Отчет должен иметь:
1. Титульный лист
2. Текстовое изложение материала.
3. Иллюстративный материал.
4. Приложения (при необходимости).
Отчет должен быть выполнен на компьютере шрифтом Times New Roman, шрифт 14, интервал 1,5 и отвечать следующим требованиям:
- поля страниц: левое 30 мм, верхнее и нижнее 20 мм, правое 15 мм;
- сноски на литературу оформляются через функцию «вставка-сноска» постранично с указанием автора, всех выходных данных и страниц Текст подстрочных ссылок печатается в текстовом редакторе WORD стандартным Шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – минимум;
- страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы ставится в нижнем правом углу без знаков препинания; счет страниц идет с титульного листа, нумерация - с листа содержания;
- сокращения слов производятся согласно существующим правилам;
- общий объем отчета должен составлять не более 25 страниц;
- иллюстративный материал в стандартном виде – таблицы, графики, диаграммы, схемы, выполненные в программах Word, Visio и Excel, не превышающие одной страницы, помещаются непосредственно в текст работы и нумеруются;
- таблицы должны содержать название;
- нестандартные таблицы и рисунки выносятся в приложение;
- для упрощения нумерации весь иллюстративный материал рекомендуется озаглавить как таблицы и рисунки.
Подведение итогов практики
За 3 дня до окончания практики, студент должен представить преподавателю-руководителю практики для написания отзыва следующие документы:
1. Отчет по практике.
2. Отзывруководителя практики от организации (на бланке организации).
3. Студенты, проходящие практику без отрыва от производства, представляют с места работы справку с указанием должности и стажа работы по специальности.
При неудовлетворительном отзыве руководителя практики на отчет, студент обязан его доработать и устранить выявленные недостатки с учетом замечаний и предложений преподавателя.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, получившие отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку на защите отчета, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленном порядке, могут быть отчислены.
5. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по практике (научно-исследовательской работе)
Аттестация студентов осуществляется в форме дифференцированного зачета. При выставлении итоговой оценки учитывается объем и качество выполненной работы по всем направлениям деятельности, предусмотренным программой практики.
Аттестация по результатам учебной практики проводиться по 10 бальной шкале и соотносится с оценкой по пятибалльной шкале. Аттестация проводится в форме зачета.
Шкала оценивания:
Показатели | Максимальная оценка в баллах |
Посещаемость | |
Участие в служебных совещаниях, заседаниях комиссий, комитетов, приемах посетителей по правовым вопросам и других профессиональных мероприятиях | |
Разработка служебных документов | |
Изучение структуры учреждений, целей задач и руководящих документов подразделения – места прохождения практики | |
Полнота и качество отчетной документации по практике | |
Зачет |
0-1 баллов неудовлетворительно
2-4 баллов удовлетворительно
5-7 баллов хорошо
8-10 баллов отлично
При оценке итогов практики принимаются во внимание характеристика с места прохождения практики, качество выполнения итогового отчета по учебной практике, а также качество устного ответа на вопросы комиссии по материалам практики. Допускается подготовка презентаций по результатам проведения практики и разработка рекомендаций по повышению эффективности прохождения практики.
Оценка «отлично» ставится студенту-бакалавру, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, проявил самостоятельность, творческий подход, общую и профессиональную культуру при условии:
1. Четкого и продуманного доклада по проведенной практике.
2. Наличия аналитических справок по результатам проделанной работы.
3. Активного участия в работе организации (места проведения практики): участие в служебных совещаниях, заседаниях комиссий, комитетов, приемах посетителей по правовым вопросам и других профессиональных мероприятиях; разработка служебных документов и т.д.
4. Грамотной речи практиканта, предусматривающей профессиональную терминологию.
5.Полнота и качество отчетной документации по практике
6. Полной посещаемости.
7. Знания структуры учреждений, целей задач и руководящих документов подразделения – места прохождения практики.
«Хорошо» выставляется:
При выполнении всех параметров практики, но при этом наблюдается допущение практикантом отдельных, не особенно существенных недочетов и ошибок.
«Удовлетворительно» выставляется:
1. Наличия отчетной документации.
2. Фактического выполнения задания по практике, носящего формальный характер (неуверенный доклад по практике, формальное участие в мероприятиях и т.д.).
«Неудовлетворительно» выставляется:
1. Не достигнуты поставленные задачи практики.
2. Отсутствует отчетная документация.
3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Отчет по практике должен содержать следующие результаты исследования и информацию:
Задание № 1
Независимо от места прохождения практики студент должен подготовить глоссарий, используя в первую очередь действующие нормативно-правовые акты: Целеполагание в государственном управлении; представительные органы власти; ФОИВ; РОИВ; государственная услуга; муниципальная услуга; государственные закупки; государственный заказ; государственный служащий; муниципальный служащий; конкурс на замещение государственной (муниципальной) должности; государственный контракт; реестр должностей государственной гражданской службы; регламент в системе государственного управления; управление, ориентированное на результат; показатели эффективности управления; профиль требований к должности; профессиональная компетентность государственного служащего; социальные компетенции государственного служащего; обратная связь в системе государственного и муниципального управления.
Задание № 2.
Проанализировать деятельность объекта практики
I. Программа исследования учреждения исполнительной власти (государственного или муниципального предприятия, учреждения). Общая характеристика организации
1. Ознакомление с организацией.
- Полное и сокращенное наименование организации, учредитель и вышестоящий орган.
- Организационно-правовая форма: статус, форма собственности, месторасположение (адрес).
- Общая характеристика сферы деятельности, структура целей и задач деятельности организации.
- Нормативные документы, регламентирующие деятельность организации: федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные, внутренние.
2. Структура и система управления организации.
- Организационная структура (общая схема, основные подразделения и внутренние связи).
- Характеристика системы управления организацией (сложная схема может быть представлена в приложении). Порядок соподчиненности и взаимодействия отдельных звеньев управления.
- Практика выполнения управленческих функций (система планирования работы организации, технологии проведение совещаний, издание распорядительных указаний и документов, система контроля выполнения функций, виды отчетов).
- Общий вывод о значимости, уровне сложности и объемах работы организации.
3. Система исполнения функций и экономические основы деятельности организации.
- Государственные (муниципальные) услуги, которые оказывает организация, основные показатели исполнения услуг (плановые и фактические).
Наименование услуги | Предыдущие процессы оказания услуги | Получатель | Деятельность по оказанию услуги | Выход (содержание услуги) |
Регламент оказания государственной (муниципальной) услуги.
Длительность и разветвленность «маршрута» исполнения услуги, число работников, занятых в оказании услуги, узлы согласования при реализации услуги.
- Практика участия в системе государственных (муниципальных) заказов.
- Практика участия в государственных (муниципальных) закупках.
- Объемы бюджетных и внебюджетных средств, обеспечивающих деятельность организации.
- Оценка материальных и информационных ресурсов организации.
- Общий вывод о выполнении задач деятельности организации, эффективности ее работы.
4. Система контроля работы организации.
- Процесс организации контроля со стороны вышестоящих органов власти.
- Публичная деятельность организации (общая информационная работа, оценка качества работы веб-сайта, взаимодействие с общественными организациями).
- Анализ работы руководителей различного уровня в организации по обеспечению качества работы.
- Работа с обращениями граждан.
- Взаимодействие с другими организациями, предприятиями в городе и регионе.
- Проблемы, связанные с реализацией функций управления и пути их решения, используемые в организации (учреждении).
- Общий вывод об эффективности отчетов и контроля работы организации.
5. Оценка кадрового потенциала. Исследование системы управления персоналом.
- Кадровый состав организации (номенклатура должностей, функциональные обязанности, профессиональное образование, повышение квалификации, стаж работы в организации).
- Планирование потребности в персонале, порядок формирования кадрового резерва, источники привлечения персонала, набор и отбор специалистов, процедуры конкурса замещения вакантной должности.
- Должностные инструкции, система организации работы специалистов. Общая характеристика деятельности специалистов (сложность и трудоемкость работы, продукт труда, качество работы; качественные и количественные характеристики индивидуального результата; вклад в общий итог подразделения и государственного органа в целом; оперативность действий; комплексность, масштабность, выполняемых заданий).
- Организация и оснащение рабочих мест.
- Организационные и экономические технологии управления персоналом.
- Система мотиваций и стимулирования деятельности персонала в организации.
- Общий вывод о результативности работы специалистов, факторов эффективности труда государственных и муниципальных служащих.
II. Программа исследования органа представительной власти.
1. Сущность управления избирательными технологиями.
- Нормативно-правовые основания и этапы формирования, структура избирательной комиссии.
- Система работы, цели, задачи избирательных комиссий (технологии проведения выборов).
- Финансирование избирательных комиссий.
- Взаимодействие избирательных комиссий с политическими партиями, общественными объединениями.
- Проблемы работы избирательных комиссий.
2. Ознакомление с представительных органом.
- Полное наименование представительного органа.
- Нормативные документы, обеспечивающие формирование данного представительного органа (федеральные, региональные законы, устав муниципального образования).
- Процедуры формирования представительного органа.
- Структура задач и функций представительного органа власти.
- Система взаимодействия с исполнительными органами власти.
- Информационно-аналитическое обеспечение органа представительной власти.
- Межпарламентская деятельность.
3. Структура представительного органа власти.
- Организационная структура (общая схема, фракции, комитеты, комиссии и внутренние связи).
- Система работы (организация сессий, заседаний, формирование повестки дня, проведение голосований)
- Работа комитетов и комиссий.
- Типология и этапы принятия решений представительного органа.
- Осуществление контрольных функций (депутатские запросы, слушания, отчеты, расследования, истребования информации от должностных лиц).
4. Структура служб, обеспечивающих работу представительного органа.
- Общий вывод о значимости, уровне сложности и объемах работы.
3. Экономические основы деятельности представительного органа власти.
- Источники и порядок финансирования деятельности представительного органа власти (бюджетная смета).
- Порядок формирования заработной платы депутатов, работающих на освобожденной основе.
- Система контроля расходов на содержание представительного органа власти.
- Оценка эффективности работы представительного органа власти.
4. Показатели эффективности деятельности представительного органа власти по основным направлениям.
- Публичная деятельность представительного органа власти (общая информационная работа, оценка качества работы веб-сайта).
- Работа депутатов с избирателями (формы, цели, проблемы, перспективы).
- Работа со средствами массовой информации.
- Взаимодействие с другими организациями, предприятиями в городе и регионе.
- Работа счетной палаты.
- Общий вывод об эффективности отчетов и контроля работы организации.
5. Кадровый потенциал представительного органа власти.
- Порядок выдвижения и регистрации депутата.
- Профессиональные и личностные качества для работы в представительном органе власти.
- Порядок работы депутата на постоянной профессиональной основе.
- Обязанности депутата, технологии работы (формы деятельности).
- Гарантии, привилегии, ограничения лиц, работающих в органах представительной власти.
- Ротация кадров в представительном органе власти.
- Функции, сфера полномочий руководителей аппарата, комиссий, комитетов.
- Общий вывод о результативности работы специалистов, факторов эффективности труда государственных и муниципальных служащих.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
По завершении практики проводится заключительная конференции с анализом итогов работы студентов-бакалавров. Форма и вид отчетности (творческий отчет, отзыв, презентация и т.п.). На основании установленных отчетных документов проводится зачет с дифференцированной отметкой. Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Обязательными формами отчётности являются: – отзыв руководителя практики с оценкой деятельности практиканта, выданная ему руководителем учреждения; - творческий отчет с обзором и перечнем изученных материалов и результатами проведенных студентом-бакалавром работ, требования к которым разрабатываются выпускающей кафедрой.
В итоговой дифференцированной оценке учитываются степень эффективности проведенной студентом-бакалавром работы, активность студента-бакалавра, качество творческого отчёта и своевременное предоставление его на факультет.
Оценка «отлично» ставится студенту-бакалавру, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, проявил самостоятельность, творческий подход, общую и профессиональную культуру.
Оценка «хорошо» ставится студенту-бакалавру, который полностью выполнил весь намеченный объём работы, проявил инициативу, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребность в творческом росте.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту-бакалавру, который выполнил программу практики, но не показал глубоких теоретических знаний и умений применения их на практике, допускал ошибки в планировании и в практической деятельности.
Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту-бакалавру, который не выполнил программу, обнаружил слабые теоретические знания, не умел применять их на практике
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение
практики (научно-исследовательской работы)
a. Основная литература
1. Административное право Российской Федерации: Учебник для академ. бакалавриата/ Под ред. проф. Л.Л.Попова.- 4- изд., перераб.и доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2015.- 519 с.- (Серия: Бакалавр. Академический курс) =10 Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
2. Блинов А.О., Дресвянников В.А. Управленческое консультирование: учебник для магистров.- М.: ИТК "Дашков и Ко", 2013.- 212 с.=15
3. Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии: Учебник для прикладного бакалавриата.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2015.-543 с.- (Серия: Бакалавр. Прикладной курс) =10 Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
4. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 329 с.=15
b. Дополнительная литература
1.Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). Мария Сытинская, Владимир Шкатулла. М.: Юстицинформ. Серия: Библиотека журнала "Право и экономика". Комментарий специалиста; 2011г.
2.Местное самоуправление в России и Германии. История и современность. Редакторы: Яков Пляйс, Наиль Мухарямов. М.: Российская политическая энциклопедия; 2012 г.
3.Организация местного самоуправления. Роальд Бабун. М.: КноРус. Серия: Бакалавриат; 2013 г.
4.Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. Екатерина Заболотских. М: Проспект; 2015 г.
5.Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ. Вопросы теории и практики. Алексей Стукалов. М.: Проспект; 2015 г.
6.Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации и Канаде. Александр Ларичев. М.: Юридический Центр. Серия: Конституционное, муниципальное и административное право; 2015 г.
c. Нормативные правовые документы.
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). https://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» www.consultant.ru
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». www.consultant.ru
7. О Правительстве РФ: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ (далее – СЗ РФ). 1997. № 51. Ст. 5712.
8. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. (с изм. и доп.) // Ведомости Верховного Совета РФ (далее – Ведомости … РФ). 1993. № 19. Ст. 685.
9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 22 сентября 1999 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
10. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». https://base.garant.ru
11. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». https://base.garant.ru
12. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". https://www.rg.ru/2012/05/22/struktura-dok.html.
13. Устав Московской области от 11 декабря 1996 года N 55/96-ОЗ (ред. от 23.12.2014). https://www.reforma-mo.ru/npa-mostatute
14. Закон Московской области от 11 февраля 2005 года N 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области». www.consultant.ru
15. Закон Московской области от 24 июля 2007 года N 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области». www.consultant.ru
8.4. Интернет-ресурсы, справочные системы.
№ | Название сайта | Адрес |
Официальный сайт Президента РФ | https://www.kremlin.ru | |
Официальный сайт Правительства РФ | https://www.government.ru | |
Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ | https://www.duma.gov.ru | |
Официальный сайт Центральной избирательной комиссии РФ | https://www.cikrf.ru | |
Официальный сайт Правительства Московской области | https://www.mosreg.ru | |
Сайт Администрации Одинцовского муниципального района | https://www.odin.ru/ | |
Информационная справочная правовая система «ГАРАНТ» | https://base.garant.ru | |
Информационная справочная правовая система «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС» | www.consultant.ru | |
Электронная библиотечная система | biblio-online.ru | |
[Электронный ресурс]: | //https://znanium.com |
7. Материально-техническое и программное обеспечение
практики
Защита учебной практики осуществляется в учебной аудитории, соответствующей по вместимости количеству студентов потока или учебной группы. Для успешной защиты используется аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом и экраном для демонстрации слайдовых презентаций и иных форм визуализации материала.
Для демонстрации презентаций студентов могут использоваться мультимедийные средства, имеющиеся в распоряжении кафедры (проектор, экран, ноутбук).