Тема 1. Понятие, система, источники и этапы развития римского права




Предмет изучения дисциплины Римское право. Общие методы познания. Место роль данной дисциплины в системе научного знания. Связь курса римского права с другими историко-правовыми курсами.Понятие Римское право. Деление римского права на публичное и частное.Основные черты римского права. Взаимосвязь римского публичного и частного права. Краткая характеристика квиритского (цивильного), преторианского права и права народов.Источники римского права. Законы XII таблиц. Характеристика обычного римского права. Законы, эдикты магистров, конституции императоров – основные источники римского права.Деятельность римских юристов – один из важнейших источников римского права. Основные школы римских юристов.Периоды истории римского права и их особенности. Причины изменения в римском праве на разных этапах развития римского государства.

 

Тема 2. Систематизация римского права. Свод гражданского права Юстиниана

 

Структура свода гражданского права по кодексу Юстиниана. Как ни семья, ни государство в целом не будут выглядеть разумно устроенными и организованными, если в них добрые дела не будут вознаграждаться, дурные наказываться, так и в целом мире нет конечно божественного управления, коль скоро в нем не делается никакого различия между добрыми и злыми» Под влиянием стоицизма он формирует представления о неразрывной связи добродетели с образованием, недоступным простому человеку; тезис стоиков: добродетель - это мудрость, ею не обладает плебс. Это - быть врагом плохих и защитником добрых людей и нравов, ставить на первое место пользу родины, затем родителей и лишь потом свою собственную. Он развивает и постулат эпикурейской этики:

«Естественно стремление человека испытывать наслаждение и избегать страдания; люди отказываются от меньших наслаждений, чтобы получить большие; например, совершают подвиги, дабы заслужить славу и любовь народа или спасти родину, от блага которой зависит их благо, т.е. не верность некому высшему принципу, а разумное понимание своей пользы, соблюдение правил, обеспечивающих высший душевный покой, а значит, и счастье, стойкость в перенесении ударов судьбы. Цицерон, прошедший все государственно - правовые должности в Римской республике: квестора, эдила курии, претора и верховного консула Рима, составил картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществленным в Римской Конституции (составленной из исполнительной власти консулов, законодательных и контрольно - распорядительных органов - сената и народного собрания), обосновал значение культуры для образования человека, употребил слово (гуманитас) в смысле образования, подразумевая, что человеком можно стать только благодаря образованию. Это стало высшим достижением философской и государственно - правовой мысли Римской республики в вопросе построения республиканско - парламентского, демократического способа руководства обществом.

 

Тема3. Государственное право Рима

Историки права так и не пришли к общему мнению, кем же были в древнеримской патрицианской общине «рексы» (наследные цари или верховные военные вожди с неограниченными полномочиями, вершившие власть произвольно). Ясно одно, что терпению граждан Рима пришел конец в 510 году до нашей эры, когда был изгнан возмущенными гражданами последний реке - Тарквиний Гордый (после гнусного надругательства его сына Секста над Лукрецией, женой гражданина Рима, покончившей собой после этого).

С тех пор руководство в Риме стало выборным и несколько следующих веков происходило в острой политической борьбе богатых патрицианских родов с плебеями - бедными слоями римского общества.

По сути Рим был сначала прообразом парламентской республики в чистом виде, когда Народное собрание в лице выбранных от трибб (в начале трех родовых), а затем чисто территориальных делений: четырех - от города Рима и 31 - от окрестных территорий, увеличившихся с расширением границ до 60 трибб, - народных трибунов и их помощников в куриях - эдилов, четко контролировали решения сената - верхней патрицианской палаты и исполнительную власть - двух консулов Римской республики, избиравшихся вначале на один год. Кроме того, вместе с народными трибунами избирались по три судьи от каждой триббы в Верховный трибунал Рима, во все его коллегии.

Наиболее древняя коллегия судей - суд центумвиров - на своих комициях рассматривал дела о недвижимой собственности, сервитутах и оспариваний завещаний. В Риме не было прокуратуры, и обвинение поддерживали сами заинтересованные лица с помощью адвокатов, выступавших в разных ролях, не испытывая затруднений, поскольку в юридических ораторских школах успешно учили говорить на одну и туже тему («за» и «против» - «про» и «контра»). Карьера молодых римлян, стремившихся выдвинуться в обществе, начиналась с выступлений в качестве адвокатов, поскольку «судебное красноречие вело ко всему: несколько блестящих успехов в суде было достаточно, чтобы привести человека к самым высшим должностям».

Исполнительная власть возглавлялась двумя консулами, выбиравшимися сенатом вначале из патрициев, затем одного из плебеев, сроком на один год. Один из них командовал войсками в боевом походе, а другой постоянно находился в Риме и осуществлял административную власть, решительность и неотвратимость которой демонстрировали сопровождавшие его 12 ликторов с фашинами - пучком прутьев, связанных кожаными ремнями, в которые вставлялись боевые топорики, если консул выходил за пределы городской стены. Ниже по государственно-правовой иерархии были преторы, деятельность которых предстоит рассмотреть особо, значение которой подчеркивалось сопровождением 6-ти ликторов. Далее по служебной лестнице находились территориальные исполнительные чиновники - магистраты (городские), квесторы.

Римское рабовладельческое государство рыночного типа могло развиваться лишь экстенсивным путем, захватывая новые территории для получения рабочей силы и расширяя товарооборот. К началу новой эры в силу этих экономических условий начались изменения в государственной системе. Армия увеличивалась и превратилась из национально - добровольческой в профессиональную, набиравшуюся в т.ч. из союзных Риму народов. Римские легионы постоянно дислоцировались по всей Европе, Африке, Азии. Военную добычу и новые земельные наделы солдаты- легионеры получали из рук полководца- стратега, который стал реально претендовать на полноту всей власти, военной и гражданской. Но поскольку в Римской политической жизни обвинение в стремлении к царской власти было политическим оскорблением (как последствие правления «рексов») и действовало безотказно на протяжении 400 лет для ликвидации политического деятеля, римское общество выдвинуло понятие «империум»- полноту власти, вручаемой на конкретный период, т.е. возврат к полномочиям диктатора - лица с чрезвычайными полномочиями, вручавшимися одному из консулов по предложению сената для спасения республики, на 6 месяцев. Эти права продлили и расширили по задачам и полноте власти Сулла и Гай Юлий Цезарь. Империум - право на верховную власть вручалось большей частью общества одному, заслужившему это право человеку. Осуществлялась передача власти Народным собранием по закону (лекс куриата де империо), принятому в куриях, закону о власти. В зависимости от состояния римского общества последующие V веков императорская власть имела два варианта: «солдатский» император, - выдвигавшейся армией, и «сенатский» император, - выдвигавшийся сенатом. Позднее империум стал означать территории, на которые распространялась эта власть. Римская мировая держава эпох императоров стала называться «Империум Романум» (Римская империя), а каждый последующий император стал в политических целях прибавлять к своему имени, в память о Гае Юлии Цезаре, слово Цезарь, намекая и на дальние родственные связи. Император выступал как защитник простого народа от притеснения аристократии, чиновников (при перераспределении или изъятии земель за долги, перепродажи их и расширении латифундий (крупных поместий). Солдат- наемник стал отделяться от солдата- гражданина. Гражданин становился просто подданным Римской империи, непричастным к военной добыче, рабам и новым захваченным землям. Солдаты-легионеры пополняли ряды представителей окраинных поселений Римской империи.

Все императоры были выборные, впоследствии утверждавшиеся сенатом, который ведал внутренними делами, а император воевал, захватывал новые земли и рабов. Итак, борьба между «солдатскими» и «сенатскими» императорами кончилась компромиссом, но с возрастанием значения земельной знати и укреплением латифундий, (а земли 12-го легиона Римской армии оказались за Дунаем) началось выдвижение родовой, клановой наследной формы власти. В народных массах царила всеобщая безнравственность. В это время начало распространяться христианство. Его последователи, позднее брошенные на съедение диким зверям на арене Колизея, призывали к восстанию, уничтожению римских городов- «сделать богатых правителей и господ рабами их рабов, после чего обещали тысячелетнее царство счастья и справедливости». В «Послании к римлянам святого апостола Павла» (Библия, Новый завет,гл.2): «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, как судить другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же самое. А мы знаем по истине - есть суд божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Гл.7: «разве вы не знаете, братия, ибо говорю знающим закон, что закон имеет власть над человеком пока он жив?» Против римской вседозволенности утверждали нормы из «Ветхого завета» (Левит, гл.18,19): «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею..., и с женою ближнего твоего не ложись; из детей твоих не давай на услужение Молоху; не ложись с мужчиною, как с женщиной, ни с каким скотом. Если женщина подойдет к скотине, чтобы совокупиться с ней, то убей женщину и скотину. Не обижай ближнего, не злословь глухого, перед слепым не клади ничего, не делай неправды на суде, по правде суди ближнего, не враждуй на брата своего, не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего».

 

Тема 4. Понятие, предписания и принципы уголовного права.

Понятие частного правонарушения (деликт приватум deliktum privatum) в отличие от уголовного преступления (кримен публикум crimen publikum) - это нарушение не прав и интересов государства в целом, а прав, и интересов частного лица и порождало обязательство совершившего деликт уплатить штраф или возместить убытки потерпевшему (талион) в Древнем Риме. Обязательны три элемента для определения деликта:

- объективный вред, причиненный противоправным действием одного другому;

- вина (умысел ила преступная неосторожность (кульпа и дата и левис);

-частноправовые последствия, связанные объективном правом с данным деянием и применяемые в порядке гражданского процесса (легис актис).

Штрафная ответственность применялась по принципу кумуляции, или умножения, кратном размере, а не по принципу солидарности (требовать с нескольких воров, участвовавших в краже, с каждого в полном размере по актио фурти - (actio furti).

Ноксальняя ответственность. Патер фамилиа вправе был из-за деликтов его подвластных или рабов возместить убытки или выдать виновного для отработки долга.

Инюриа (mjuria^) - все, что совершается не по праву (омне куод нон юре фит): нанесение личной обиды, повреждения конечностей человеческого тела (мембрум руптум), караемое талионом (по Законам ХП таблиц), повреждение внутренней кости (ос фрактум), караемые штрафом, другие личные обиды действием, караемые штрафом.

Инюриа охватывает всякое оскорбление, пренебрежение к чужой личности, но в качестве необходимого элемента выдвинуто "намерение обидеть" (анимус инюранди, animus iniurandi.).

Затем принимались во внимание характер обиды и социально -экономическое положение сторон в конфликте. Футум; общее понятие - кража, также корыстное присвоение;

- злоупотребление и растрата чужого имущества

- корыстное пользование вещью при отсутствии права, то есть корыстное посягательство на чужую вещь.

Потерпевшему давался иск (кондикто фуртива – condictio furtiva).

По Законам 12 таблиц вор, захваченный на месте кражи о поличным (фуртум манифестум), карался бичеванием и мог быть убит на месте в случае ночной или вооруженной кражи. Вор, не застигнутый с поличным (фуртум нек манифестум), карался штрафом в размере двойной стоимости украденного. По штрафному иску (актио фурти) при фуртум манифестум - штраф в четырехкратном размере.

Рапина (rapina) грабеж; - действие лица, присвоившего чужую вещь путем насилия и платившего штраф в четырехкратном размере (стоимости вещи).

Повреждение вещей (damnum iniura datum') - выражалось не только в корыстном присвоении, но и в виновном повреждении. За убитого раба или четвероногое животное - уплата высшей стоимости за него, которая давалась в ценах прошлого года. За ранение раба или четвероногого или повреждение вещи - уплата высшей стоимости поврежденной или уничтоженной вещи в ценах за последний месяц.

Насилие, принуждение, обман, (долюс). Деликты, каравшиеся исками (актио куод метус кауза и актио доли- actio quod metus, actio doli).

Причинение ущерба кредиторам.

- отчуждение - передача владения на имущество должником третьему лицу, чтобы причинить ущерб кредиторам, не получавшим полного удовлетворения по искам.

Актио Паулиана - предполагал защиту кредиторов от недобросовестного должника и его контрагента, которому отчуждалось имущество, если последний не знал о недобросовестном намерении должника.

"Обязательства как бы из деликтов" - это не попавшие в список деликтов недозволенные действия, от которых кто-то потерпит ущерб.

Защищались преторским эдиктом (актио де эффусис ет деицетис- actio de effusis et deiecetis) - "иск против хозяина дома о вылитом и выброшенном независимо от его личной вины, или против того, что угрожает падением" - не ожидая факта причинении вреда, каралось штрафом.

 

МОДУЛЬ2. РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Тема 5. Статусное право (лица)

Лицо (персона). Способность человека быть субъектом, носителем прав - это не прирожденное свойство человека, а правоспособность, основывающаяся на производственных отношениях, отражается в нормах, издаваемых государством. В Римском праве рабы были не субъектами, а объектами прав (инструмент вокале) - говорящим орудием. В то же время уже существовало разделение на лиц физических и юридических - организаций, наделенных правоспособностью (капитис деминуцио).

Первый статус лица - «статус либератис» - состояние свободы (важнейший!), изменение статуса «капитис деминуцио», изменение статуса свободы - капитис деминуцио максима! Высшее, существенное! (человек умирает в рабе).

Второй - «статус цивитас» - статус гражданства - изменение капитис деминуцио медиа - средний, т.е. римские граждане, латиняне, перегрины -иностранные торговцы.

Третий - статус фамилиа - капит деминуцио минима, т.е. самостоятельные - патер фамилиа (отец семейства) и подвластные члены семьи, клиенты своего патрона, вольноотпущенники, колоны. Итак, полная правоспособность. Свободное состояние, гражданство, самостоятельность в делах. Переход от сельскохозяйственной общины к крупному государству с внешним товарооборотом привел к сглаживанию сословных противоречий. В сенате - патриции и разбогатевшие плебеи, «империум»" власть одного императора - верховная власть, что привело к формальному равенству свободных людей в области частного права, плебеев и патрицев, затем союзников - латинов и перегринов.

Представление римского гражданства - по рождению, путем дарования (иностранцу - перегрину), путем отпущения на свободу (патроном вольноотпущенника - либертина).

Правоспособность римского гражданина возникла из "иус сонубий - в браке с римской гражданкой, из «иус коммерции» - права приобретения и отчуждения имущества по гражданскому (цивильному) праву.

Сохранялось фактическое неравенство по сословиям, куриям, профессиям (сенаторы, всадники, военные центурионы, легионеры, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне). Это отражалось в налоговом обложении, публичном праве, частном (приватном) праве: (например, браке меж сенатором и вольноотпущенницей).

Римское право не выработало общего понятия дееспособности, но способность совершать действия с юридическими последствиями признало не за каждым гражданином Рима.

Например: по возрасту: инфантес - до 7 лет - недееспособен, импуберес -7-14 лет мальчик, 12 лет девочки - признанные способными вести сделки по приобретению для себя, но без потерь и установления обязанностей, всё остальное с разрешения опекуна.

3 ступень - до 25 лет - признана дееспособными, но претор давал право по их просьбе отказаться и восстановить прежнее имущественное положение (реституция). Душевнобольные и слабоумные действовали через опекунов. Расточителям - лицам слабоумным, не способным соблюдать меру в расходовании имущества с угрозой разорения, назначались попечители. Расточитель отвечал за чистое приобретение и «деликты - штрафы». Другие сделки - с согласия попечителя. Женщина в первую половину классической эпохи находилась под пожизненной опекой; к периоду Империи опека прекратилась, но равноправия не было, изыскивались обходные (фиктивные) отношения в гражданских правоотношениях.

Ограничение дееспособности и правоспособности граждан по бесчестью - персона (инфамиА) наступало в следующих случаях: - в присуждении поискам, где требовалась особая честность (договор поручения, товарищества, опеки, при осуждении за уголовное или особо порочащие правонарушение); - недостойное поведение и занятие позорной профессией (сводничество, актерство и т.д.).

Эти лица не могли представительствовать в процессе и сами назначить себе представителя, не могли вступать в законный брак со свободнорожденными и ограничивались в области наследственного права.

Персона (turpis) позорная - признавалась общественным мнением (не судом) бесчестной по общественному поведению и ограничивалась в области наследования.

Персона интестабилитас - лицо, учавствовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся дать показания в качестве стороны или свидетеля и признанное неспособным участвовать в судебном процессе и совершении сделок (Закон 12 таблиц). Латины - жители других городов, союзники (гражданство давалось выборочно). Перегрины - иностранцы, вначале бесправные, но с развитием товарооборота стали правоспособными по преторскому праву, и с 3 века н. э. император Каракала предоставлял им права подданных Римского государства. Рабы: раб как вещь, говорящее орудие; союз раба и рабыни было отношение физическое, с развитием товарооборота в интересах рабовладельца и повышении заинтересованности раба - в выходе на свободу, стать вольноотпущенником; вводится институт «пекулий» - от слова (пекус) скот. Часть имущества выделялось из общего имущества владельца в управлении раба. Если по (актио депекулио) раб, имея пекулий на 500 монет, заключал сделку на 700, то продавец товара мог требовать с его господина только 500 монет.

Тема 6. Иски в римском праве

Смертной казнью карались некоторые преступления; кража чужого урожая ночью - распятием виновного на дереве (тот обрекался Церере - богине земледелия). За поджог здания или собранного урожая зерна виновный заковывался, избивался и сжигался. Дозволялось убить ночного вора, пойманного на месте преступления, а днем - вора, защищавшегося оружием. В память духов- предков, поддерживающих гражданина, закон карал смертью за сочинение и опубликование позорившей кого-то песни; право осуждения и признания заслуг принадлежало всему коллективу граждан, т.к. объект насмешки тяжело переживал и иногда кончал жизнь самоубийством. (Двое из 10 пленных римлян, отпущенных Ганнибалом в обмен, не вернулись к нему под данное честное слово и не смогли жить).

С Тарапейской скалы сбрасывались уличенные в воровстве рабы, тогда как свободные передавались пострадавшему в пользование, в качестве должников. Оттуда же сбрасывали лжесвидетелей. Казнили уличенных в подкупе судей, предателей-граждан Рима. Законы 12 таблиц предусматривали кроме казни и штрафов, оковы, порку, талион (причинение равного ущерба), бесчестие, изгнание и продажу в рабство в другие страны. В рабство за Тибр продавались неоплатные должники и уклонившиеся от воинской службы и прохождения ценза на 6 классов центурий из 193.

Основы судебного процесса для простых граждан Рима оставались недоступными; наследники бога войны Януса Квирина - патриции-квириты держали в тайне процессуальные юридические нормы с символикой родового строя, но в 304 г.до н.э. секретарь Аппия Клавдия - Флавий, а сто лет спустя Элий Кат опубликовали «списки несчастных дней» и предписания о ходе судебного процесса, и участие в процессе стало равноправным.

В основе гражданского судебного процесса был символический акт «наложения руки» (манум иницетио) – обряд манципации «Я утверждаю, что этот человек (вещь) (человек умирает в рабе) принадлежит мне по праву квиритов, да будет он куплен за эту медь». Манципация возникла до чеканной монеты. Наличие 5 свидетелей и весовщика с мерными весами - пережиток участия общины в отчуждении. Также принцип «наложения руки» при заключении брака (матримониум, конубинат) (сожительство) на жену и ее имущество мужем. Однако с ростом состояния представительницы богатых семей могли себе позволить договор о браке без наложения руки (сине ману), который подтверждался каждый год и, чтобы не потерять свое имущество, жена не менее 3 ночей проводила у родителей или родственников; кроме того, она приносила приданое, которое переходило в собственность мужа, и только в случае развода по вине мужа, оно возвращалось, частично или полностью. В 12 таблицах утверждалось, что вследствие присущего им легкомыслия женщины должны состоять под опекой.

 

Тема 7. Брачно-семейные отношения

Агнатское и когнатское родство. Родственники по прямой линии и родственники по боковой линии.

Степень родства в римском праве.

Заключение и прекращение брака: условия вступления в брак, особые формы брака, способы заключения и прекращение брака.

Личные и имущественные отношения супругов. Отцовская власть: возникновение отцовской власти, прекращение отцовской власти. Пути установления отцовской власти.

Опека и попечительство. Установление попечительства над несовершеннолетними (дети, подростки, юноши). Опека над женщинами. Прекращение опеки и попечительства.

Тема 8. Наследственное право.

Цивильное право различало три группы (очереди) наследников: "свои" наследники, агнаты и когнаты. "Свои" наследники составляли первую очередь и включали детей наследодателя, а также внуков от ранее умерших детей. Эти наследники именовались также и "необходимыми" наследниками, поскольку получали (вступали) наследство независимо от своей воли. Если после умершего не оставалось "своих" наследников, то к наследованию призывались агнаты (например, брат умершего). Когда имелось несколько агнатов, наследовал тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем (ближайший агнат). К третьей очереди относились когнаты, которыми считались все кровные родственники умершего. Степень родства значения не имела.

Значение деления на группы заключалось в том, что наследник следующей очереди мог быть призван к наследованию лишь при отсутствии всех наследников предыдущих очередей. В дальнейшем на смену патриархальной семье и общей семейной собственности пришла индивидуальная частная собственность, защищаемая преторским правом.

Старая цивильная система наследования, основанная на агнатском родстве, была заменена преторской системой наследования. Преторское право установило не три, а четыре группы (очереди) наслед­ников. Первая очередь включала детей наследодателя, в том числе и эманципированных;

вторую очередь составляли все агнаты; третья очередь включала когнатов до шестой степени включительно; в четвертую очередь входил супруг (супруга) умершего. В эпоху принципата мать получила предпочтительное перед агнатами право наследования после своих детей, и наоборот. Уложение Юстиниана различало пять очередей законных наследников: первая очередь - все нисходящие наследники умершего, при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя; вторая очередь - восходящие родственники умершего, а также родные; братья, сестры и их дети; третья очередь - не полнородные братья и сестры умершего; четвертая очередь - все остальные боковые родственники умершего независимо от степени родства; пятая очередь - супруг (супруга) умершего.

Если не было ни одного из наследников по закону (и по завещанию) либо все они отказались от наследства, наследство становилось выморочным. Сначала такое имущество признавалось бесхозяйным и поэтому становилось собственностью любого, кто его захочет захватить. Начиная с эпохи принципата выморочное имущество стало передаваться государству. Исключение было сделано для имущества лиц, которые принадлежали к какой-либо организации (церковь, совет, монастырь т. д.), в этом случае имущество отходило этим организациям. Наследуемое имущество по общему правилу делилось поровну между всеми законными наследниками, относящимися к одной очереди. Например, если призывались к наследованию три наследника, то каждый из них приобретал право на 1/3 наследственного имущества.

При поколенном равенстве (наследовании), то есть когда одни наследники приобретали наследственные права на общих основаниях (например, сыновья), а другие - в силу права представления (например, внуки), принцип равного распределения наследства изменялся. Если после смерти отца осталось, например, три сына и четыре внука, то каждый сын получал по 1/4 наследства, а внуки - ту же долю, но не на каждого, а на всех.

Наследование по праву представления - это право внуков получить ту долю наследства, которая бы досталась их родителям, если бы те пережили наследодателя. Такое наследование необходимо отличать от наследственной трансмиссии.

Наследственная трансмиссия - это ситуация при которой наследник пережил наследодателя, то есть наследство открылось, но не успевал его принять, так как умер сам. В таком случае наследовали его наследники, поэтому дети в данном случае считались не наследниками деда (наследодатель), а наследниками своего отца, так как тот умер уже после открытия наследства.

Римское право сперва не допускало наследственной трансмиссии, так как право наследника рассматривалось, как сугубо личное и оттого непередаваемое. В дальнейшем трансмиссия была разрешена, но ограничена одним годом со дня извещения первоначального наследника об открытии ему наследства. Завещание по римскому праву - это не просто всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало назначение наследника. Назначение наследника должно было быть в самом начале завещания, и без него завещание не имело юридической силы. Завещание - это односторонняя сделка, выражающая волю лишь одного лица - завещателя. На практике это позволяло завещателю в любой момент и без каких-либо ограничений отменить или изменить составленное им ранее завещание. Условия действительности завещания: для составления завещания требовалась специальная правоспособность, которой не обладали, например, недееспособные, осужденные за порочащие преступления, расточители и др. Специальная дееспособность требовалась на момент составления завещания; специальная правоспособность, то есть способность быть назначенным наследником, должна была быть и у лиц, назначаемых в качестве наследников. Такой правоспособности не имели и, следовательно, не могли быть назначены в качестве наследников дети государственных преступников, рабы, перегрины и др.; необходимо было соблюсти установленную форму завещания.

В древнейшее время завещание могло быть составлено в двух формах:

объявлено перед народным собранием и им утверждено либо объявлено воином перед строем в походе или перед сражением. В дальнейшем устное завещание было заменено обязательной письменной формой с приложением печатей завещателя и свидетелей (начиная с эпохи принципата их должно было быть не менее семи).

Начиная с V века н. э. завещание должно было быть обязательно подписано завещателем и всеми свидетелями. До этого завещание удостоверялось не подписью, а печатью завещателя и свидетелей.

Завещание могло быть составлено и при участии государственного органа путем занесения распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата; завещание не должно было нарушать права на обязательную долю. Наследник мог быть назначен под отлагательным условием, что означало открытие наследства не в момент смерти наследодателя, а после наступления определенного условия. Отменительное условие не допускалось и считалось ненаписанным. Завещатель мог в завещании сделать подназначение наследника. Подназначение наследника делалось для того, чтобы в случае смерти ос­новного наследника либо его отказа от принятия наследства оно перешло ко второму указанному в завещании лицу ("запасной" наследник).

В завещании можно было не только назначить наследника, но и возложить на него какие-либо обязанности. Например, пользоваться частью наследства по определенному назначению. Обязательная доля - это часть наследственного имущества, которая переходила к определенным наследникам независимо от воли наследодателя и содержания завещания.

В древнейшее время завещатель пользовался неограниченной свободой заве­щать свое имущество, то есть обязательной доли установлено не было. Это часто приводило к тому, что все наследство доставалось совершенно случайным людям, а ближайшие родственники оказывались обделенными.

Для обуздания произвола римское право стало ограничивать свободу завещательного распоряжения.

Сперва практика судов признала право на обязательную долю за "своими" наследниками завещателя, то есть за его детьми. Претор распространил данное правило и на эманципированных детей. В классический период право на обязательную долю получили также все нисходящие и восходящие родственники завещателя. Размер обязательной доли составлял 1/4 того, что получило бы данное лицо при отсутствии завещания (то есть по закону). Право Юстиниана увеличило размер обязательной доли с 1/4 до 1/2. Наследники могли быть лишены обязательной доли только в том случае, если у завещателя была на то уважительная причина. В классический период уважительность причины устанавливалась судом. Право Юстиниана дало исчерпывающий перечень оснований для лишения права на обязательную долю (например, создание опасности жизни завещателя).

Если завещатель безосновательно лишил наследников права на обязательную долю, то сперва такое завещание могло быть признано недействительным полностью. В классический период завещание могло быть признано недействительным уже не полностью, а только в той части, в какой это было необходимо для удовлетворения требований жалобщика о получении им обязательной доли. Открытие наследства происходило в момент смерти наследодателя.

За время между открытием наследства и его принятием наследниками наследственное имущество не принадлежало никому и именовалось "лежачее" наследство.

Тема9. Право собственности в Римском праве

 

Законы 12 таблиц четко разграничили две категории владения вещами: 1 категория - вещи (рее манципи), обладание которыми, продажа и дарение происходили строго в юридическом процессе манципации (5 свидетелей, весовщик, медь, право квиритов). Это отчуждение земли, рабов, рабочего скота и строений. «Манципио» шло от захвата вещи ничьей первым захватившим и сельского сервитута (права пользования чужой вещью), остальные вещи приобретались просто по договору купли - продажи индивидуальной собственности и являлись (рес нек манципи).

Римская земля являлась собственностью коллективной, общественной (агер публикус), принадлежащей римским гражданам - квиритам (общее поле); отсюда вытекало понятие владения (посессио) вещью одним гражданином и предшествовало праву собственности, т.к. ограничивалось в праве распоряжения ею (продажей, обменом, дарением). Так, патер фамилиа, обладая правом распоряжения семейным имуществом, при наличии потомков не мог завещать семейное имущество посторонним. Отсюда требование Закона 12 таблиц - объявлять о лишении наследства публично, перед Народным собранием или армией.

Первые разделы приписывают Ромулу: каждой семье по 2 югера (0,5 га) приусадебного участка и 20 югеров (5 га) пахотной земли; частью вновь захваченного фонда награждали героев.

Сохраняя верховное право собственности на общинную землю, римское государство не препятствовало сделкам с землей, контролируя нежелательное перемещение земли от патрициев к плебеям. В связи с увеличением наделов (земли предков) в римском квиритском праве появился институт пользования чужой вещью (сервитут); в каком-то отношении для использования права собственного владения. «Нельзя пользоваться своей вещью в ущерб другим; проездом и проходом через чужие владения, отводом воды ограничивать права одного владельца в интересах других».

 

Тема10. Право на чужие вещи

 

Понятие права на вещь, понятие вещи (рее): вещи являются объектом частноправовых отношений. Виды прав на чужие вещи: сервитуты, эмфитевзис, суперфиций. Залоговое право: фидуция, пигнус, ипотека.

Сервитуты: сельские, городские, личные.

Узуфрукт, узус, право жить в чужом доме, право пользоваться рабочей силой раба или животного.

В институциях Гая вещи делятся на телесные (рее корпоралис) и нетелесные (рее инкорпоралис), которых нельзя коснуться (Кви танги нон поссунт), но они состоят в праве (кви юре консистунт) как обязательство на право пожизненного пользования, т.е. не составная часть вещи, а составная часть имущества. Итак, рес-вещь или составная часть имущества.

Тема11. Обязательное право

"Понятие обязательства (облигатио) представляет собой правовые оковы, в силу которых мы принуждаемся что-нибудь исполнить согласно законам нашего государства. Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-либо телесный предает или какой-нибудь сервитут, но чтобы связать перед нами другого в том отношении, чтобы он нам что-нибудь дал, сделал или предоставил".

"Если по Законам 12 таблиц должника связывали веревками и цепями (весом в 15 фунтов), убивали или продавали в рабство, то в 1У веке уже запретили убивать, а за долги стали отвечать имуществом. Оковы стали правовыми, юридическими.

В содержание обязательства вкладывались три понятия:

даре - дать; фацере – сделать (в понятии действия или воздержания от него);

- предоставить (в понятии оказать услуги или принять ответственность).

Действие, представляющее предмет обязательства, должно было представлять интерес для кредитора. "Каждый должен приобретать то, что представляет интерес для кредитора и каждый должен приобретать то, что представляет для него интерес (куод суа интерест), а между тем для меня нет интереса, что было дано по договору другому, - Ульпиан, Дигесты.

Обязательства возникают или из договора (экс контракте) или из правонарушения - деликта (экс деликто). Гай определяет это как важнейшее разделение (сумма дивизио). Обязательства из частных правонарушений (деликта привата) уже противопоставляется (иудисиа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: