Теория и методика построения воспитательного процесса, создающего условия для самоактуализации воспитанников




Самоактуализация - процесс полного разворачивания личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу.

Самоактуализация встречается в нескольких видах: активная и пассивная, глубокая и поверхностная, гармоничная и проблемная.

Пассивная и активная. Пассивная самоактуализация происходит в пассивном личностном росте, когда интеллект и психологическая культура растут сами и естественно, так же как растет тело человека. В активном (продуктивном) личностном росте у воспитанника появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели - после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки.

Осторожная и энергичная. А. Маслоу был сторонником энергичной самоактуализации, Карл Роджерс– осторожной. Абрахам Маслоу почти кричит: "Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности".

Глубокая и поверхностная. Глубокая, сущностная самоактуализация - это личностный рост, развитие личности, устремленность человека "ввысь". В быту, пройдя через фильтры массовой личности, самоактуализация становится чем-то более простым и дешевым, теряет глубину и устремленность ввысь.

Самовыражение - выражение наружу людьми того, что находится в человеке внутри него, как его актуальное содержание. Самовыражение отличается от стремления к самоактуализации тем, что в самоактуализации происходит рост и развитие личности, а не просто выражение наружу того, что уже сформировалось и есть.

Гармоничная и проблемная. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. Свою самоактуализаци. Нужно разумно планировать, как и любую другую деятельность.

Проблема самоактуализации личности как в отечественной, так и зарубежной науке и практике отличается мновариантностью подходов. Понятие "самоактуализация" имеет множество трактовок в философии, социологии, психологии и педагогике в связи с различными концепциями. Помимо этого зарубежными и отечественными исследователями выделяется совокупность качеств, которыми должна обладать личность, способная к самоактуализации.

Анализ научной литературы позволяет выделить три уровня рассмотрения проблемы самоактуализации личности подростка.

· На философском уровне изучается суть и условия самоактуализации человека как родового существа в связи с развитием человечества в целом.

· На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самоактуализации личности в обществе. Объектом рассмотрения здесь выступает конкретная социальная структура.

· На психологическом уровне самоактуализация рассматривается в трех аспектах: а) как потребность (здесь появляется возможность изучения самоактуализации как мотивационной основы); б) как деятельность: в) как объективный и субъективный результат этой деятельности.

· Педагогический аспект изучения проблемы предполагает разработку средств и условий, стимулирующих процессы самопознания, целеполагания проектирования перспектив индивидуальной жизнедеятельности.

Наибольшее количество исследований по проблеме принадлежит представителям зарубежной гуманистической психологии, корнями которой является философский гуманизм и экзистенционизм. Впервые термин «самоактуализация» как научную категорию ввел К. Гольдстейн для обозначения активности биологческого процесса, существующего в любом живом организме. Будучи нейрофизиологом, занимающемся в основном пациентами с поврежденным мозгом, Курт Гольдстейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс организма, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума.

А. Маслоу, ученик Гольдстейна, использовал понятие (self - actualization - англ.) в контексте изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы. "Этот термин, - писал А. Маслоу, -нами употребляется в более специфическом и ограниченном значении, он означает стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций».

Состояние процесса самоактуализации старшеклассников в образовательном учреждении.

Многие ученые проводили эксперименты, сущность которых заключалась в формировании потребности учащихся в самоактуализации и выявлению условий, стимулирующих этот процесс. И эти ученые поставили перед собой следующие задачи: 1. Определить уровень самоактуализации личности у учащихся экспериментального и контрольного классов. 2. Выявить уровень сформированности опыта самоактуализации личности школьников. 3. Определить характер влияния традиционной воспитательной системы на уровень самоактуализации личности старшеклассников.

Изучение степени самоактуализации требовала использования специальных психо-диагностических средств, и по итогам этих экспериментов учёные создали эталонную модель самоактуализирующейся личности, которая выглядит следующим образом:

1) Восприятие времени субъектом - переживание настоящего момента своей жизни во всей его полноте, а не как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; ощущение неразрывности прошлого, настоящего и будущего, т. е. умение видеть свою жизнь целостной, жить «настоящим».

2) Отношение к воздействию извне - независимость ценностей и поведения субъекта от воздействия извне» относительная независимость подростка в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.без враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми номами).

3) Ценностная ориентация - ценности самоактуализирующейся личности; гибкость субъекта в реализации своих ценностей в поведении и взаимодействии с окружающими; способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

4) Чувства - способность субъекта спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, возможность продуманного и целенаправленного действия, отсутствие боязни вести себя естественно и раскованно, демонстрируя окружающим свои эмоции.

5) Самовосприятие — уважение себя за положительные свойства характера, способность ценить свои достоинства; способность принимать себя таким, какой он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним,

6) Представления о человеке в целом - субъект воспринимает природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры»); не признается антагонистической и непреодолимой дихотомия мужественности-женственности, рациональности-эмоциональности; мир и люди в нем воспринимаются как целое; субъект понимает связанность противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

7) Межличностная чувствительность - способность индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы; подросток способен быстро устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Для решения задач воспитания самоактуализирующейся личности учащегося в экспериментальном плане были произведены инновационные изменения в учебно-воспитательном процессе.

Цель нововведений заключалась в расширении возможности развития личности школьника средствами воспитания. Сущность инноваций сводилось к иному по сравнению с традиционным пониманием смысла, содержания и способов деятельности воспитателя.

В исследованиях разработан и описан механизм технологии педагогической поддержки учащихся при их самоактуализации, реализующегося поэтапно:

 

- 1 этап. Происходит диагностика предполагаемой проблемы и устанавливается контакт с ребенком, вербализация постановки проблемы.

- 2 этап. Организуется совместно с ребенком поиск причин возникновения проблем (трудности), взгляд на ситуацию со стороны.

- 3 этап. Педагог и ребенок проектируют свои действия, налаживают договорные отношения и заключают договора в любой форме.

- 4 этап. Действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику).

- 5 этап. Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

Результатом использования педагогической поддержки можно считать личность ученика, способную к самостоятельной деятельности и реализации собственных интересов, потребностей.

На основании теоретических выводов и результатов констатирующего эксперимента была построена модель педагогической поддержки самоактуализации старшеклассников. Модель педагогической поддержки: 1)правовая поддержка; 2)здоровье-сберегающая; 3)поддержка саморазвития; 4)информационная; 5)сихологическая; 6)реабилитационная; 7)социальная; 8)поликультурная.

Принципами воспитательной системы, направленной на самоактуализацию школьников и основанной на потребностях человека являются:

1. Возрастной принцип. Знание базовых потребностей человека указывает педагогу на специфику каждого возраста ребенка и специфику педагогических условий, которые воспитатель обязан создавать, чтобы развитие воспитанника осуществлялось последовательно и здоровым образом. Потребности воспитанника определяют педагогу технологию и технику воспитательной работы.

2. Принцип априорного уважению к воспитаннику. Отношения педагога и воспитанника должны строиться на предельном уважении достоинств и особенностей личности во всех ее проявлениях.

3. Принцип пошагового движения и развития личности ребенка. Чтобы развитие воспринималось ребенком как радостная перспектива, а не угроза, оно не должно носить глобальный характер, содержать в себе цели, которые трудно достичь.

4. Дисциплинарный принцип.

5.Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог а организация жизни учащихся, образующая личностный опыт воспитанника.

Основные средства самоактуализации учащихся в классе:

— Внеклассные мероприятия Школьные и внешкольные мероприятия

— Занятость во внеурочное время Самоуправление в классе

— Экскурсии, поездки

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: