Это ведет к победе, а победа - к славе».
Александр Суворов
Немного истории.
Для русских воинов ратная музыка всегда имела большое значение. Она сопровождала древнерусский ритуал посвящения в воины, смотр дружины перед походом, позже применялась для подачи сигналов и управления войсками, на поле боя её использовали для воодушевления войск и устрашения противника, вне военных действий, для прославления князей, воевод, дружинников, одержавших победу над противником, в почестных пирах и тризнах. Древнейшими инструментами были рога диких животных, жалейка (пастуший рожок), свирели, бубны, накры (разновидность литавр).
В XVIII веке Петр I проводил реформу вооруженных сил, которая накладывала отпечаток на развитие военной музыки. Государь, любивший музыку, видел в ней мощное средство эмоционального воздействия на массы людей, объединяющее их волю. К 1712 году в пехотном полку из 9 музыкантов было 5 гобоистов, 2 трубача, 2 валторниста. Кроме того, в полку в полку были барабанщики, литавристы. А остальные составляли бравый звонкоголосый хор. Но все же главной задачей для всех воинов было героически сражаться с неприятелем. Обучение музыке было включено в программу кадетских корпусов, готовивших армейских и флотских офицеров.
Данная программа музыкального воспитания «Хоровое пение в кадетских классах » направлена к подросткам 12-14 лет, обучающимся в кадетских классах.
Хоровое пение – наиболее доступная школьникам исполнительская деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствуют развитию здорового голосового аппарата.
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности.
Все хоры прежде всего решают задачу музыкально- художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, культурным традициям; развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности подростка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействуют на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.
Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно- исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в певцах трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти важные задачи решаются только в крепко организованном вокальном коллективе благодаря широкой учебно- воспитательной и образовательной деятельности и целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.
Занятия проводятся один раз в неделю в каждой группе, где обучающиеся, обращаясь к музыке патриотического содержания, осваивают навыки хорового пения по следующим направлениям:
1 Звукообразование:
- строение голосового аппарата, принципы его работы,
- звуковысотный слух и чувство лада,
- закрепление навыков в работе над репетруаром.
2 Дыхание:
- певческое дыхание,
- цепное дыхание,
- закрепление навыков в работе над репертуаром
(дыхание в синтезе - песня и строй. шаг).
3 Артикуляция:
- правила (принципы) чистой артикуляции,
- дикционные (артикуляционные) упражнения,
- закрепление навыков в работе над репертуаром.
4 Патриотическая песня:
- строевая песня, как часть истории музыки в культурных традициях страны,
- музыка лирико-патриотического содержания,
- освоение песенного репертуара (закрепление навыков звуковедения,
артикуляции, дыхания).
Ансамбль (хоровое пение)
- унисон,
- развитие навыков многоголосного пения.
Выдающиеся полководцы П.А. Румянцев и А. В. Суворов видели в военных оркестрах и хорах важнейшее средство патриотического и боевого воспитания. В своей знаменитой книге «Наука побеждать» Суворов пишет:
«Бить и играть скорее, от того шаги скорее, и победа ближе».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности педагога и воспитанников. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, преподаватель стремится к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Причем, методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания эмоциональной творческой атмосферы. Метод эмоционального воздействия – умение педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Все выразительные приемы он применяет для усиления эмоционального воздействия музыки и обогащения впечатлений воспитанников. Эффективность метода всегда зависит от тех отношений, которые складываются между обучающимися и педагогом, от его авторитета: сильное эмоциональное воздействие на ребят можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания.
Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Особенно необходимы ситуации успеха в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например из- за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребенка, педагог создает ситуацию успеха, а переживание радости придает уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.
Развитию музыкального интереса детей способствуют игровые ситуации. В них легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Они помогают также поддержать интерес детей к занятию, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление.
К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно- поисковых ситуаций, когда перед воспитанниками ставятся различные творческие задания, которые активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности.
Рассмотренные методы музыкального воспитания применяются в сочетании со словесными. «Восприятие музыки, - писал Б.М.Теплов, - возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания». Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эстетические переживания учащихся.
Итак, подготавливая учащихся к восприятию и выразительному исполнению произведения, педагог использует словесные методы в сочетании с наглядно-слуховыми, с методами сравнения и анализа. Выбор определяется спецификой произведения и общим направлением последующей работы над ним.
Один из методов организации учебно-воспитательного процесса почерпнут в этнопедагогике. Когда старшие по возрасту воспитывают младших, передавая знания и умения, которыми овладели сами. Таким образом, через участие в творческих проектах закрепляются знания и совершенствуются коммуникативные навыки.
Дидактический материал составляют партитуры, нотные фрагменты, примеры музыкальных произведений как классических, так и современных жанров, упражнения, направленные на приобретение и закрепление навыков музыкальной выразительности.
Техническое оснащение занятий может быть представлено музыкальным сопровождением (записью или живым звуком), акустическими средствами (микрофоны и усилители звука), а так же костюмами и другими средствами художественной выразительности.
Решение задач музыкального воспитания и раскрытия творческих способностей требует от педагога оптимального выбора методов и средств в зависимости от своеобразия произведения, особенностей деятельности и возможностей воспитанников. Успех сопутствует педагогу, который, учитывая реальные условия, творчески подходит к делу - обдумывая варианты последовательности совместной деятельности с обучающимися, раскрывает и включает в работу не только активного, но и малоинициативного воспитанника.