День памяти - 24 СЕНТЯБРЯ (по нов. ст.)




ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

Семен Иванович Антонов - будущий Старец Силуан, родился в Тамбовской губернии в селе Шовском в крестьянской семье в 1866 г. О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: "...Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: "Ты, Иван Петрович, погорел", а он отвечает: "Бог даст, поправлюсь". Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: "Смотри, у нас воруют снопы", а он: "Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, - стало быть, у него нужда есть".

Отец его, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды он пригласил к себе некоего книгоношу, надеясь от него, как человека “книжного”, узнать что-либо новое и интересное. В доме гостю были предложены чай и еда. Маленький Семен с любопытством ребенка смотрел на него и внимательно прислушивался к беседе. Книгоноша доказывал отцу, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразили слова: “Где Он, Бог-то?” и он подумал: “Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога.” Когда гость ушел, то Семен сказал отцу: “Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет.” На это отец сказал: ” Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его”. Но ответ отца не изгладил из души мальчика сомнения.

Много лет прошло с тех пор. Семён вырос, стал большим здоровым парнем и работал неподалеку от их села, в имении князя Трубецкого. Работали они артелью, Семён в качестве столяра. У артельщиков была кухарка, деревенская баба. Однажды она ходила на богомолье и посетила могилу замечательного подвижника – затворника Иоанна Сезеновского (1791-1839). По возвращении она рассказала о святой жизни затворника и о том, что на его могиле бывают чудеса. Некоторые из присутствующих подтвердили рассказы о чудесах, и все говорили, что Иоанн был святой человек.

Слыша эту беседу, Семен подумал: “Если он святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле – искать Его”, и при этой мысли юное сердце загорелось любовью к Богу. И в ответ на эту светлую решимость Господь наделил его великим даром сердечной молитвы, о которой он с благодарением будет помнить всю жизнь. Тогда же появилось у него и

внутреннее влечение к монашеству.

--------------------------------------------------- ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ --------------------------------------------------- 2

Фото: https://www.zoovet.ru/petfoto.php?id= 16061&vid=450
Но Богу угодно было попустить Семену еще одно искушение: изведать общие грехи человеческие, которые в подчас чуть ли не считаются нормой: блуд, пьянство, кровавые драки. И хотя это был краткий момент в молодой жизни, но он заставил почувствовать ужас греха, и сказать о том людям. А само падение послужило к проявлению особой милости Матери Божией: в тонком сне он увидел, что змея через рот соскользнула внутрь его. Семен ощутил сильное омерзение и проснулся, и в это время услышал слова: "Ты проглотил змею во сне, и тебе противно, так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь". Семен никого не видел. Он слышал лишь произнесший эти слова голос, который по своей сладости и красоте был совершенно необычный. По несомненному убеждению старца - то был голос Самой Матери Божией. Чувство глубокого стыда и покаяния охватило душу юноши, и он решает уйти в монастырь.

Но еще суждено увидеть жизнь большого города, вступить в общение с разными людьми в разных обстоятельствах - он был призван на военную службу в Петербург (служил он в Лейб-Гвардии, в саперном батальоне).

В армии его очень любили как солдата всегда исполнительного, спокойного, хорошего поведения, а товарищи как верного и приятного друга; впрочем, это было нередким явлением в России, где солдаты жили очень по-братски.

Однажды, под праздник, с тремя гвардейцами того же батальона он отправился в город. Зашли они в большой столичный трактир, где было много света и громко играла музыка; заказали ужин с водкой и громко беседовали. Семен больше молчал. Один из них спросил его:

– Семен, ты все молчишь, о чем ты думаешь?

– Я думаю: сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться; так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?

Тогда другой сказал:

– Какой человек Семен! Мы слушаем музыку и веселимся, а он умом - на Афоне и на Страшном Суде.

Слова гвардейца о Семене: – “а он умом на Афоне и на Страшном Суде” – могут быть отнесены не только к тому моменту, когда они сидели в трактире, но и ко всему времени пребывания его на военной службе. Мысль его об Афоне, между прочим, выражалась и в том, что он несколько раз посылал туда деньги.

Однажды ходил он из Устижорского лагеря, где летом стоял их батальон, на почту в село Колпино, чтобы сделать перевод денег на Афон. На обратном пути, еще недалеко от Колпина, по дороге, прямо навстречу ему бежала бешеная собака; когда она совсем уже приблизилась и готова была броситься на него, он со страхом проговорил: “Господи, помилуй!.” Лишь только произнес он эту короткую молитву, как какая-то сила отбросила собаку в сторону, словно наткнулась она на что-то; обогнув Семена, она побежала в село, где причинила много вреда и людям, и скоту.

Этот случай произвел на Семена глубокое впечатление. Он живо почувствовал

-

----------------------------------------------- ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ ----------------------------------------------------- 3

близость хранящего нас Бога и еще сильнее прилепился к памяти Божией.

Не сторонясь людей, Семен, однако же, "умом был на Афоне и на Страшном Суде". Впоследствии старец говорил, что тот не рассеивается и не теряет мира в людской сутолоке, и даже в искушающих обстоятельствах, кто «не перестает любить народ» и не переставал за него молиться: "Господи, даруй мир Твой людям Твоим". Таким молитвенником был св. прав. Иоанн Кронштадтский, к которому едет по окончании службы Семен за благословением подвизаться на Афоне. Им движет вековая любовь русского народа к Уделу Божией Матери, стремление молиться за народ Божий на Святой Горе.

По молитвам праведника Семену после краткого отпуска домой, где он получает родительское согласие и завет односельчан хранить их в молитвенной памяти, удается добраться до Афона. В 1892 г. он становится послушником русского Пантелеимонова монастыря и смиренно подчиняется тысячелетней традиции: проходит различные трудовые послушания, участвует в долгих молитвенных бдениях в храме, часто исповедуется и причащается.

В самом начале молитвенного подвига он пережил искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келья его наполнилась странным светом, который пронизал даже и тело его так, что он увидел и внутренности свои. Помысел говорил ему: “Прими, – это благодать”, однако душа послушника смутилась при этом, и он остался в большом недоумении.

После видения странного света, стали ему являться бесы, а он, наивный, с ними разговаривал, “как с людьми”. Постепенно нападения усиливались, иногда они говорили ему: “Ты теперь святой,” а иногда: – “Ты не спасешься.”

Брат Симеон спросил однажды беса: “Почему вы мне говорите по-разному:

то говорите, что я свят, то, что я не спасусь?” Бес насмешливо ответил:

“Мы никогда правды не говорим.”

Монастырь Святого Великомученика Пантелеимона на Афоне Фото: https://www.mouzenidis-travel.ru/tour/palomnichestvo-sviatoi-afon-russkii-monastir-sbiatogo-velikomuchennika-panteleimona
Смена демонических внушений, то возносящих на “небо” в гордости, то низвергающих в вечную гибель, угнетала душу молодого послушника, доводя его до отчаяния, и он молился с чрезвычайным напряжением. Спал он мало и урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он в постель не ложился, но все ночи проводил в молитве или стоя, или сидя на табуретке. Изнемогая, он сидя засыпал на 15-20 минут, и затем снова вставал на молитву.

Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяния – росли, ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келье, в предвечернее время, подумал: “Бога умолить невозможно.” С этой мыслью он почувствовал

----------------------------------------------- ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ -------------------------------------------------- 4 Полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления

и тоски. В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа*.

Благодатные явления имели место у многих святых. На иллюстрации: симбирский помещик Николай Мотовилов (слева) свидетельствовал, что видел исхождение сияния от преподобного Серафима Саровского (справа). Рис.: https://www.pravoslavie.ru/58777.html
(* - Однажды на Силуана Афонского сошла благодать, как он это потом описывал: как будто радость в груди становилась все больше и больше. Однажды такое было с моим первым духовником (ныне покойным, протоиреем Виктором Сидориным – ред.), он тоже молился на коленях и на него сошла благодать, он объяснял это в современных терминах: как будто громкость в телевизоре становилась все громче, громче (!), ГРОМЧЕ (!!) И прп.Силуану и отцу Виктору казалось, что грудная клетка их сейчас не выдержит и разорвется от этой все возрастающей радости и благодати.

В случае с прп.Силуаном раздался Голос: «Хочешь ли ты еще?»

- Господи, - отвечал он, - я тогда просто умру…

И все прекратилось…

Как вы думаете: какие после этого он испытывал эмоции: радости или огорчения? Он три дня… плакал. И не представлял, как теперь без этого он сможет жить.

После этого он творил аскетические подвиги: проводил ночи почти без сна на молитве, очень строго постился и умолял Бога вернуть ему это ощущение благодати. Через некоторое время подвигов Бог возвращал ему это чувство». «И, - признавался преподобный Силуан, - единственный тщеславный или блудный помысел (даже не дело, а помысел, мысль! – ред.) и все снова исчезало». И так происходило с ним неоднократно – (прим.ред.)).

Старец постоянно вспоминал явление Господа и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: "Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить". "И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость".

Но у молодого и еще неопытного монаха Симеона продолжается самая трудная, самая сложная, самая тонкая брань со тщеславием. Молодой монах постепенно научается все более совершенным аскетическим подвигам, но свет благодати часто оставляет его, а бесы толпою окружают по ночам. Смена состояний, то некоторой благодати, то оставленности и демонических нападений, не проходит бесплодно. Благодаря этой смене душа Силуана пребывает в постоянной внутренней борьбе, бодрствовании и усердном искании исхода.

Прошло пятнадцать лет со дня явления ему Господа. И вот однажды,

----------------------------------------------- ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ -------------------------------------------------- 5 в одно из таких мучительных борений с бесами, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не удавалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклоны, но видит перед собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклона себе; келья полна бесов. Отец Силуан

снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца произносит молитву: “Господи, ты видишь, что я хочу молиться тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен делать я, чтобы они не мешали мне?” И был ответ ему в душе: “Гордые всегда так страдают от бесов.” “Господи, – говорит Силуан, – научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа.” И снова в сердце ответ от Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”.

Отныне душе его открылось не отвлеченно-интеллектуально, а бытийно, что корень всех грехов, семя смерти есть гордость; что желающий стяжать Бога должен стяжать смирение. Он познал в опыте жизни своей, что полем духовной битвы со злом является собственное сердце человека.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире, погибельное состояние которого ему открывалось в молитве его за "всего Адама", которую он со слезами возносил ко Господу каждую ночь десятки лет. Для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых, и за грядущих. В его молитве, выходившей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и не познавших Его. Для него было несносным сознавать, что люди будут томиться “во тьме кромешной”.

До конца своей жизни, несмотря на падающие силы, и на болезни, он сохранил привычку спать урывками. У него оставалось много времени для уединенной молитвы, он постоянно молился, меняя в зависимости от обстановки образ молитвы, но особенно усиливалась его молитва ночью, до утрени. Тогда молился он за живых и усопших, за друзей и врагов, за весь мир.

Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-х гг. XX века. Фото: https://www.k-istine.ru/sants/our_sants_siluan_afonskiy-05.htm
11/24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним.

В 1988 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых, как великого молитвенника за весь мир.

Немало верующих обращает свои молитвы к преподобному Силуану и получают поддержку и помощь в своих нуждах.

В частности, имеются многочисленные свидетельства того, что Господь, по молитвам преподобного Силуана Афонского, оказывает верующим особую помощь в умножении любви, примирении и умиротворении враждующих, утишении враждебности, освобождении от неверия, обращении заблудших и неверующих.

Источники: 1) Портал «Православие и мир» // https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-siluan-afonskijya-nikogda-ne-prixozhu-k-lyudyam-ne-pomolivshis-o-nix/ 2) https://silouan.narod.ru/texts/zhitie03.htm

3) https://vichuga-voskr.cerkov.ru/2015/09/23/prepodobnyj-siluan-afonskij-%E2%80%A01938/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: