Тренинг № 7. «Умение руководить. Создание команды»




Лидер – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.

Лидерство – это умение побудить субъект сделать что-то так, чтобы он этого захотел, и в итоге была достигнута цель, поставленная лидером. Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним. Допустим, лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель. Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели. Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, народ просто не пойдёт. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих.

Классификация лидерства
По содержанию Лидер – вдохновитель Лидер – исполнитель Деловой лидер Эмоциональный лидер
По стилю руководства Авторитарный Демократический

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

Любая социальная группа в той или иной мере связана с проблемами лидерства или руководства. Несмотря на различие понятий «руководитель» и «лидер», большинство исследований по проблемам управления идут в контексте общих теорий лидерства, где под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер - в системе неформальных отношений, а руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы. В то же время выделяют два аспекта власти - формальный и психологический, в зависимости от ориентации лидеров и руководителей.

Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. Руководство, таким образом, всегда содержит правовую основу в отличие от лидерства. Инструментальный руководитель - это руководитель, ориентированный на задачу, а психологический руководитель - на людей и их интересы. Вполне понятно, что большинство руководителей сочетают в своей деятельности и то, и другое.

Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Авторитет - это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. В широком смысле под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние, в узком - одна из форм осуществления власти. Все харизматические личности были, безусловно, авторитетны. Можно определить авторитет и как признание данного человека другими людьми.

Существуют разные типы авторитета, в зависимости от способов его достижения. Чаще других выделяют подлинный и ложный. Подлинный авторитет человека является прямым следствием его деятельности и отношений с другими людьми. Ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми (формальной или неформальной) посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр (как их понимал Э.Берн), т.е. действий со скрытыми мотивами и т.д. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей, но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным, поскольку явные манипуляции скрыть крайне трудно.

Команда-группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами.
Командой считается группа людей от 5 до 10 человек. Реже от 10 до 20.

В каждой команде есть лидер, который должен обладать рядом качеств:
• ответственность;
• сонастроенность с другими людьми и умение выстраивать эффективные взаимоотношения;
• уравновешенность;
• умение вести за собой;
• контроль над своими эмоциями;
• четкое построение планов и задач;
• умение работать в команде.
Для успешной командной работы, нужны определенные принципы работы:
1. В команде все должны что-то делать. Не должны присутствовать фразы "я не хочу", "я не буду". Важен не только результат, но и процесс.
2. Всё происходящее в нашей команде, зависит от каждого из нас.
3. Каждому из нас "не всё равно". Каждый должен проявить какой-либо интерес к работе команды.
4. Если ты в команде, значит ты идёшь до конца.
5. Если тебе трудно и ты не знаешь, как поступить, найди человека в команде, который сможет тебя выслушать и помочь. Обратись к лидеру команды.
6. Учись не только говорить, но и слушай остальных.
7. Высказывай свою точку зрения.
8. «Каждый из нас важен». Ни один отдельно взятый член команды не имеет столько же знаний и опыта, как вся команда в целом. Поэтому важно, чтобы члены команды выслушивали мнения других, учились у своих коллег и уважали друг друга.
9. Важно, чтобы члены команды не отделялись от группы и не следовали собственным принципам, основываясь на том, что они сами считают лучшим. Вместо этого, они должны работать на успех команды в целом.
Способность каждого человека работать в команде – одна из важнейших составляющих успешности в целом.
Если мы хотим добиться успеха в команде, нужно:
1)иметь хорошие, дружеские отношения
2)относиться с пониманием и уважением друг к другу
3)поддерживать и помогать друг другу в сложных ситуациях
«Никто из нас так не умен, как все мы вместе» — Кен Бланшар.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: