органеллы, дыхание у микробов.

2. Сущность аэробного дыхания и его обеспечение.

3. Сущность анаэробного дыхания и особенности его определения.

4. Способы создания анаэробных условий: физические, химические, биологические.

5. Размножение и рост бактерий (особенности биосинтеза у микробов, динамика и фазы их размножения).

6. Этапы выделения чистой культуры анаэробов и особенности изучения их биологических характеристик.

7. Общность и различия схем выделения культур анаэробов и аэробов.

8. Особенности способов определения углеводолитической и протеолитической активности у микробов-анаэробов.

  1. Понятие о дезинфекции и стерилизации.
  2. Асептика и антисептика.

4.2. Студент должен уметь:

 

-Делать посев биологического материала на плотные и жидкие питательные среды

- Готовить микропрепарат на стекле

- Уметь окрашивать его простыми и сложными методами.

- Сделать правильный выбор необходимого метода дезинфекции, стерилизации.

4.3. Личностно- и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при общении со студентами на практических занятиях и лекциях, при проведении консультаций и т.д.), развивать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении со студентами формировать элементы общения и профессионального поведения на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

– во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач научить умению сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления;

– обратить внимание студентов на то, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии.

 

  1. Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии Учебное время
I Вводная часть: - организация занятия; - определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения; - вводный контроль исходного уровня знаний студентов (20 минут)
II Основная часть занятия: - определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов - самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем; - обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии - итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме, итоговый тестовый контроль). (50 мин)  
III Заключительная часть занятия: - подведение итогов занятия; - текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов - определение общих и индивидуальных заданий на СДИ во внеучебное время; - оглашение плана практического занятия следующего занятия (20 минут)

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

1. Проверить материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия)

2. Сформулировать цель занятия

3. Провести контроль исходного уровня знаний

4. Продемонстрировать решения ситуационной задачи по учебной теме согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

5. Контролировать самостоятельное решение ситуационных задач студентами в соответствии с алгоритмом:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: