Теоретическое занятие (лекция) №2
План:
1. Основные законодательные, правовые и нормативные документы МЗ РФ по организации деятельности участковой медицинской сестры.
2. Организация приема и участие в лечебном процессе в поликлинике участковой медицинской сестры в повседневной деятельности и неотложных состояниях.
3. Методы медицинского обслуживания и ухода за пациентами, нуждающимися в оказании медицинской помощи на даму.
4. Профилактика инфекционных заболеваний и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.
5. Участие медицинской сестры в организации диспансеризации и динамического наблюдения определенных категорий населения участка.
6. Подготовку пациентов к диагностическим исследованиям при различных заболеваниях.
7. Консультации больных и членов семьи по вопросам профилактики заболеваний, дието- и фитотерапии.
8. Ведение медицинской учетно-отчетной документации.
Сестринское дело достаточно сложный процесс, есть несколько моделей сестринского дела, но все они исходят из понимания основных принципов – определение потребностей пациента и роли медсестры в осуществлении сестринского дела.
Медицинская сестра должна знать принципы диагностики наиболее распространенных заболеваний и методы лечения, владеть знаниями современных технологий сестринского дела и планировать сестринские вмешательства при различных состояниях. Планирование – это документирование конкретных ожидаемых результатов сестринского вмешательства.
Суть планирования заключается:
- в определении совместно с пациентом проблем, прежде всего, надо выделить приоритетные проблемы;
- в определении объема сестринских вмешательств, необходимых для достижения целей по каждой проблеме;
- в определении продолжительности сестринского вмешательства.
Цель сестринского вмешательства – чего хотят добиться пациент и медицинская сестра в результате реализации плана сестринского дела.
Участковая медицинская сестра в своей повседневной деятельности осуществляет:
- зависимые – действия медсестры, выполняемые по назначении врача и под его а наблюдением;
- независимые – сестринская деятельность осуществляемая по собственной инициативе в рамках своих знаний и по доврачебной медицинской помощи, профилактике распространения инфекционных болезней, ухода за тяжелыми пациентами, обучение родственников навыкам ухода и участие в консультировании пациента и родственников по вопросам диеты, фитотерапии и т. д.
- взаимозависимые – подготовка к лабораторным и инструментарным методам исследования, обучение членов семьи простейшим методам физиотерапии в домашних условиях и др.
Реализация плана – сестринских вмешательств, предполагает координацию действий медсестры в зависимости от конкретных ситуаций.
Для достижения целей в конкретный условиях нужны глубокие знания медицинской сестрой типичных проявлений того или иного заболевания, основные симптомы и синдромы, чтобы организовать сестринское дело по современным алгоритмам для восстановления и укрепления здоровья пациента, помочь осуществить самоуход или облегчить страдание больного.
В каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении на основании типовых (утвержденных приказом № 541 от 23 июля 2010 г. Минздрава РФ) разработаны и утверждены функциональные обязанности (должностная инструкция) участковой медсестры (терапевта, педиатра), ознакомившись с которым медсестра подписываясь, обязуется выполнять эти обязанности своевременно и качественно. Для центров общей (семейной) врачебной практики такие обязанности и порядок организации деятельности медицинской сестры врача общей (семейной) практики утверждены в приказе МЗ РФ №350 от 20. 11.2002 г.
Приказом МЗ РФ №255 от 22.11. 2004 г. Также утверждена медицинская документация (учетно-отчетная форма) и порядок оказания первичной медико-социальной помощи гражданам.
Медицинская сестра участковая
Должностные обязанности. Организует амбулаторный прием врача-терапевта (педиатра) участкового, обеспечивает его индивидуальными картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготавливает к работе приборы, инструменты. Формирует совместно с врачом-терапевтом (педиатром) участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных. Осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке. Проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью результатов в медицинской карте амбулаторного больного. Проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни. Осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в школах здоровья. Изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий. Организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому. Оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому. Оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения, по медицинским показаниям. Проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке. Оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу, а также заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение. Взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями. Совместно с органами социальной защиты населения организует медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Принимает участие в анализе состояния здоровья обслуживаемого населения и деятельности врачебного (терапевтического) участка. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельности медицинских организаций; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии й санологии; основы диетологии; основы диспансеризации; социальную значимость заболеваний; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Сестринское дело в педиатрии", "Общая практика" без предъявления требований к стажу работы.
Исходя из функциональных обязанностей (а на практических занятиях вы ознакомитесь с ними подробно), мы остановимся на некоторых из них.
Итак: участковая медсестра:
1. Должна подготовить прием врача, это означает:
- подготовку рабочего места, приборов, инструментария (например тонометр, весы, шпатели и др.);
- подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного (явившегося на повторный или диспансерный осмотр, профилактический осмотр, амбулаторные карты повторных больных хранятся в кабинете врача-терапевта, на диспансерный и профосмотр их необходимо взять из регистратуры).
Первичные больные предупреждаются участковой медицинской сестрой при записи к врачу самостоятельно принести карты и талоны амбулаторного пациента из регистратуры;
- в кабинета врача должны быть приготовлены бланки рецептов, направлений на консультацию (узких специалистов, других специалистов областного, краевого уровня), другие бланки медицинских статистических документов;
- подготовить больного к амбулаторному приему (измерить АД, термометрию, антропометрию, пихфлуометрию и другие медицинские исследования и манипуляции в пределах своей компетенции или по поручению врача;
- своевременно получать результаты обследований пациента и расклеивать их по амбулаторным картам;
- заполнить карты экстренного извещения, направления на лечебно-диагностические исследования, помогать в заполнении санаторно-курортных карт, делать выписки из амбулаторных карт, вносить в прививочную карту и карту диспансерного наблюдения даты осмотров, данные по обследованию больного и выполненные прививки;
- проводить забор материала на бактериологическое исследование в соответствии с назначением врача.
На практическом занятии и в последующих лекциях будут конкретно разработаны объемы профилактической работы медицинской сестры (диспансеризация, профосмотры, иммунизация, реабилитация).