Провинциальное дворянство




Петербургское дворянство

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту:

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Затем обед в ресторане, посещение театра:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

Так, Евгений Онегин является типичным молодым "светским львом", представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформулировали его убеждения, мораль и интересы. Пушкин говорит о петербургском дворянстве с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная "однообразна и пестра", а "света шум" очень быстро наскучивает. Таким образом, мы видим, что жизнь дворянства в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но нужно заметить, что и провинциальное общество представлено в романе весьма широко.

Пушкин сам принадлежал к петербургскому обществу. Описывая в начале романа петербургские балы, Пушкин далек от их полного неприятия. Наоборот, ему доставляет удовольствие вспоминать балы своей юности:

О если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд.

В конце произведения Пушкин вновь обращается к столичным балам, восторгается роскошью, вкусом, совершенством форм и красок аристократического общества. Поэт воздает должное интеллектуальной элите Петербурга и одновременно с сожалением говорит о ее незначительном количестве. Большая же часть дворян, по мнению автора, — холеные, напыщенные, самодовольные и вместе с тем духовно ограниченные люди, с надуманным достоинством придерживающиеся искусственных правил:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Неулыбающихся лиц...

И московское, и петербургское дворянство, в изображении автора, в большинстве своем — пустые, самодовольные глупцы. Эти люди давно забыли, что значит иметь свое мнение, они руководствуются только мнением света. Искренность и простота для них — признаки странности и чудачества. В КОНЕЦ

 

Провинциальное дворянство

Поместное дворянство широко представлено А. С. Пушкиным в романе. Мы узнаем в подробностях историю сватовства Дмитрия Ларина к матери Татьяны и Ольги, образ жизни семьи Лариных, историю жизни дяди Онегина:

…деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил».

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни. Мать ее любила Ричардсона, но "не потому, чтобы прочла", а из-за того, что кузина Алина часто твердила о нем. Замуж она вышла поневоле:

Ее супруг, но поневоле;

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле…

Мать Татьяны сначала была несчастлива в браке, но "привычка усладила горе, не отразимое ничем…". Она раскрыла тайну, как управлять супругом, и уже сама распоряжялась расходами, "солила на зиму грибы", "ходила в баню по субботам". Но, как говорит Пушкин, "муж любил ее сердечно". Часто к Лариным приезжали гости, такие же мелкопоместные дворяне.

Особенно интересна в этом отношении глава, в которой описывается бал по случаю именин Татьяны и друзья и знакомые семьи Лариных, приехавшие в дом:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком),

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, с низменными интересами, все их разговоры ведутся "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне", а «разговор их милых жен Еще был менее умен». Дмитрий Ларин, отец Татьяны и Ольги, книги «почитал пустой игрушкой». Эти люди очень консервативны не только в быту (у них гостям по прежнему носили «блюда по чинам»), но и в общественной жизни. Замена Онегиным барщины оброком в имении, доставшемся ему по наследству от дяди, вызывает у них резко отрицательную реакцию: «зато в углу своем надулся, Увидев в этом страшный вред, Его опасливый сосед», – пишет А. С. Пушкин в романе. Поместное дворянство в произведении характеризуется также и тем, что оно считает крепостное право нормальным явлением, помещики владеют и распоряжаются своей «крещеной собственностью» без всяких угрызений совести. «Милая старушка» Ларина среди прочих хозяйственных дел «брила лбы» и «служанок била, осердясь», а приехавший на именины Татьяны помещик Гвоздин потому и считается в их обществе «хозяином превосходным», что умеет обдирать своих крестьян как липку.

Отличается от мелкопоместных помещиков, пожалуй, лишь Ленский. Он "романтик и больше ничего", по определению Белинского. "С душою прямо геттингенской", потому что получил образование Владимир в Германии. Сам Пушкин видит два выхода, рассуждая о будущем Ленского. Автор считает, что Владимир мог бы стать либо известным русским поэтом, либо заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими. Однако Пушкин пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о петербургском. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

 

Московское дворянство

Прежде чем познакомить читателя с людьми, населяющими Москву, с их нравами, интересами, поэт не может не коснуться героического прошлого этого старинного города, не вспомнить годы лихолетья, которые уготовил Москве Наполеон. Пушкин гордится Москвою, не явившейся завоевателю коленопреклоненной, и безмерно любит ее:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Поэт увлеченно и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц легкие уборы...

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, “шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс” привлекают Пушкина красочностью, торжественностью.

Москвичи хлебосольны, гостеприимны, они с радушием принимают приехавших родственников в свой круг: «Родне, прибывшей издалеча, Повсюду ласковая встреча», что также вызывает симпатию и сочувствие со стороны поэта. Столичное петербургское светское общество подробно изображено автором в первой и восьмой главах романа «Евгений Онегин», в которых мы знакомимся с историей детства и юности Онегина и с историей жизни Татьяны после замужества.

Чем увлеченнее автор рассказывает об историческом прошлом Москвы, тем острее потом ощущаем мы недовольство поэта нравами и укладом жизни московского дворянства: жизнь движется вперед, обновляется, только самодовольное московское барство не меняется и строго порицает всех, кто живет по-другому. Поэт отзывается о московском дворянстве довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

В гостиной всех занимает "бессвязный, пошлый вздор":

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают "разговоры ни о чем".

С недоверием и высокомерностью относится барская Москва ко всем «чужим». Татьяну «младые грации Москвы сначала молча озирают... с ног до головы», тут же «ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной, и что-то бледной и худой» и только после всевозможных проверок принимают ее в свой круг, где только тем и занимаются, что ведут «...невинные беседы с прикрасой легкой клеветы».

Выросшая на лоне природы и в гармонии с ней, Татьяна задыхается в этом кругу постоянных сплетен, клеветы, пошлого вздора. Московское дворянство, погрязшее в пошлости, лжи, лицемерии и пустой болтовне, девушка искренне ненавидит.

Все в них так бледно, равнодушно:

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки...

Татьяне душно в светской среде, она хочет вырваться из этой суеты:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит…

Типичность характеристики выведенных лиц Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Не зря автор вносит в эпиграф к седьмой главе строки Грибоедова, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве ничего не изменилось. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисовал нам русское общество в "один из интереснейших моментов его развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нравов и обычаев России первой четверти XIX века.

 

Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом столпотворении на ограниченном пространстве Собрания, она “волненье света ненавидит”:

 

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

Я своим цветам, к своим романам”.

 

А. С. Пушкин сопереживает героине, рвущейся из круга суеты, условностей, московского чванства на простор природы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: