Сестринское дело
УД «Гигиена и экология человека»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Составител(и)ь: Лобанова Елена Александровна
Преподаватель
Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДЕНО
Протокол от ______________№ Экспертным советом
Зав. кафедрой______________ Протокол от__________ № ____
Зав. кафедрой _____________ Председатель
_________________________ ____________________________
(Ф. И. О.) (Ф. И. О.)
Содержание
Пояснительная записка | 3-5 стр. | |
Тематика и задания для внеаудиторной работы студентов | 6-8 стр. | |
Литературные источники | 9-11 стр. | |
Критерии оценки самостоятельной внеаудиторной работы студента | 12-13 стр. | |
Приложение № 1 «Методические рекомендации» | 14-33 стр. | |
Приложение № 2 «Образец титульного листа» | 34 стр. | |
Приложение № 3 «Образец оформления презентации» | 35 стр. | |
Приложение № 4 «Задачи для самоконтроля» | 36 стр. |
Пояснительная записка
Целью методической разработки является оказание помощи студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по Учебной дисциплине «Гигиена и экология человека» в рамках подготовки к занятиям по гигиене. В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО.
Основная задача профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Самостоятельная работа является одним из видов учебной работы студентов в Медицинском колледже, ориентированной на поиск, углубление знаний, умений и овладения практическим опытом для будущей профессиональной деятельности.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная - самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная - самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Методическая разработка способствует повышению эффективности учебного процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса.
Общие цели проведения самостоятельной работы:
- формирование и развитие профессиональных и общих компетенций и их элементов (знаний, умений, практического опыта) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей;
- формирование компетенции поиска и использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
- формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
- развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.
Дидактические цели самостоятельной работы:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование общетрудовых и профессиональных умений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
- овладение технологическим учебным инструментом.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой учебной дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка обучающегося; контроль и оценка со стороны преподавателя.
Используемые формы организации учебной работы студентов при выполнении семестровых заданий способствуют развитию познавательной активности и навыков самостоятельной работы у обучающихся. формированию профессиональной компетентности, усилению личной ответственности студентов и выпускников Медицинского колледжа за свое образование.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Данные методические рекомендации разработаны Вам в помощь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Вам предложены виды самостоятельной работы для каждой темы, которые Вы можете самостоятельно выбрать, выполнить согласно требованиям и представить для контроля преподавателю. В ходе выполнения работы Вам помогут методические рекомендации (приложение 1), требования к оформлению (приложение 2).
Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностямсреднего профессионального образования предусматривают 50% из общего количества часов учебной дисциплины на самостоятельную работу студентов. Поэтому система обучения в колледже подразумевает значительную самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности е целью овладения теоретическими знаниями и закрепления их на практике.
Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Наличие положительной оценки по внеаудиторной самостоятельной работе необходимо Вам для получения зачета по учебной дисциплине. Поэтому своевременно выполняйте и предоставляйте на проверку преподавателю выполненные задания.
Если в процессе выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, Вы можете обратиться за помощью и консультацией к преподавателю для получения разъяснений.
Знания, которые Вы приобретаете в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые вы получаете во время аудиторного занятия. Самостоятельно можно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять временные границы для усвоения знания, творчески подходить к решению практических задач.
Желаю Вам успехов!
Тематика и задания для внеаудиторной самостоятельно работы
№Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Формы контроля |
Раздел №1 Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы. Тема 1.3 Основные положения гигиены (ОК 1-9, ОК11, ПК 2.1-2.3) | Подготовка доклада по истории развития гигиены за рубежом и в России. | Составить тезисы к докладу, ответить на вопросы по докладу. | |
Раздел№2 Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье. Тема 2.1 Атмосферный воздух, как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье. (ОК 1-9, ОК11, ПК 2.1-2.3) Тема 2.2 Вода и её составляющие, как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье» (ОК 1-9, ОК11, ПК 2.1-2.3) | Подготовка рефератов: - Состояние атмосферы г. Новосибирска; - Законодательство РФ по охране атмосферного воздуха; - Парниковый эффект; - Значение леса в природе и жизни человека Подготовка мультимедийной презентации на тему: «Основные принципы защиты воздушной среды» Подготовка рефератов: - Состояние водных ресурсов НСО; - Законодательство РФ по охране водоёмов. Федеральный проект «Чистая вода». Подготовка мультимедийной презентации «Основные принципы защиты водной среды» | Представление реферата, ответы на вопросы по теме реферата. Представление презентации Представление реферата, ответы на вопросы по теме реферата. Представление презентации | |
Раздел № 3 Гигиенические принципы рационального питания. Тема 3.1 Основы рационального питания (ОК1-14, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.3) | Подготовка сан. Бюллетеня: «Рациональное питание»; Подготовка беседы: «Лечебно-профилактическое питание больных с заболеваниями ЖКТ»; Подготовка конспекта: «Пищевые отравления микробной природы»; Составить алгоритм действий среднего медицинского работника при расследовании пищевого отравления | Представление санбюллетеня Представление беседы (и др. продуктов творчества) Ответы на вопросы по теме конспекта Взаимопроверка, решение задач по пищевым отравлениям | |
Раздел № 5 Гигиена труда и профессиональные заболевания. Тема 5.1 Гигиенические принципы организации труда. (ОК1-14, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.3) | Подготовка рефератов: - Гигиена труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения. - Профессиональные вредности в системе здравоохранения - Основные направленияпрофилактики производственного травматизма в МО Подготовка мультимедийной презентации на тему: «Принципы бережливого производства в здравоохранении» | Представление реферата, ответы на вопросы по теме реферата. Представление презентации |
Перечень рекомендуемой литературы:
- Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.Гигиена и основы экологии человека. – М.: Академия, 2008 -528с.
- Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б. Общая гигиена, санология и экология: Руководство для студентов факультета высшего сестринского образования медицинских вузов / Под ред. проф. Т.В.Рябчиковой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 224с.
- Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др.Гигиена: Учебник для вузов (под ред. Румянцева Г.И.). - Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ГЭОТАР МЕД, 2008 - 608 с.
- Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – М., 2008.-257с.
- Коробкин В.И. Экология: учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. 15-е, дополн. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602с.
- Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан. – Ростов н / Д: - Феникс, 2007. - 351с.
- Большаков А.М.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. - М.: Медицина, 2004
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.
- Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. Сохрани свое здоровье. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2007. - 32 с.
- Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. - Изд. 2-е из. и доп. - Казань: КМК, 2008. - 42 с.
- Алексеева Л.П. Обеспечение самостоятельной работы студентов / Алексеева Л.П., Норенкова Н.А // Специалист. - 2015 - №6.- 108-112 с.
- Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений / Аргунова Т.Г. - М.: НИЦ «Профессионал-Ф», 2016
- Кондауров М.Т. Самостоятельная работа студентов / М.Т. Кандауров// Профессиональное образование. - 2015 - №9.- 12-21 с.
- Рубаник А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г.Большаков, Н.Тельных // Высшее образование в России. -2015. -№ 6. - 120-124 с.
Нормативные и методические документы:
Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон РФ от 3 06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон РФ от 14 07 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 3.2.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации;
СанПиН 2.3.2.1324–03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;
СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;
СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
ГОСТ 30494-2011. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
Адреса в сети интернет:
1. | http://www. minzdrav. ru | Министерство здравоохранения Российской Федерации |
2. | https://www.uks.ru | Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации |
3. | https://www.vvho https://www.who.int/ru/ | Всемирная организация здравоохранения (рус.) |
4. | https://whodc. mednet. ru | Документационный центр ВОЗ при ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России |
5. | https://demoscope.ru | Демографический ежедневник |
6. | https://window.edu.ru | Единое окно доступа к образовательным ресурсам |
7. | https://www.rsl.ru | Российская государственная библиотека |
8. | https://www.studmedlib.ru | Научная электронная библиотека для студентов |
9. | https://elibrarv.ru | Научная электронная библиотека |
10. | https://www.e. lanbook.com | Научная электронная библиотека |
11. | https://www.mkb-10.com | Международная классификация болезней |
12. | http: / /www. соnsu1tant. ru | Консультант Плюс |
13. | https://www.uarant.ru | Интернет-версия системы «Гарант» |
14. | https://bibliofond.ru | Электронная библиотека студента |
15. | https://manvreferats.ucoz.ru | Электронная библиотека студента |
16. | https://referat.co | Электронная библиотека студента |
17. | https://5ballov.qip.ru/referats | Электронная библиотека студента |