Семья и её роль в жизни общества




Социальные отношения# 1

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

 

ВИДЫМОБИЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне
Вертикальная Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью

3. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме

 

4. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.

 

ФУНКЦИЯ СЕМЬИ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе

 

5. Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ СЕМЬИ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Биологическое воспроизводство человеческого рода

7. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НО­ГО ОТНОШЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Социальное взаимодействие Достаточно ре­гу­ляр­ные взаимообусловленные со­ци­аль­ные действия субъектов, на­прав­лен­ные друг на друга
Социальный... Поведение индивидов, групп при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов

8. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 

... Правила поведения, ко­то­рые уста­нав­ли­ва­ют­ся в об­ще­стве в со­от­вет­ствии с пред­став­ле­ни­я­ми людей о добре и зле, спра­вед­ли­во­сти и несправедливости, долге, чести,достоинстве и охра­ня­ют­ся силой об­ще­ствен­но­го мне­ния или внут­рен­ним убеждением.
Обычаи Правила поведения, сло­жив­ши­е­ся вслед­ствие их при­ме­не­ния в те­че­ние длительного вре­ме­ни и яв­ля­ю­щи­е­ся при­выч­ны­ми для чле­нов общества.

9. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

Семья и её роль в жизни общества

 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Психологическая Создание бла­го­при­ят­но­го се­мей­но­го климата, поддержка чле­нов семьи
Продолжение рода

10. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

 

ФОРМА ДУ­ХОВ­НОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Взгляды и пред­став­ле­ния людей, ос­но­ван­ные на вере в сверхъестественное
... Сфера цен­но­стей (оценок) и норм (правил), ре­гу­ли­ру­ю­щих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости

11. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ТИП СЕМЬИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Расширенная Семья, со­сто­я­щая из жи­ву­щих вме­сте двух и более поколений
... Семья, со­сто­я­щая из су­пру­же­ской четы с детьми или без детей, или од­но­го из ро­ди­те­лей со сво­и­ми детьми

12. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НО­ГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Прогресс Направление по­сту­па­тель­но­го развития, для ко­то­ро­го ха­рак­те­рен пе­ре­ход от низ­ше­го к высшему, от менее со­вер­шен­но­го к более совершенному.
... Переход от более вы­со­ких форм раз­ви­тия к более низким; упа­док в развитии.

13. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Материальная Связана с со­зда­ни­ем не­об­хо­ди­мых для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей вещей, ма­те­ри­аль­ных ценностей.
... Связана с со­зда­ни­ем идей, образов, научных, ху­до­же­ствен­ных и нрав­ствен­ных ценностей.

14. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Осознанный образ того результата, на до­сти­же­ние ко­то­ро­го на­прав­ле­но дей­ствие человека.
Результат То, чего до­сти­га­ет че­ло­век в ходе деятельности.

15. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

16. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ПРИНЦИП ГРАЖ­ДАН­СКО­ГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА
Принцип не­за­ви­си­мо­сти судей следование судьёй при раз­ре­ше­нии дел, на­хо­дя­щих­ся в его производстве, толь­ко за­ко­нам и сво­е­му внут­рен­не­му убеждению
Принцип … суд раз­ре­ша­ет спор на ос­но­ве до­ка­зы­ва­ния са­ми­ми за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми сто­ро­на­ми своих под­хо­дов в тяжбе

17. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

 

Характеристики человека

 

ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Индивид Отдельно взя­тый пред­ста­ви­тель че­ло­ве­че­ско­го рода
Человек как субъ­ект со­ци­аль­ных отношений

18. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

Форма этноса Характеристика
Племя Объединение на ос­но­ве кров­но­род­ствен­ных свя­зей и веры в общ­ность происхождения.
... Объединение на ос­но­ве проч­ных свя­зей исторического, экономического, куль­тур­но­го и территориально- политического характера.

19. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

Форма мировоззрения Характеристика
Мифология Фантастическое от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в эмоционально-образной форме.
... Особая форма пред­став­ле­ния о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, яв­ля­ю­щи­е­ся пред­ме­том поклонения.

 

№2

1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

социальная группа первичная группа неформальная группа
этническая общность общественный класс  

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

поощрение санкция наказание
премирование увольнение  

3. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

социальный институт общество как система социальная группа
сфера об­ще­ствен­ной жизни общественные отношения  

4. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

школьный класс трудовой коллектив родительская семья
агент социализации СМИ  

5. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

классовое неравенство статус со­ци­аль­ной группы иерархия со­ци­аль­ных групп
социальная стратификация сословное преимущество  

6. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

государственная премия по­хваль­ная грамота аплодисменты
позитивные санкции по­вы­ше­ние в должности  

7. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

пле­мен­ной союз, народность, этнос,
нация, племя.  

8. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

моральные нормы позитивные санкции социальный контроль
правовые нормы негативные санкции  

9. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

власть, престиж, стратификация, образование, доход.

10. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

игра, общение, труд, деятельность, учение.

11. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

демократия, республика, форма государства, конфедерация, монархия.

12. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

консерватизм, либерализм, идеология, коммунизм, социал-демократия.

13. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

по­треб­ность в при­зна­нии со сто­ро­ны дру­гих людей; стрем­ле­ние до­стичь вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го статуса; со­ци­аль­ная потребность; по­треб­ность в общении; по­треб­ность в ува­же­нии со сто­ро­ны своих коллег.

14. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

взгляды; мировоззрение; представления; идеалы; цен­ност­ные установки.

15. В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Преступление; правонарушение; кража; мел­кое хулиганство; проступок.

16. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

нормы; знания; поступки; мировоззрение; ценности; самосознание.

17. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

модель поведения; престиж; социальный статус; имидж; знаки отличия; авторитет.

18. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Земля; деньги; валюта; объ­ек­ты собственности; цен­ные бумаги.

19. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Умозаключение; формы познания; ощущение; понятие; представление.

20. В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Акция; облигация; цен­ная бумага; вексель; сбе­ре­га­тель­ный сертификат.

21. В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Совесть; долг; зло; справедливость; добро; мораль.

22. В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Производственный кооператив, хо­зяй­ствен­ное общество, ад­во­кат­ская палата, юри­ди­че­ское лицо, об­ще­ствен­ный фонд.

23. В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Товарищества; общества; юри­ди­че­ские лица; субъ­ек­ты права; учреждения.

24. В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Нормативно-правовой акт; ис­точ­ник права; под­за­кон­ный акт; закон; Конституция.

25. В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.

26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) этнос

2) профессиональная группа

3) малая группа

4) большая группа

5) социальная группа

27. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный институт

2) семья

3) государство

4) бизнес

5) образование

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) поощрение

2) санкция

3) наказание

4) премирование

5) увольнение

29. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный контроль

2) мораль

3) право

4) поощрение

5) наказание

 

№3

 

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) народность 2) племя 3) нация
4) род 5) каста 6) государство

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) род 2) племя 3) народность
4) союз 5) нация 6) государство

3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «мораль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) со­ци­аль­ная норма 2) санкции 3) эксперимент
4) гипотеза 5) доб­рый поступок 6) сво­бод­ный выбор

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) семья 2) бизнес 3) наука
4) акция 5) налоги 6) право

5. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют понятие «этнос». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) пер­вич­ная группа 2) ис­то­ри­че­ская память 3) монархия
4) территория 5) народность 6) язык

6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми со­ци­аль­ной стратификации. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) доход 2) со­ци­аль­ная роль 3) престиж
4) власть 5) авторитет 6) образование

7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стратификацию современного общества. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) объём власти 2) уро­вень образования 3) эт­ни­че­ская принадлежность
4) пре­стиж за­ни­ма­е­мой позиции 5) доход 6) возраст

8. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) правонарушение 2) отклонение 3) социальный статус
4) проступок 5) мобильность 6) преступление

9. Ниже приведён пе­ре­чень требований. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к требованиям, предъ­яв­ля­е­мым для приёма в рос­сий­ское граж­дан­ство в общем порядке. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) наличие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к существованию 2) вла­де­ние рус­ским языком 3) патриотизм
4) дееспособность 5) обязательство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию и за­ко­ны РФ 6) наличие брака

10. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к при­зна­кам лю­бо­го государства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Наличие ап­па­ра­та вла­сти и управления 2) ле­галь­ное право на применение насилия 3) суверенитет
4) мо­но­поль­ное право из­да­вать законы 5) плюрализм 6) парламентаризм

11. Hижe приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) поощрение

2) наказание

3) социальная мобильность

4) социальная норма

5) социальная санкция

6) социальная стратификация

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

 

№5

 

1. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ   ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город.   1) вертикальная 2) горизонтальная

 

2. Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми норм и их характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ   ВИДЫНОРМ
А) правила, со­хра­ня­ю­щи­е­ся на про­тя­же­нии веков и указывающие, как вести себя в по­все­днев­ной жизни Б) де­таль­ные правила веж­ли­во­го поведения В) правила, ре­гу­ли­ру­ю­щие поведение кон­крет­ной социальной груп­пы или организации Г) правила, обя­за­тель­ные для ис­пол­не­ния и опи­ра­ю­щи­е­ся на силу го­су­дар­ствен­но­го принуждения   1) эти­кет 2) кор­по­ра­тив­ная норма 3) закон 4) обычай

3. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми общественных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стратификации: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТНОШЕНИЙ   ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ
А) юри­ди­че­ское закрепление прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми социальными группами Б) пре­иму­ще­ствен­но наследственный ха­рак­тер принадлежности к элите общества В) за­пре­ще­ние перемещения из одной со­ци­аль­ной группы в другую Г) в ос­но­ве деления на группы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его оплаты Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми других групп   1) ка­сто­вая 2) со­слов­ная 3) клас­со­вая

4. Установите со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и понятиями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце,

подберите со­от­вет­ству­ю­щую позицию из вто­ро­го столбца.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ   ПОНЯТИЯ
A) при­ня­тое в об­ще­стве правило, опре­де­ля­ю­щее рамки по­ве­де­ния человека Б) дей­ствия человека, со­от­вет­ству­ю­щие его со­ци­аль­но­му статусу B) пе­ре­ме­ще­ние человека из одной со­ци­аль­ной группы в другую Г) раз­де­ле­ние общества на группы, за­ни­ма­ю­щие разное со­ци­аль­ное положение Д) не­оди­на­ко­вый доступ пред­ста­ви­те­лей различных групп об­ще­ства к со­ци­аль­ным благам   1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мо­биль­ность
ПРИМЕРЫ   ФОРМЫМОБИЛЬНОСТИ
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента   1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная

 

6.

ПРИМЕРЫ   СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ЛИФТЫ
1) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года» 2) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала 3) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта 4) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность 5) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования 6) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения   А) брак Б) профессиональная деятельность В) образование Г) служба в армии

7. Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.

 

ПРИМЕРЫ   ВИДЫСО­ЦИ­АЛЬ­НО­ГО КОН­ТРО­ЛЯ
A) молодые люди уступили место в вагоне метро пожилой паре Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки» Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории Е) директор школы созвал заседание попечительского совета   1) моральные нормы 2) правовые нормы

8. Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми отклоняющегося по­ве­де­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ВИДЫОТ­КЛО­НЯ­Ю­ЩЕ­ГО­СЯ ПО­ВЕ­ДЕ­НИЯ
A) мо­ло­дой человек со­би­ра­ет коллекцию ста­рин­ных дверных замков, в его кол­лек­ции уже более 300 экземпляров Б) пред­при­ни­ма­тель Н. от­крыл в своём род­ном городе музей кре­стьян­ских промыслов, в ко­то­ром в сво­бод­ное от биз­не­са время про­во­дит экскурсии для посетителей B) фут­боль­ный болельщик во время матча вы­стре­лом петарды нанёс трав­му вратарю команды-соперника Г) граж­да­не Н. и П., от­ме­чая уход в отпуск, зло­упо­тре­би­ли алкоголем и устро­и­ли драку на своём ра­бо­чем месте Д) 12-летняя М. вы­иг­ра­ла международный кон­курс исполнителей оперы и на­ча­ла выступать в мест­ном театре Е) 16-летнего граж­да­ни­на П. после по­бе­ды на меж­ду­на­род­ной олимпиаде по ма­те­ма­ти­ке зачислили на механико-математический фа­куль­тет МГУ   1) позитивное 2) негативное

9.

 

САНКЦИИ   ТИПЫСАНКЦИИ
A) пре­ми­ро­ва­ние Б) слава B) почёт Г) уволь­не­ние Д) штраф Е) презрение   1) фор­маль­ные санкции 2) не­фор­маль­ные санкции

10. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми санкций: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ТИПЫСАНКЦИИ
A) по­ни­же­ние в долж­но­сти Б) го­су­дар­ствен­ная награда B) ап­ло­дис­мен­ты Г) отказ по­жать руку Д) вы­не­се­ние предупреждения ад­ми­ни­стра­ци­ей предприятия Е) комплимент   1) фор­маль­ные санкции 2) не­фор­маль­ные санкции

 

11. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ТИПЫСЕМЕЙ
A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены   1) патриархальная 2) партнёрская

 

12. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПОТРЕБНОСТИ   СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения   1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства

 

13. Установите со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми общностями и кри­те­ри­я­ми их выделения: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ   КРИТЕРИИ
A) сибиряки Б) православные B) белорусы Г) горожане Д) русские Е) протестанты   1) территориальный 2) этносоциальный 3) религиозный

14. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми институтами, долж­ност­ным лицом в Рос­сий­ской Федерации, ко­то­рые их исполняют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ   КРИТЕРИИ
A) санк­ци­о­ни­ро­ва­ны государством Б) обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мнением B) за­креп­ля­ют пред­став­ле­ние о прекрасном и безобразном Г) ос­но­ва­ны на пред­став­ле­ни­ях о добре и зле Д) обес­пе­чи­ва­ют­ся го­су­дар­ствен­ным принуждением Е) чаще про­яв­ля­ют­ся в художественном творчестве   1) моральные 2) правовые 3) эстетические

 

15. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ   ФУНКЦИИ СЕМЬИ
А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок   1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) вос­пи­та­тель­ная

16. Установите со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных статусов: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ   ВИДЫСОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ
А) женщина Б) выс­шее образование В) 30 лет Г) менеджер Д) мать двоих детей   1) пред­пи­сан­ный статус 2) приобретённый статус

17. Установите со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих способностей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА   ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ
А) к сов­мест­ной про­из­вод­ствен­ной деятельности Б) при­ни­мать и усва­и­вать пищу В) к чле­но­раз­дель­ной речи Г) к вос­про­из­ве­де­нию рода Д) со­зда­вать ду­хов­ные ценности   1) биологическая 2) со­ци­аль­ная

 

№11

1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

2. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) бойкот 2) аплодисменты 3) насмешка
4) выговор 5) комплименты 6) улыбка

3. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? (Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.)

1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы

2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах

6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии.

4. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) фирмы 2) сословия 3) партии
4) касты 5) классы  

5. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обучение детей трудовым навыкам 2) материальная поддержка неработающих членов семьи
3) семейное предпринимательство 4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга  

6. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) кинематограф 2) Интернет 3) телевидение
4) газеты 5) радио  

7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1)индивидуальная

2)восходящая

3)миграция

4)горизонтальная

5)нисходящая

6)межпоколенная

8. В семье N. под одной кры­шей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший мужчина, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных домочадцев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней работой, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи.

Выберите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) нуклеарная

2) партнёрская

3) традиционная

4) многопоколенная

5) демократическая

6) моногамная

9. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2)Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.

3)В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4)Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.

5)Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.

6)Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.

10. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) малая группа

2) неформальная группа

3) большая группа

4) референтная группа

5) профессиональная группа

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: