А) О том, что верующие увидят Аллаха в Судный День (определение, мазхабы людей в вопросе, доводы приверженцев Сунны).




Б) Доводы му'тазилитов на то, что Всевышнего невозможно увидеть глазами и их опровержение.

В) Позиция матуридитов в вопросе видения Аллаха Его рабами и ее опровержение.

[Конец примечания].

 

 

О предопределении.

 

Аль-Кадару (предопределение) и Аль-Кадáу (судьба)

 

«Раздел о предопределении».

 

(Пояснение Руслана):

У слова «аль-къада» есть несколько значений в Коране:

Во-первых, «аль-къадр аль-хукми аллязи ля йюрад» - судейский приказ, который не отвергается, то есть когда приходит судья и судит между двумя сторонами, отдает какой-то приказ и говорит: «этот человек прав, этот не прав, это его право, это не его право» и так далее. это называется в шариате «аль-къада» - суд, то есть, когда один рассуживает между двумя, используется слово «аль-къада». Всевышний Аллах говорит: «Затем они не найдут внутри себя тягости от того, что ты их рассудил» (Сура ан-Ниса, 65), слово какое использовано, «къадайд», здесь не имеется в виду рассудил.

 

Во-вторых, «аль-амр аль-кауни» - приказ бытовой, имеется ввиду, что Всевышний Аллах приказывает что-то и оно случается тоже называется «къада». Всевышний Аллах приказывает этому родится этому умереть, этому женится, этому развестись и так далее, это что, приказ «къауни», приказ в бытие.

 

В-третьих, «амрун ат-ташри`и» - приказ шариатский, третье «амрун ат-ташри`и». Есть разница между приказом в бытие и между приказом в шариате. Всевышний Аллах приказывает что-то в шариате и оно может случится, а может не случится, например Всевышний приказывает неверующему принять ислам, и неверный может принять Ислам, а может и не принять.

А что касается «амр кауни», приказ в бытие, то оно непременно случается, чтобы Всевышний не приказал, оно непременно происходит

Приказ в шариате, как сказал Всевышний Аллах: «И приказал твой Господь, чтобы никто не поклонялся никому, кроме Него», здесь нельзя сказать «предопределил», потому что, если бы Всевышний это предопределил не было бы на земле ни одного неверующего, здесь под словом «къада» имеется ввиду «амр ат-ташри`и» - приказ шариатский, то есть Всевышний Аллах отдал приказ в шариате, чтобы никто не поклонялся никому кроме Него, как мы говорили, это либо случается, либо не случается

 

В-четвертых, «аль ихбар уаль `илям», - сообщение или извещение о чем-либо, как Всевышний сказал: «И мы известили или сообщили бану исраиль (народу исраиля) в их книге, то есть в книге, то что они будут или произведут нечестие на земле дважды и возвысятся на земле великим возвышением» имеется ввиду возгордятся, это что, «ихбар уа и`лям» - извещение или сообщение. «Уа къадайна», мы «къада» сделали бану исраилю, что произойдет так то и так то, имеется в виду известили их об этом сообщили им в книге, что произойдет с ними.

 

В-пятых, «атамма уа анджаза », «къада», то есть «фи`аль», глагол «къада», что такое «къада», то есть довел до совершенства или выполнил, где Всевышний говорит: «Уа ля киллиякъдия Ллаху амран, канна маф`уля» - «но это для того, чтобы довел Всевышний Аллах Свое дело до конца», то есть «лиякъдия» здесь в смысле, что бы Он довел до конца или до совершенства Свой приказ или Свое дело.

Вот эти вот пять значений слова «аль-къада».

 

Есть разногласия между учеными ахлю сунна есть ли какая-либо разница между «къада» и «къадар» или это одно и тоже.

 

Первое мнение то, что «къада» и «къадар» нет между ними ни какой разницы, то есть къада это и есть къадар, къадар это и есть къада, это мнение ибнуль Къайима и еще целой группы обладателей знания из приверженцев сунны.

 

Второе мнение, то, что разница есть, то что къада это одно, а къадар это второе.

Къадар это то, что происходит до творения чего-либо. Предписание вещи бывает у нас как, то, что Всевышний Аллах предопределяет вещь, разделяется на две стороны: 1 творения этой вещи, 2 и то, что после творения этой вещи.

 

То, что до творения вещи называется – къадар, то есть Всевышний предопределил.

А когда это уже происходит, это къада, то есть непосредственное совершение этого творения, так вот, второе мнение, то что къада и къадар различаются по этому признаку, то что къадар – это предопределение в смысле еще до творения, до того, как это произошло называется, къадар.

Допустим завтра произойдут какие-то события, завтра еще не наступило, но эти события уже предписаны Всевышним Аллахом, Он их знает и Он их предписал у Себя, то есть написал это, но этого еще не пожелал и еще не сотворил, так вот, то, что Аллах знал и предписал это называется къадар у сторонников второго мнения.

А когда эти события уже начнут происходить, это то, что Всевышний их пожелал, чтобы это случилось, и что сделал, халякъа - сотворил это, так вот, когда непосредственно Всевышний Аллах это желает и творит это уже къада, то есть само непосредственно творение этого, того, что Он предопределил в вечности когда-то, до этого.

 

И сердце больше склоняется к тому, что второе мнение более правильное, то есть разница в арабском языке и в шариате между этими двумя словами, къада и къадар.

И эти два слова из того правила что когда они приходят по отдельности, они включают в себя и къадар и къада, то есть если ты говоришь къада, туда входит и къадар и къада, то есть полное предопределение во всех его четырех ступенях. Тоже самое, если приходит отдельно къадар, туда входит не только первые две ступени, но и вторые две ступени, то есть все четыре ступени входит, но если они приходят в одном предложении вместе, слово къада и къадар, то къадар это то что до творения, а то, что происходит во время творения это уже къада.

 

Вопрос: «А какой довод…».

Ответ Руслана: «Основывается на различие в арабском языке, то есть в арабском языке есть разница между къада, которая означает непосредственное совершение чего-либо и къадар, которая означает предопределение чего-либо».

Вопрос: «есть же разница между люгъа (языком) и шарри (шариатом)».

Ответ Руслана: «Да, поэтому мы говорим то, что сторонники второго мнения, основываясь на арабский язык, то что в арабском языке есть разница между этими двумя понятиями и раз Всевышний Аллах и Его посланник используют оба этих понятия, а не ограничиваются использованием только одного, соответственно между ними есть разница, но когда эти сторонники второго мнения увидели то, что эти слова, которые используются, если они используются по отдельности, то несут оба значения, то сказали, когда они используются по отдельности, то они несут как значение къадар так и къада, если слово къада используется отдельно от слова къадар, то есть приходит одно слово в аяте, то оно несет в себе и значение и къадар и къада. Но если они вместе приходит, то непременно должна быть разница.

Раз Всевышний Аллах или его Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам) упоминают где-то в контексте оба эти слова вместе, то это указывает на, то между ними есть разница, если бы никакой разницы между ними не было и оба этих слова несли абсолютно два одинаковых значения, то не было бы смысла упоминать оба слова в одном месте. Поэтому говорят, непременно есть, значит, разница, а какая разница? То есть, основываясь уже на арабский язык вывели то, что видимо разница между этими двумя словами вот такая (которую упомянули выше)».

Вопрос: «Хадис нам приходит же: «…Къадару-Ллаhу ва ма ша-а фа’аля». «Это предопределено Аллаhом, и Он сделал, что пожелал».

Ответ Руслана: «Потому что, слова Къадару-Ллаhу ва ма ша-а фа’аля, то есть «предписал Всевышний Аллах и сделал то, что Он захотел», здесь слово къаддара приходит одно, без слова къада, то есть несет в себе значение къаддара и къада вместе, это правило вот так вот нами используется».

(Конец слов Руслана).

 

Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси:

«И один из Атрибутов Всевышнего Аллаха то, что Он делает то, что захочет, не бывает ничего в этом бытие, кроме как по Его Ираде (по Его Желанию или по Его Воле)».

(Пояснение Руслана):

Аль-Ирада (Воля или Желание Всевышнего Аллаха) бывает «кауния» и бывает «шара`ия».

Аль-кауния, то есть Воля или Желание Всевышнего Аллаха в бытие, имеется ввиду то, что Всевышний Аллах желает чтобы что-то произошло в бытие, кто-то родился, кто-то умер, кто-то женился, кто-то развелся, кто-то стал счастливым, кто-то стал несчастным, кто-то был красивым, кто-то нет, кто-то был высоким, кто-то был коротким и так далее, то есть это все Желание Всевышнего Аллаха в бытие, чтобы происходили определенные действия в этом нашем бытие.

В шариате «Ирада кауния» – называется «машия». «И вы не захотите этого, кроме как захочет этого Всевышний Аллах» то есть наше желание следует за желание Всевышнего Аллаха субхана уа Тааля.

Слово «машия» в шариате, когда ты увидишь «шаа» или «машия» - захотел, пожелал, имеется ввиду пожелал в бытие.

 

«Аль-Ирада аш-шар`ия» - по другому она называется просто «Ирада». То есть если ты увидишь слово машия имеется ввиду кауния – в бытие, если ты увидишь слово Ирада, то чаще всего под этим подразумевается Воля Всевышнего Аллаха в шариате, так, вот, какая разница между двумя этими желаниями, то что Желания Всевышнего Аллаха в бытие непременно случается, то есть чтобы Всевышний Аллах не пожелал в этом бытие, оно непременно происходит, никто не может этого запретить или не позволить, и наоборот, то что Всевышний Аллах не захочет, чтобы оно произошло в этом бытие, оно никак не произойдет, кто бы этого не захотел кроме Него, а что касается Воли Всевышнего Аллаха в шариате, то оно иногда бывает иногда не бывает.

И поэтому «ирада шара`ия» это то что Всевышний Аллах «ахабба», захотел, пожелал, что бы какой-либо неверующий стал верующим, это в шариате, но если этот неверующий не стал верующим, это желание Всевышнего Аллаха в бытие, то есть Всевышний Аллах желает в шариате, чтобы человек стал верующим, но это может произойти, а может не произойти, если это произойдет, то здесь совпало желание Аллаха в шариате, с желанием в бытие, и действительно человек стал верующим. Если же этот человек не стал верующим, а так и продолжил оставаться на своем неверии, то здесь шариатское желание не совпало с бытовым желанием Всевышнего Аллаха, то есть Всевышний пожелал в шариате, чтобы человек стал неверующим, в смысле это полюбил, этого приказал и этого захотел, но в бытие Сам же Всевышний Аллах это не предписал, то есть этого не захотел чтобы это случилось в бытие. Это разница между двумя ирадами, между двумя желаниями, желание бытовое и желание шариатское.

(Конец слов Руслана).

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Аль-Кадар – это все, что Всевышний Аллах изначально предопределил для Своих творений, основываясь на Свои знания предшествующие этому.

 

Аль-Кадáа – это все то, что осуществил Аллах относительно Своих творений, будь то их создание, уничтожение или изменение. В русском языке на это значение указывает слова «судьба».

 

Разница между предопределением и судьбой.

 

Ученые определили разницу между понятиями «предопределение» и «судьба», сказав что «предопределение» – это предначертание Всевышним того что будет, до того, как оно сбудется, а после того, как это предначертание сбывается, оно называется судьбой.

Для того чтобы лучше постичь разницу между ними, Абу Хáтим привел следующий пример: предопределение подобно действиям портного, которыми он определяет размеры одежды. Он отмеряет ее размеры до начала кройки, где-то прибавляет, а где-то убавляет. Когда же он раскроит ее, то он уже вступил в стадию исполнения, и время мерки уже позади. Таким образом, мы видим что предопределение предшествует исполнению судьбы. Ибн аль-Асúр сказал: «Предопределение и судьба – это два понятия, неразрывно связаные друг с другом, потому что одно из них – предопределение – является основой, а другое – судьба – является строением. А кто хочет разделить их, тот желает разрушить и повредить это строение». (Из книги Усýлуль-Имáни фú давъиль-Китáби вас-Суннати)

[Конец примечания].

 

«И ничего не выходит из Его Воли. И нет в этом бытие ничего, что вышло бы из Его предопределения или произошло бы без его управления».

 

Это ответ тем, которые говорят: «Всевышний Аллах творит только добро, но не творит зло, если мы скажем, что Всевышний творит зло, значит Он не справедливый». Это мазхаб более умеренных «Кадаритов» которые не вышли из Ислама. Другие къадариты вообще говорят: «Всевышний даже не знает, что происходит пока это не произойдет», эти неверующие, вторые говорят то, что Всевышний знает что происходит, но Он творит добро, а зло Он не творит, зло творят люди сами, и это слово не является неверием, но является глубоким заблуждением и результат этого слова, то что в этом бытие есть миллиарды творцов, первый, Который творит добро, это Одни Всевышний Аллах, а те, которые творят зло, это каждый человек по отдельности, то есть очень много творцов, кроме Всевышнего Аллаха получается, и поэтому они даже хуже, чем огнепоклонники, которые говорят: «есть Бог света и есть бог мрака». Бог света, это тот, который творит добро, а Бог мрака это тот который творит зло, исходя из этого, у огнепоклонников есть два божества, точнее два творца, а у къадаритов, то есть результат их слов то, что у них много творцов, а не только два.

(Конец слов Руслана).

 

«И невозможно то, чтобы не произошло то, что предопределено.

(Нет у тебя выхода, невозможно, чтобы не произошло то, что Всевышний предопределил, если Всевышний что-то предопределили в этом бытие, оно непременно произойдет «ля ма хида» то есть «нет от этого спасения», то есть никуда ты не можешь от этого убежать).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: