Удобные способы запоминания




Раздел 3

ПАМЯТЬ

Что такое память

Благодаря ощущениям и восприятию человек получает различные знания об окружающем мире, или информацию. И самую важную информацию необходимо сохранить, чтобы затем использовать её в своей жизни. Для этого у человека есть замеча­тельная способность запоминать то, что он узнаёт об окружающем мире.

Представим себе человека, который не мог бы ничего запом­нить. Он не знал бы даже, как его зовут, когда родился, где он живёт. Он не узнал бы своих родителей.

У него не было бы друзей, так как через секунду он бы забывал о них. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Он не помнил бы, что делал на прошлой неделе, вчера и даже минуту назад. Он не смог бы из школы вернуться домой, по­тому что не помнил бы, в какую сторону нужно идти. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорождённый младенец.

Но, к счастью, такого не бывает. Все основные со­бытия нашей жизни не исчезают. Они сохраняются и остаются с нами. Мы их можем узнать, восстано­вить, воспроизвести заново. Это возможно потому, что у нас есть память.

Что же такое память? Память — это способность человека со­хранять свои знания и опыт и использо­вать их в своей жизни.

Так же как ощущения и восприятие, память связана с мозгом человека. Мозг получает раз­личную информацию, перерабатывает и сохраня­ет её.

Конечно, не всё, что с нами происходит, пол­ностью запоминается. Предположим, что в памяти сохранялось бы всё, что человек видит, слышит, де­лает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог бы работать быстро и точно. Чтобы такой перегрузки не происходило, существует процесс за­бывания. Забыва­ние важно для обеспечения нор­мальной жизни человека.

Память есть не только у челове­ка. Ты знаешь, что животные тоже способны что-то запоми­нать и часто надолго. Кошка всегда помнит, где стоит ее миска с едой. Собака помнит свою кличку и несколько команд.

Память — очень важная способность. Без неё невозможно чему-то научиться. Ведь научиться — это значит не только узнать что-то новое, но и уметь это повторить. А для этого необходимо запомнить, сохранить то, что узнал.

Память необходима не только одному отдельно­му человеку, но и всем людям вместе. Свои знания и опыт люди передают из поколения в поколение: от старших — младшим, от родителей — детям, от учителей — ученикам.

Поэтому мы, современные люди, знаем, что про­исходило в далеком прошлом. Мы на каждом шагу пользуемся открытиями и изобретениями, которые сделаны задолго до нас. Например, мы смотрим те­левизор и слушаем радио, пишем ручкой, читаем книги, играем в разные игры, носим одежду и обувь ит. д.

Всё это, так необходимое в жизни, нам не прихо­дится изобретать заново! Мы можем пользоваться этими достижениями потому, что у людей есть па­мять. Память сохраняет всё самое важное и ценное и помогает передать это другим людям.

Уже в далёком прошлом люди очень почтительно относились к своей памяти и понимали, что без ис­пользования прошлого опыта для человека невоз­можно никакое творчество. В Древней Греции су­ществовала даже богиня памяти Мнемозина. Мнемозина по-гречески значит «воспоминание». Поэто­му процессы памяти называют также мнемическими процессами.

Что и как мы запоминаем

Помнишь ли ты, что было сегодня в школе на первом уроке? Какой фильм ты на днях смотрел по телевизору? Как выглядит дом, в котором ты живёшь? Что ты ел сегодня на завтрак?

Скорее всего, ты легко сможешь ответить на все эти вопросы. Но ты же не старался специально за­помнить всё это! Оно сохранилось в твоей памяти просто так, само собой, без специальных усилий. Это работала твоя непроизвольная память.

Запоминание, происходящее без специаль­ных усилий, само собой, называется непро­извольным запоминанием.

Многое в своей жизни человек запоминает непро­извольно: окружающие предметы, происходящие вокруг события, поступки других людей, содержа­ние кинофильмов и прочитанных книг и многое другое.

Прежде всего, непроизвольно запоминается что-то важное, или интересное, или то, что понравилось человеку. Безразличное, неинтересное в памяти обычно не сохраняется.

Важным и инте­ресным для каждо­го человека может быть что-то свое.

Поэтому разные люди, наблюдая одно и то же собы­тие, могут запом­нить его по-разно­му. Например, по­сле просмотра ки­нофильма один че­ловек хорошо за­помнит его сюжет (последователь­ность происходя­щих событий), дру­гой — трюки кас­кадёров, а третий лучше всех сможет рассказать, как были одеты герои фильма.

Но человек способен запоминать не только то, что для него интересно или производит яркое впечатление. Человек может управлять своей памятью, прила­гать специальные усилия для запоминания. При этом он ставит перед собой цель что-то запом­нить, выучить и старается это сделать. Такая память называется произвольной.

Запоминание, которое происходит с по­мощью специальных усилий, по желанию человека, называется произвольным запо­минанием.

Когда человек рождается, он ещё не умеет управ­лять своей памятью. У маленького ребенка память непроизвольная. Но постепенно вместе с непроиз­вольным у человека появляется и произвольное за­поминание.

У тебя уже тоже есть произвольная память. Осо­бенно быстро произвольная память стала разви­ваться с твоим поступлением в школу. Это происхо­дит потому, что при обучении в школе нельзя пол­ностью полагаться на случайное, непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запоминать то, что ты изучаешь. В этом случае запоминание пре­вращается в особую деятельность - заучивание. А значит, становится всё более произвольным. При этом можно использовать специальные приёмы и средства заучивания. Они помогают запоминать лучше и быстрее.

Точное запоминание, заучивание тоже может быть разным. Ведь у нашей памяти есть одна суще­ственная особенность. Мы лучше запоминаем то, что хорошо понимаем. Это можно показать на од­ном очень простом примере.

По порядку прочти, постарайся запомнить и по­втори следующие два предложения:

Каждый вечер в шесть часов Марина гуляет во дворе со своей любимой собачкой Тузиком.

Непрерывным аналогом дискретной переменной с равновероятным распределением является равно­мерно распределенная переменная.

Получилось? Какое предложение тебе было легче повторить? Наверное, первое. Это потому, что смысл первого высказывания тебе близок и понятен. А вто­рое высказывание будет непонятно даже взрослому человеку (если он, конечно, не специалист-матема­тик). Поэтому при заучивании любого материала каждому человеку необходимо в первую очередь понять смысл того, что он хочет запомнить.

Запоминание, которое основано на понимании материала, называется осмысленным запомина­нием. Осмысленное запоминание позволяет тебе пе­редать суть того, что ты узнал. Например, ты мо­жешь кратко пересказать основное содержание до­вольно объёмной книги, которую прочитал, или сю­жет многосерийного фильма. При этом рассказы­вать ты будешь «своими словами», с пониманием того, о чём говоришь.

Однако человек может запоминать что-то и без понимания. В этом случае он действует как машина и просто бездумно повторяет материал. В результа­те материал «впечатывается» в память. Такое запо­минание без понимания называется механическим запоминанием, или зубрёжкой.

В школе на уроках тебе многое приходится запоми­нать специально и даже заучивать наизусть. Это и сти­хи, и правила правописания, например «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», и таблица умножения, и слова ино­странного языка, и еще многое другое.

Самый распространенный способ заучивания — это многократное повторение материала. Тебе, на­верное, приходилось слышать поговорку: «Повто­рение — мать учения»? Она как раз об этом способе запоминания. Не забывай только, что перед заучи­ванием нужно постараться хорошенько вникнуть, понять то, что ты собираешься запомнить. Повто­рять надо с умом. Тогда повторение не станет для тебя бессмысленной зубрежкой и поможет закре­пить в памяти нужные знания.

Ведь в учении очень важно именно осмысленное запоминание. Чтобы запоминание стало осмыслен­ным, необходимо подумать над тем, что нужно за­помнить.

Для этого можно мысленно представить себе то, о чём идет речь, проанализировать это.

Если нужно запомнить большой текст, следует разбить его на части, выделить главную мысль в каждой части, составить и записать план текста. План будет служить основой для запоминания ма­териала и последующего изложения. Ведь мы запо­минаем не просто для того, чтобы сохранить что-то в памяти, а чтобы вспомнить это в нужный момент.

Удобные способы запоминания

 

Для того чтобы лучше что-то запомнить и потом легче вспомнить, люди используют различные вспо­могательные средства.

Из древних вре­мен к нам дошло вы­ражение «узелок на память». Люди, не знавшие грамоты, завязывали узелки на одежде, платоч­ках, верёвочках. Эти узелки напоминали о том, что нужно не забыть сделать что-то важное.

С возникновением письменности у людей появи­лась возможность записать то, что необходимо за­помнить. В нашей повседневной жизни для этого служат записные книжки, ежедневники, дневни­ки.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально, и нет возможности воспользо­ваться записями. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы. Они называются приёмами запоминания, или способами запомина­ния.

Вот некоторые из них.

1. Приём рифмы. Любой человек лучше запоми­нает стихи, чем прозу.

Так, ты никогда не забудешь, как правильно вес­ти себя на эскалаторе в метро, если запомнишь шут­ливое четверостишие:

Тростей, зонтов и чемоданов

Ты на ступеньки не клади,

Не облокачивайся на перила,

Стой справа, слева проходи.

2. Составление фраз. Чтобы лучше запомнить разрозненный материал, его можно объединить в одну общую фразу. Например, в русском языке есть такое правило: после буквы «ц» пишется буква «и», а не буква «ы». Но, как и во многих правилах русско­го языка, есть слова-исключения, которые надо спе­циально запомнить. Их можно объединить в одну фразу:

«Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цык­нул: «Цыц!»

Легко запоминается, верно?

Еще один пример. Чтобы разучить все цвета ра­дуги, запомни весёлое предложение:

«К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан».

Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной и той же буквы, например, к аждый – к расный, о хотник – о ранжевый и т. д.

3. Приём «мест». Этот приём позволяет запом­нить список вещей, поместив каждую из них на своё

место. Для того чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно размес­тить их на кухне. Мясо кладут в холо­дильник, крупу — в шкаф, чай — на полку, фрукты — на стол. Потом оста­нется лишь предста­вить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов.

 

Дни недели удоб­но запомнить в виде странички дневника. Тогда какое-нибудь важное дело можно мысленно записать в этот «дневник» в нужное место.

4. Приём «группировки». Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в Портфель. Для этого нужно мысленно объединить их в несколько групп: учебники, пенал, тетради, всё для рисования.

Использование этих приёмов помога­ет запоминать важную информацию легко и проч­но.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: