Понятие и история эмпатии




Введение.

В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.

Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменении социально-психологического климата в семье. Экономические сложности, возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинами семейной дисгармонии. Все чаще мы видим примеры равнодушия, кощунства, безнравственности, душевной глухоты. Но это лишь морально-этическая сторона рассматриваемого нами вопроса, есть еще и практическая. Проблемы эмпатии в настоящее время разрабатываются для решения таких практических задач: как облегчение взаимодействия людей в группе, эффективность управления различными социальными группами, усовершенствование техники психотерапии, адаптация ребенка к миру взрослых.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, то есть, умение определить, что чувствует конкретный человек в данный конкретный момент времени. Понимая, что чувствует человек, мы легко можем с ним сотрудничать, и наше взаимодействие происходит быстрее. Здесь важно понимать, что эмпатия – это нечто другое, большее, чем просто навыки «читать» человека по позе, тону, интонациям, мимике, жестам… Для этого достаточно знать основные способы проявления чувств. И для многих этого достаточно, но только до того момента, пока мы не решаем строить близкие отношения. Для близких отношений важно сопереживание и сочувствие.

 

Задачи исследования:

выявить у кого более развита эмпатия у творческих или не творческих личностей

Проанализировать особенности эмпатии у студентов.

Глава 1. Эмпатия

Понятие и история эмпатии

Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).

 

Понятие «эмпатии» было введено в науку и интенсивно разрабатывалось во второй половине XIX - начале XX в. на почве немецкой философии, психологии и эстетики под названием «вчувствования». Термин «эмпатия» ввел в психологию Е.Б. Титченер (1909 г.) в качестве английского эквивалента для немецкого термина «Einfuhlung». Наиболее известными представителями теории «вчувствования» являются немецкие психологи и эстетики Т. Липпс, В. Вундт, И. Фолькельт, К.Гросс.

Эта теория является главным историческим источником современных эмпатических теорий как в области художественного творчества, так и в сфере психолого-эстетических исследований художественного восприятия (и воздействия), художественного обучения и образования.Однако эта теория имеет в современной западной науке не только историческое значение. Работы Т. Липпса, И. Фолькельта и др. постоянно цитируют, на них ссылаются, с ними спорят. Про Т. Липпса можно даже сказать, что он переживает своеобразный «ренессанс», его работы переиздаются большими тиражами.

Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

– знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

– переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

– активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);

– огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.

Известно, что важным качеством эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать (чувствовать) не только реальных людей, но и вымышленных (например, персонажей художественных произведений). Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Наиболее очевидный пример эмпатии – поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия – это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия – не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то»).

Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно исследуется в гуманистической психологии ипозитивной психологии.

В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как основа всех позитивных межличностных отношений. Карл Роджерс, один из основных вдохновителей гуманистической психологии и основатель клиент-центрированной терапии, определяет эмпатию как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы"». Эмпатическое понимание, когда терапевт передает воспринятые содержания клиенту, Роджерс считает третьим по важности условием клиент-центрированной терапии, тесно взаимосвязанным с двумя другими – подлинностью, конгруэнтностью терапевта, когда последний «является самим собой в отношении с клиентом», открыт по отношению к своему внутреннему опыту и выражает клиенту то, что действительно испытывает, а также с безусловным позитивным отношением психотерапевта к клиенту.

В позитивной психологии эмпатия – одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища» (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Причем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других – в этом случае дети с бóльшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.

Серия исследований, проведенных Д.Бэтсоном и его коллегами, убедительно демонстрирует, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему

Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В этой связи Р.Бар-Он и С.Стайн и Г.Бук задались вопросом, почему одни люди, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, часто добиваются меньших успехов в жизни, чем обладатели более скромных умственных способностей. В 1996 они представили научному сообществу тест-опросник для оценки «эмоционального интеллекта» (EQ Inventory) и результаты произведенных по всему миру с помощью него измерений. Было установлено, что, действительно, существует положительная связь между эмоциональными способностями и уровнем достижений, что расовых различий в эмоциональных способностях нет и что их, как и другие способности, можно развивать. Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности.

Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме, структуре, функциям, процессам и т. д.

В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов.

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе "вживания" в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д.

Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров "здравого смысла" и отысканию оригинальных идей. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии. Так, Гюстав Флобер говорил: "Мадам Бовари - это я!" А. М. Горький в статье "О том, как я учился писать", адресованной начинающим писателям, характеризуя творческий процесс, особое внимание уделял воображению и эмпатии: "В борьбе за жизнь... и истинную самозащиту природа развила в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Познание – это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание - есть мышление. Воображение тоже в сущности своей мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, "художественное", можно сказать, что воображение – это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения. Мы читаем и слышим: "ветер плачет", "стонет", "задумчиво светит луна", "река нашептывала старинные былины", "лес нахмурился", "волна хотела сдвинуть камень, он морщился под ее ударами, но не уступал ей", "стул крякнул, точно селезень", "сапог не хотел влезать на ногу", "стекла запотели", - хотя у стекла нет потовых желез".

Все это делает явления природы как бы более понятными для нас и называется "антропоморфизмом", от греческих слов: "антропос" - человек и "морфе" - форма, образ. Здесь мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества, воображает, вносит их всюду: во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи. Есть люди, которым кажется, что антропоморфизм неуместен и даже вреден, но они сами часто говорят: "мороз щипал уши", "солнце улыбалось", "наступил май" или "дождь идет", хотя дождь не обладает ногами, "погода подлая", хотя явления природы не подлежат нашим моральным оценкам.

Уровни эмпатии

Очевидно, что разные типы личности имеют разную степень склонности к эмпатии, в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы один из партнеров, надежды на гармонизацию отношений больше. Когда не талантливы оба партнера - шансов на это меньше. Правда, в этом случае партнеры могут пойти по пути наименьшего сопротивления - замкнуться в себе и тем самым обеспечить бесконфликтное существование. Но это только временное решение проблемы, ведь непонимание другого - это своего рода бомба замедленного действия.

Эмпатия - это дар, предполагающий наличие развитой функции этики, гармонизирующей формы личности, свойств меланхолического темперамента и высоких моральных принципов. Доминантные и творческие личности чаще всего имеют среднюю степень эмпатии, но больше она выражена у тех из них кто имеет развитую функцию этики. Наименьшей степенью эмпатии обладают логически мыслящие типы в нормирующей форме личности.

Психологами выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.

 


 

Глава 1.3 Типы эмпатии

Очевидно, что разные типы личности имеют разную степень склонности к эмпатии, в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы один из партнеров, надежды на гармонизацию отношений больше. Когда не талантливы оба партнера - шансов на это меньше. Правда, в этом случае партнеры могут пойти по пути наименьшего сопротивления - замкнуться в себе и тем самым обеспечить бесконфликтное существование. Но это только временное решение проблемы, ведь непонимание другого - это своего рода бомба замедленного действия.

Эмпатия - это дар, предполагающий наличие развитой функции этики, гармонизирующей формы личности, свойств меланхолического темперамента и высоких моральных принципов. Доминантные и творческие личности чаще всего имеют среднюю степень эмпатии, но больше она выражена у тех из них кто имеет развитую функцию этики. Наименьшей степенью эмпатии обладают логически мыслящие типы в нормирующей форме личности.

Несмотря на общую для логиков тенденцию иметь нормирующую психоформу, часто встречаются так же и этики, имеющие смесь гармонизирующей и нормирующей психоформ. Иногда бывает трудно сразу определить, какая из них доминирует.

Способность типов к эмпатии во многом предопределена их социальными и внутриквадральными ролями. У "гармонизаторов" квадры, она будет гораздо выше, чем и "лидеров"

Внутриквадральные роли типов и их склонность к эмпатии:

Если проранжировать социотипы по их склонности к эмпатии, на первом месте по способности к ней будут гармонизирующие варианты таких типов личности: в первой квадре это Посредник, во второй - Лирик, в третьей - Хранитель, в четвертой - Гуманист, обладающий самой высокой степенью эмпатии среди всех перечисленных интровертных этиков. Это - группа социотипов, выполняющих роль ГАРМОНИЗАТОРОВ в своих квадрах.

Экстраверты часто выступают не только как творцы, но и как разрушители отношений. Особенно это относится к таким иррациональным этическим типам как Политик и Вдохновитель. Коммуникатор и Наставник тоже достаточно нетерпеливы и эмоциональны, хотя часто стремятся сохранить отношения. Это - группа эмоциональных СТИМУЛЯТОРОВ квадры. Их степень эмпатии может быть высокой, но они очень зависят от своих настроений. Наставник и Вдохновитель, могут приносить в жертву высоким идеалам не только свои интересы, но и интересы близких. Им больше присущ глобальный гуманизм, желание принести пользу не единицам, а многим.

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, дуальных, зеркальных и активационных отношениях, образуют квадру. У всех ТИМов квадры полностью пересекаются основные личностные аспекты (также называемые квадральными ценностями) (по модели А они занимают позиции базовой, творческой, внушаемой и активационной функций), делая общение внутри квадры максимально комфортным и неконфликтным.

§ 1 квадра — «альфа» — Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер

§ 2 квадра — «бета» — Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин

§ 3 квадра — «гамма» — Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер

§ 4 квадра — «дельта» — Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен

 

В каждой квадре, кроме гармонизаторов, стимуляторов и совершенствователей, есть ЛИДЕРЫ, управляющие людьми. Лидеры квадр имеют сочетание сенсорного (реалистического) мышления и экстравертных качеств. Ориентированные на выполнение задачи, они меньше склонны считаться с личными факторами. Если ранжировать их по степени способности к эмпатии, наиболее способен к ней Экспериментатор (третья квадра), в четвертой квадре это Управляющий, затем - Новатор, (первая квадра), во второй квадре - Лидер. Всем этим типам свойственно сочетание доминантной формы личности с нормирующей. Доминантная форма личности придает им порой гибкость в общении с людьми и желание их понять для более эффективного руководства.

В каждой квадре есть типы, выполняющие роль СОВЕРШЕНСТВОВАТЕЛЕЙ деятельности квадры. Для этой роли больше подходят типы, имеющие нормирующую форму личности и, следовательно, наименьшую степень эмпатии.

В 1-й квадре - Просветителей, это Аналитик. Кроме нормирующей, у него также бывает развита творческая форма личности, соответствующая социальной миссии этой квадры. Он выступает в роли создателя и совершенствователя различных подходов и новых знаний. Его способность к эмпатии незначительна, так как он больше ориентирован на выполнение своих планов.

Во 2-й квадре это Инспектор, выполняющий социальную миссию квадры Воплотителей в качестве стабилизатора и исполнителя благодаря своей настойчивости и аккуратности. Развитые волевые качества сообщает ему нормирующе-доминантная форма личности. В этой группе его склонность к эмпатии выражена наименее ярко, что делает его достаточно неуступчивым человеком.

В 3-й квадре - Реформаторов, роль стабилизатора выполняет Критик, сочетающий нормирующий и творческий подходы. Он выполняет роль исполнителя миссии квадры - эксперта, а так же - стабилизатора достижений. Как иррациональный тип, он меньше зависит от своих установок, благодаря чему может больше проявлять гибкость и внимание к проблемам других.

В 4-й квадре - Совершенствователей, это Мастер, замыкающий процесс социального развития, отбирающий и совершенствующий все самое ценное, достигнутое предшественниками. Для этой роли также необходимо творческое начало. Поэтому, Мастер часто имеет сочетание нормирующей формы личности с творческой, помогающей соединить в одно целое противоречивые, но ценные наработки предыдущих квадр. Развитая сенсорика придает ему черты доминантной формы личности.

В этой группе социотипов Мастер обладает самой высокой степенью эмпатии. Критик тоже старается проявлять чуткость и глубину понимания, но из-за развитого критицизма может порой делать неверные выводы о людях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: