Военная летопись моей семьи




Миллионы советских людей по зову сердца и по призыву Родины героически сражались с врагом, отстаивая в жестоких боях каждую пядь своей земли. Восстановить картину далеких лет сейчас возможно только по фильмам, книгам, и уже, к великому сожалению, реже – по словам очевидцев и участников тех незабываемых событий. Тема войны не обошла стороной и мою семью. Военная биография моего прадеда, по маминой линии, Землянова Якова Георгиевича напрямую связана с фронтовыми лишениями, потерей однополчан, слезами радости за уцелевших в очередном бою, за таким трудом доставшуюся победу.

Мой прадед Землянов Яков Георгиевич родился 11 апреля 1915 года в Западно-Казахстанской области в Казталовском районе в селе Русская Таловка. Окончил два класса школы в селе Русская Таловка. Служил в рядах Красной Армии с октября 1937 по октябрь 1939 года. В августе 1941 года призван в ряды действующей армии. Из семьи прадеда на фронт ушло трое мужчин: мой прапрадед Землянов Георгий Петрович 1896 года рождения, он служил санитаром, погиб 28 сентября 1943 года, похоронен в братской могиле в селе Самарка Днепропетровской области на Украине и брат Землянов Павел Георгиевич, место его гибели мне неизвестно.

Мой прадед служил в 22 Гвардейском кавалерийском полку в должности водителя, военную присягу он принял 15 октября 1941 года. Этот кавалерийский гвардейский полк входил в состав 5-ой гвардейской кавалерийской дивизии – это Бессарабско-танненбергская кавалерийская дивизия, гвардейская ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова, им. Г. И. Котовского. Сформирована в ноябре 1922 года. За проявленные героизм, отвагу и мужество личного состава, организованность и умелое выполнение боевых заданий 25 декабря 1941 была преобразована в 5-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию. Успешно вела боевые действия дивизия в составе 3-го кавалерийского. корпуса в битве под Сталинградом. Дивизией командовал генерал-майор Н. С. Чепуркин (янв. 1942 — до конца войны). Кавалерийские корпуса сыграли в наступательной фазе Сталинградской битвы роль, которую сложно переоценить. В любой операции на окружение требуется не только отрезать путь к отступлению и линии снабжения окружаемым, но обеспечить внешний фронт кольца. Если не создать прочный внешний фронт окружения, то ударами извне (обычно внешний обвод механизированными соединениями) противник может деблокировать окруженных, и все наши труды пойдут насмарку. Они прорываются за спиной окружаемых максимально глубоко в тыл противника, захватывают ключевые позиции и занимают оборону. Под Сталинградом в ноябре 1942 г. эта роль была поручена трем кавалерийским корпусам. Выбор пал именно на кавалерию, поскольку у Красной Армии на тот момент было мало хорошо подготовленных механизированных соединений. Надо сказать, что применению кавалерии местность в районе Сталинграда не благоприятствовала. Крупные лесные массивы, в которых обычно укрывались конники, отсутствовали. Напротив, открытая местность позволяла противнику воздействовать на кавкорпуса авиацией. Лучше всех был укомплектован 3-й гвардейский кавалерийский корпус. Два других корпуса имели большой некомплект лошадей (1874 в 8-м и 1172 в 4-м корпусе), что вынуждало содержать в полках пешие эскадроны. 3 Гвардейский Кавалерийский Корпус вошел в состав Сталинградского фронта 27 июля 1942. В октябре 1942 года Корпус перешёл в подчинение Донскому фронту. Перед операцией «Уран», корпус был пополнен и подчинен Юго-Западному фронту. В составе, которого участвовал в прорыве фронта на участке 3 Румынской Армии. В ходе Великой Отечественной войны действовала в составе многих армий. Участвовала в оборонительных боях на Украине, затем в Сталинградской битве, в Ростовской 1943 года, Смоленской, Белорусской, Млавско - Эльбингской, Восточно - Померанской и Берлинской наступательных операциях.

Мой прадед прошел всю Великую Отечественную войну, дошел до Берлина, о чем свидетельствует запись в его военном билете (смотрите приложение). Награжден тремя Медалями «За отвагу» (№ 266019, № 2361913, 3 3115402), Медалями «За оборону Сталинграда» - Указ №34876 от 12 сентября 1943 года, «За победу над Германией» (№ удостоверения 0119977), «За взятие Кенигсберга» (№ удостоверения 455447).

Пользуясь электронным архивом «Подвиг народа» (https://podvignaroda.ru) мне удалось найти подробную информацию о подвигах моих прадедов.

Мой прадед Землянов Яков Георгиевич имеет три медали «За отвагу»:

1) «Приказ 22 гвардейскому кавалерийскому полку 5-й Гвардейской кавалерийской дивизии 5-й танковой Армии от 11 декабря 1942 года:

От имени президиума Верховного Совета Союзов СССР награждается медалью «За Отвагу» шофера боевого питания Землянова Якова Георгиевича за то, что он своевременно доставлял боеприпасы 11 декабря 1942 года на передовую линию фронта в район хутора Лисинский »

2) «Приказ 22 гвардейскому кавалерийскому полку 5-й Гвардейской кавалерийской бессарабско-танненбергской ордена Ленина краснознаменной дивизии имени Г.И.Котовского от 20 марта 1945 года:

От имени президиума Верховного Совета Союзов СССР награждается медалью «За Отвагу» шофер гвардии Красноармейца Землянов Яков Георгиевич, за то что он в период боевых действий на территории Германии, под сильным арт.миномтеным огнем противника и трудно проходимым дорогам для автотранспорта своевременно доставлял на машине продовльствие, фураж и боеприпасы в боевые порядки подразделений полка. Товарищ Землянов в течении 3,5 лет отлично управляет машиной. Машина содержится всегда в исправности. Товарищ Землянов имеет ранение».

3) «Приказ 22 гвардейскому кавалерийскому полку 5-й Гвардейской кавалерийской бессарабско-танненбергской ордена Ленина краснознаменной дивизии имени Г.И.Котовского от 1 июня 1945 года:

От имени президиума Верховного Совета Союзов СССР награждается медалью «За Отвагу» шофер гвардии Красноармейца Землянов Яков Георгиевич, за то что он в боях с немецкими захватчиками в Белоруссии, Польши и на территории Германии действовал отважно и мужественно, особенно отличился в бою 1 июня 1945 года за село Цюлен, Регелин, Киритц, Штольпе, не взирая на огонь противника он своевременно подвозил на автомашине боеприпасы и продовльствие в боевые порядки наступающих подразделений, чем способствовал выполнению боевых задач полка. Товарищ Землянов машину содержит всегда в исправности».

После окончания войны прадед вернулся в Западно-Казахстансую область, жил в Фурмановском районе поселке Фурманово (ныне поселок Жалпактал Казталовского района). Всю свою жизнь он проработал водителем: когда устроился на работу, в селе было всего три автомашины. Сначала возил на легковой машине Секретаря райкома, затем работал на «полуторке». До выхода на пенсию работал в Автобазе противочумной станции. Принимал участие в патриотическом воспитании молодежи, воспитал и вырастил две дочери и два сына. Умер прадед 17 ноября 2000года, в возрасте 85 лет.

Свой вклад в общую лепту военной летописи нашей области внесла и моя прабабушка Еремина-Землянова Тамара Дмитриевна. Она с 1941 года по 24 июня 1943 года училась в Уральской фельдшерской школе по специальности «медлаборант». В грозные дни Сталинградской битвы, будучи студенткой, работала в военном госпитале, расположенном в «Доме Карева». 15 июля 1943 года она была принята на работу в Фурмановский противочумный пункт, где проработала в должности лаборанта до 18 мая 1983 года до выхода на заслуженный отдых. Умерла прабабушка 21 марта 2011 года.


Мой прадед Егоров Александр Александрович родился 4 ноября 1923 года в поселке Фурманово Фурмановского района Уральской области. Окончил 7 классов школы. 18 мая 1942 года был призван в ряды красной Армии. Рядовой, воевал до дня Победы. В составе автомобильного батальона участвовал в боях за освобождение городов и населенных пунктов. Получил благодарности за подписью В. Сталина за отличные действия в боях при освобождении городов: Харькова, Николаева, Никополя, Одессы, за форсирование реки Днепр, реки Одер, за овладение городом-крепостью Бреслау. Имеет медали «За боевые заслуги» (№2767838), «За победу над Германией» (№020503203)

 

На сайте электронного архива «Подвиг народа» (https://podvignaroda.ru) я нашла информацию о подвигах моего прадеда, за которые он был награжден медалью «За боевые заслуги»:

«Рядовой Егоров в течение всего периода наступления зимы 1945 года, постоянно находясь на передовом пункте сбора, работал шофером легковой автомашины, неоднократно доставлял боевые документы в части и соединения армии под огнем противника.

22 января 1945 года доставлял боевые документы в 84 СК из Коньска в Калек был обстрелян группой немцев в районе Сулейув, не растерявшись товарищ Егоров быстро сориентировался – нашел обходную дорогу и документы доставил в срок.

24 февраля 1945 года при доставке боевого приказа 22 СК в ночное время в районе села Шмольц был обстрелен самолетом противника, несмотря на грозящую опасность, товарищ Егоров не растерялся, боевой приказ доставил вовремя.

12 марта 1945 года доставляя боевое приказание в 294 стрелковой девизии через Аурасскую переправу попал под бомбежку противника, машина была повреждена, товарищ Егоров быстро исправил машину и боевой документ доставил своевременно»

Егоров Александр Александрович участвовал в Великой Отечественной Войне в составе 122 отдельного Одерского Полка Связи. 122-ой ОПС участвовал в боях за освобождение Сталинграда, Воронежа, Никополя, Николаева, Одессы, Сандомира, в форсировании реки Одер и, уже как 122 Отдельный Одерский Полк Связи, участвовал в штурме и взятии крепости Бреслау.

В период с 17-го по 18-е февраля 1943 г. немецко-фашистское командование группы Юг (тогда близ Запорожья находился Гитлер), в жажде реванша за поражение под Сталинградом, организовало контрнаступление против дивизий нашей 6-ой армии своими основными силами (танковые дивизии - «Рейх» и «Мертвая голова»). Корпус противника повел наступление на Юг, в направлении Ново-Московское и Павлоград и, частью войск: на Юго-Восточном направлении - Лозовая, Барвенково. 6-ая Армия, а вместе с ее штабом и 122-ой ОПС, с боями отходили к Северскому Донцу и, укрепившись за ним, держали оборону, (приняв участок обороны от Армии Чуйкова. В сентябре 1943г. 122 ОПС в составе 6-ой армии под командованием генерал-лейтенанта Шлемина И.Т., вышел на Днепр. После форсирования Днепра Юго-Западный фронт был переименован в 3-й Украинский и далее полк, в составе этого фронта, участвовал в операциях: Донбасская, Николаевско-Криворожская, Березнеговато-Снегиревская, Одесская и, в составе 1-го Украинского фронта в Висло-Одерской и Нижне-Силезской операциях. Генерал-лейтенант Шлемин за форсирования Днепра был представлен к званию Героя Советское Союза и получил эту награду после окончания Великой Отечественной Войны. Армия, продвигаясь вдоль правого берега реки, помогала Степному фронту в освобождении г. Харькова и, в последствии, форсировав реку Днепр, вышла 6-го сентябре 1943 г. к г. Запорожье, после чего, при продолжении наступления наших войск и успешного осуществления ряда перечисленных выше боевых операций, форсировала реку Одер. 11-го февраля 1945 г. Приказом Верховного главнокомандующего нашему полку за это было присвоено название «Одерский,» и он стал теперь именоваться 122-ой Отдельный Одерский Полк Связи». После И.Т.Шлемина у 6-ой Армии были и другие командующие: генерал-майор Куликов Ф.Д., генерал-лейтенант Цветаев В.Д.
За бесперебойное обеспечение связи, за участие в освобождении городов Никополя, Николаева, Одессы, форсирования реки Одер и, в последствии, взятия города и крепости Бреслау, Верховным главнокомандующим советской армии И.В.Сталиным были объявлены (по отдельности за каждое) благодарности всему личному составу 122-го ОПС. В 1944 г. на станции Раздельная полку было вручено «боевое знамя полка», которое он пронес до конца войны (ныне это знамя хранится в «Музее вооруженных сил Российской Федерации» в г. Москве). В ходе продвижения наших войск штурмом был взят г. Бреслау. В этом, наряду с другими частями, участвовала и 6-ая армия, а с нею и 122-ой ООПС. Гарнизон города, численностью около 40000 солдат и 2000 офицеров, капитулировал, а сам город («Фестунг Бреслау»), как бы исчез с лица земли и не значился больше на карте. На этом месте снова появился прежний польский город: «Вроцлав». За участие в освобождении города Бреслау и овладение крепостью, всему личному составу 122-го ООПС, как указывалось выше, была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего И.В. Сталина (приказ N 364 от 7 мая 1945г.).

После окончания Великой Отечественной войны вернулся в родной поселок Фурманово (ныне Жалпактал). С 1949 работал водителем Фурмановской автоколонны, являлся Победителем Социалистических соревнований 1974, 1975, 1976, 1977, 1978 годов. В семье моего прадеда Егорова Александра Александровича и Егоровой Таисии Тимофеевны выросло трое детей, 7 внуков и 10 правнуков. Умер прадед 3 апреля 2012 года.

Мой прадед Пышный Михаил Матвеевич (с маминой стороны) родился 11 октября 1919 года в селе Васильевка, Глинского района Сумской области. В 1939 году окончил 10 классов Андреяшевской средней школы Глинского района Сумской области,, в 1941 г. Одесское артиллерийское училище. 7 ноября 1939 года Пышный Михаил Матвеевич принял присягу. Боевой путь начал с самых первых, трудных дней войны, молодых лейтенантов досрочно выпустили и отправили на фронт. С июня 1941 года по февраль 1942 года командир огневого взвода в 116 Гаубичного Артиллерийского Полка РГП, затем 375 Гаубичного Артиллерийского полка РГП на Южном и Юго-Западном фронтах.

26 февраля 1942 года в боях за город Славенск был тяжело ранен в грудную клетку. После, с февраля 1942 года по ноябрь 1942 года был на лечении в эвакогоспитале №406, расположенном в городе Чкалове, ныне Оренбурге (смотри в приложение справку из госпиталя). После лечения получил ограничение годности по состоянию здоровья, был направлен в 14 запасный Артиллерийский полк,расположенный в селе Тоцкое Чкаловской (Оренбургской) области где работал заместителем командира батальона по строевой части до мая 1943 года, а затем с мая 1943 года по ноябрь 1945 года командиром батареи. В 1947 году Артиллерийский полк был переведен в город Уральск, здесь остались жить семьи военнослужащих, а офицерский состав с 1947 по 1954 год проходил воинскую службу на территории Германии.

Мой прадед награжден медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии и флота».

На сайте электронного архива «Подвиг народа» (https://podvignaroda.ru) я нашла наградной лист моего прадеда и узнала что мой прадед, Пышный Михаил Матвеевич также награжден орденом Красной звезды. В наградном листе я нашла подробную информацию о подвиге моего прадеда:

В феврале месяце 1942 года работал заместителем командира батареи в 375 АПРГК 68 мотострелковой бригады (Юго-Западный фронт), в день 26 февраля наша батарея получила задачу: уничтожить узел сопротивление в населенном пункте под названием «Лесничество». Батарея занимала оборону в районе Крестинцево (18 км юго-западнее Славянска). Командир батареи ушел через передний край противника выполнять задачу, вести огонь на себя. Несколько домов было разрушено. В это время начала перестрелку по моей ОП немецкая батарея, а потом изменила на поражение. Но расчеты не прекращали вести огонь, горя желанием исполнить боевую задачу. Выполняя эту задачу был тяжело ранен в грудную клетку и эвакуирован. За боевые действия на фронте не награжден.

Вывод: достоин правительственной награды – ордена «Красной звезды»

После демобилизации из Армии работал начальником эксплуатации в автобазе Уральскпромсторой, занимался строительством целинных совхозов. Умер 13 января 1980 года от обострения боевого ранения.

Моя прабабушка Пышная (Коротыч) Мария Максимовна в годы Великой Отечественной войны начала свой трудовой путь в 1942 году в селе Богдановка Чкаловской (Оренбургской) области в качестве счетовода-техника, секретаря РК ВКПБ. За труд в годы Великой Отечественной войны награждена Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (№ 0016609 от 14 мая 1946 года). Умерла прабабушка 4 июня 2005 года.

АНКЕТИРОВАНИЕ

2.1 В начале своей работы над темой я провела среди учащихся средней школы города Уральска № 39 и учащимися Уральского колледжа информационных технологий анкетирование. Анкета представлена ниже:

 

Анкета «Что ты знаешь о Великой Отечественной Войне». 1. Когда была Великая Отечественная война? (назови годы) 2. Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией? 3. Каковы источники ваших знаний о событиях военных лет? (Возможны несколько вариантов ответа) А) воспоминания родных Б) встреча с ветеранами Великой Отечественной войны В) просмотр документальных фильмов о войне Г) просмотр кинофильмов о войне Д) чтение художественной литературы Е) школьные уроки истории, обществознания и т.п. 4. Часто ли вы встречаетесь с ветеранами войны и тружениками тыла? А) часто Б) редко В) по праздникам 5. Есть ли в твоей семье Ветераны Великой Отечественной войны? А) да Б) нет В) не знаю 6. Что ты знаешь о своих прадедушках, прабабушках, участниках Великой Отечественной Войны? Сохранились ли какие-либо документы, фотографии, сведения об их участии в Великой Отечественной Войне?   7. Посещал(-а) ли ты какие-либо мемориальные памятники, музеи, комплексы посвященные Великой Отечественной Войне? Если да, то, какие чувства ты испытывал после их посещения.   8. Каждый год в нашей школе проходит конкурс «Смотр строя и песни», посвященный Великой Отечественной Войне. Чем запомнился тебе этот конкурс, что ты усвоил(-а) для себя. 9. Перечисли несколько фильмов о войне, которые ты просмотрел. 10. Считаешь ли ты, что необходимо сохранять память о событиях и героях тех лет?  


2.2 Анализ результатов анкетирования (таблица) (8-ые классы СОШ №39).

Номер вопроса 8 «А» класс 8 «Б» класс 8 «В» класс Итого
23 человека 20 человек 15 человек 58 человек
средний возраст 14-15 лет  
  Знают – 22 Не знают – 1 Знают – 19 Не знают – 1 Знают – 15 Не знают – 0 Знают – 56 = 96 % Не знают – 2 = 4%
  Знают – 17 Не знают – 6 Знают – 17 Не знают – 2 Знают – 13 Не знают – 2 Знают – 47 = 81% Не знают – 13 = 19%
  А - 11 Б - 13 В - 12 Г - 15 Д - 3 Е - 15 А - 12 Б - 15 В - 15 Г - 15 Д - 9 Е - 17 А - 8 Б - 6 В - 8 Г - 4 Д - 0 Е - 7 А – 31 = 53% Б – 34 = 59% В – 35 = 60% Г – 34 = 59% Д – 12 = 21% Е – 39 = 67%
  А - 6 Б - 7 В - 10 А - 3 Б - 4 В- 13 А - 3 Б - 7 В - 5 А – 12 = 21% Б – 18 = 31% В – 28 = 48%
  А - 11 Б – 4 В - 8 А - 14 Б - 2 В - 4 А - 5 Б - 6 В - 4 А – 30 = 52% Б – 12 = 21% В – 16 = 27%
  Знают – 11 Не знают – 12 Знают – 14 Не знают – 6 Знают – 5 Не знают – 10 Знают – 30 = 52% Не знают – 28 = 48%
  Посещали – 13 Не посещали - 10 Посещали – 15 Не посещали - 5 Посещали – 11 Не посещали - 4 Посещали – 39 = 67% Не посещали – 9 = 33%
  Чем-то запомнился – 7 Ничем не запомнился - 16 Чем-то запомнился – 8 Ничем не запомнился – 12 Чем-то запомнился – 12 Ничем не запомнился – 3 Чем-то запомнился – 27 = 47% Ничем не запомнился – 31 = 53%
  Смотрят фильмы о войне - 11 Смотрят фильмы о войне - 16 Смотрят фильмы о войне - 13 Смотрят фильмы о войне – 40 = 68%
  Согласны - 23 Согласны - 20 Согласны - 15 Согласны – 58 = 100%

Анализ результатов анкетирования (таблица) (9-ые классы СОШ №39).

Номер вопроса 9 «А» класс 9 «Б» класс 9 «В» класс Итого
18 человек 14 человек 10 человек 42 человек
средний возраст 15-16 лет  
  Знают –18 Не знают – 0 Знают – 14 Не знают – 0 Знают – 8 Не знают – 2 Знают – 40 = 95 % Не знают – 2 = 5%
  Знают – 18 Не знают – 0 Знают – 12 Не знают – 2 Знают – 6 Не знают – 4 Знают – 36 = 86% Не знают – 13 = 14%
  А - 9 Б - 7 В - 10 Г - 9 Д - 4 Е - 15 А - 5 Б - 7 В - 9 Г - 5 Д - 1 Е – 10 А - 2 Б - 2 В - 3 Г - 4 Д - 1 Е - 8 А – 16 = 38% Б – 16 = 38% В – 22 = 52% Г – 18 = 43% Д – 6 = 14% Е – 33 = 79%
  А - 6 Б - 3 В - 9 А - 0 Б - 7 В - 7 А - 1 Б - 5 В - 4 А – 7 = 16% Б – 15 = 36% В – 20 = 48%
  А - 14 Б – 2 В - 2 А - 6 Б - 4 В – 4 А - 3 Б - 5 В - 2 А – 23 = 55% Б – 11 = 26% В – 8 = 19%
  Знают – 14 Не знают – 4 Знают – 6 Не знают – 8 Знают – 3 Не знают – 7 Знают – 23 = 55% Не знают – 19 = 45%
  Посещали – 12 Не посещали - 6 Посещали – 11 Не посещали - 3 Посещали – 8 Не посещали - 2 Посещали – 31 = 74% Не посещали – 11 = 26%
  Чем-то запомнился – 14 Ничем не запомнился - 4 Чем-то запомнился – 9 Ничем не запомнился – 5 Чем-то запомнился – 3 Ничем не запомнился – 7 Чем-то запомнился – 26 = 62% Ничем не запомнился – 16 = 38%
  Смотрят фильмы о войне - 15 Смотрят фильмы о войне – 10 Смотрят фильмы о войне - 5 Смотрят фильмы о войне – 30 = 71%
  Согласны - 18 Согласны – 14 Согласны - 10 Согласны – 42 = 100%

 

Анализ результатов анкетирования (таблица) (10-е классы СОШ№39)

Номер вопроса 10 «А» класс 10 «Б» группа Итого
17 человек 13 человек 30 человек
средний возраст 16-17 лет  
  Знают –15 Не знают – 2 Знают – 13 Не знают – 0 Знают – 28 = 93 % Не знают – 2 = 7%
  Знают – 16 Не знают – 1 Знают – 13 Не знают – 0 Знают – 29 = 97% Не знают – 1 = 3%
  А - 2 Б - 6 В - 11 Г - 13 Д - 8 Е - 12 А - 3 Б - 10 В - 10 Г - 13 Д - 10 Е - 13 А – 5 = 17% Б – 16 = 53% В – 21 = 70% Г – 26 = 87% Д – 18 = 60% Е – 25 = 83%
  А - 0 Б - 8 В - 9 А - 0 Б - 3 В - 10 А – 0 = 0% Б – 11 = 37% В – 19 = 63%
  А - 8 Б – 8 В - 1 А - 7 Б - 2 В - 4 А – 15 = 50% Б – 10 = 33% В – 5 = 17%
  Знают – 8 Не знают – 9 Знают – 7 Не знают – 6 Знают – 15 = 50% Не знают – 15 = 50%
  Посещали – 12 Не посещали - 5 Посещали – 11 Не посещали - 2 Посещали – 23 = 77% Не посещали – 7 = 23%
  Чем-то запомнился – 8 Ничем не запомнился - 9 Чем-то запомнился – 12 Ничем не запомнился – 1 Чем-то запомнился – 20 = 67% Ничем не запомнился – 10 = 33%
  Смотрят фильмы о войне - 13 Смотрят фильмы о войне - 13 Смотрят фильмы о войне – 26 = 87%
  Согласны - 17 Согласны - 13 Согласны – 30 = 100%

 

 

Анализ результатов анкетирования (таблица) (Уральский колледж информационных технологий)).

Номер вопроса 19 группа Итого
20 человек 20 человек
средний возраст 17-18 лет  
  Знают –20 Не знают – 0 Знают – 20 = 100 % Не знают – 0 = 0%
  Знают – 20 Не знают – 0 Знают – 20 = 100% Не знают – 0 = 0%
  А - 5 Б - 10 В - 14 Г - 13 Д - 5 Е – 17 А – 5 = 25% Б – 10 = 50% В – 14 = 70% Г – 13 = 65% Д – 5 = 25% Е – 17 = 85%
  А - 1 Б - 12 В - 7 А – 1 = 5% Б – 12 = 60% В – 7 = 35%
  А - 10 Б – 7 В – 3 А – 10 = 50% Б – 7 = 35% В – 3 = 15%
  Знают – 9 Не знают – 11 Знают – 9 = 45% Не знают – 11 = 55%
  Посещали – 20 Не посещали – 0 Посещали – 20 = 100% Не посещали – 0 = 0%
     
  Смотрят фильмы о войне – 20 Смотрят фильмы о войне – 20 = 100%
  Согласны – 20 Согласны – 20 = 100%

 

 

2.3 Анализ результатов анкетирования (диаграмма)

(8-10 классы СОШ №39 и Уральского колледжа информационных технологий).

 

Вопрос 1 - Когда была Великая Отечественная война? (назови годы)

Вопрос 2 - Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией?

 

Вопрос 3 - Каковы источники ваших знаний о событиях военных лет? (Возможны несколько вариантов ответа)

А) воспоминания родных

Б) встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

В) просмотр документальных фильмов о войне

Г) просмотр кинофильмов о войне

Д) чтение художественной литературы

Е) школьные уроки истории, обществознания и т.п.

Вопрос 4 - Часто ли вы встречаетесь с ветеранами войны и тружениками тыла?

А) часто

Б) редко

В) по праздникам

Вопрос 5 - Есть ли в твоей семье Ветераны Великой Отечественной войны?

А) да

Б) нет

В) не знаю

 

Вопрос 6 - Что ты знаешь о своих прадедушках, прабабушках, участниках Великой Отечественной Войны?

 

Вопрос 7 - Посещал(-а) ли ты какие-либо мемориальные памятники, музеи, комплексы посвященные Великой Отечественной Войне?

 

 

Вопрос 8 - Каждый год в нашей школе проходит конкурс «Смотр строя и песни», посвященный Великой Отечественной Войне. Чем запомнился тебе этот конкурс?

 

 

Вопрос 9 - Перечисли несколько фильмов о войне, которые ты просмотрел.

 

Вопрос 10 - Считаешь ли ты, что необходимо сохранять память о событиях и героях тех лет?

 

2.4 Выводы по итогам анкетирования

В анкетировании приняло участие 130 учащихся и 20 студентов колледжа.

Проанализировав ответы учащихся на вопросы анкеты, я выяснила, что большинство из учащихся знают годы Великой Отечественной войны, это 144 человека из 150, однако остаются те, которые не знают ответа на данный вопрос. Интересно то, что ученик, зная годы Великой Отечественной войны, не может подсчитать какое количество времени прошло со Дня Победы. Таких оказалось 27 человек.

Судя по ответам на второй вопрос, ученики получают основные знания о Великой Отечественной войне на уроках истории в школе, так ответило примерно 79% опрошенных, В среднем, 62% респондентов о событиях Великой Отечественной войны узнают из просмотров документальных и художественных фильмов, а 50 % - по рассказам ветеранов войны. Всего 34% из числа опрошенных узнают о событиях тех лет по рассказам и воспоминаниях родных. И еще меньше читают – 30%, из этого числа большинство читающих - десятиклассники.

Встречи учащихся с ветеранами происходят в основном по памятным датам и праздникам, так ответило 49% опрошенных.

Меня очень огорчил тот факт, что половина опрошенных не знают судьбу своих прабабушек и прадедушек (49%). Но радует, что другая половина интересуется и помнит своих предков (51%).. Некоторые мои ровесники знают звания и место прохождения службы своих прадедов и прабабушек (12%). Есть такие, которые подавали запросы в различные архивы, чтобы найти информацию о пропавших без вести родственниках (1%). Судя по анкетированию, почти в каждой второй семье есть прабабушки и прадедушки – ветераны Великой Отечественной Войны.

После проведения анкетирования, я выяснила, что большая часть молодого поколения (а именно 80%) посещают различные музеи, памятники и мемориальные комплексы, посвященные Великой Отечественной Войне. В основном были названы: площадь победы и мемориальный комплекс в Уральске, дом-музей Маншук Маметовой, среди учащихся школы №39 есть такие ребята, которые посетили Мамаев Курган в Волгограде, Могилу Неизвестного солдата в Москве, Парк Победы в Саратове, а учащиеся Уральского колледжа информационных технологий со своей группой ездили в Астану, где посетили Вечный Огонь и площадь Победы. По их словам, они остались под большим впечатлением. Вот фраза из анкеты ученика 8-ого класса Пьянзина Владислава.: «Эти памятники для меня и для всех людей являются памятью о тех кровопролитных сражениях за нашу жизнь. Подходя к ним, я говорю спасибо тем людям, которые отдавали жизнь за наше голубое небо над головой». По словам других учащихся, читая имена на мемориальной доске в Уральске, расположенной на площади Победы, они испытали чувство гордости, уважения и благодарности ветеранам Великой Отечественной войны

Ежегодно, в учебных заведениях Уральска, в том числе и нашей школе, проводятся различные мероприятия, посвященные Великой Отечественной Войне. Последние несколько лет у нас проводится конкурс «Смотр строя и песни», посвященный Дню Победы, в ходе которого каждый класс должен подготовить название отряда, строевую песню и показать основы военной подготовки. Вопрос о данном конкурсе, я включила в свою анкету. Меня очень удивило, что большинству опрошенных ребят данный конкурс ничем не запомнился (40%). Остальные же пишут, что они считают данный конкурс очень поучительным и его необходимо проводить из года в год (60%). Многим конкурс запомнился строевыми песнями, в анкетах писали, что некоторые прозвучавшие песни им были не знакомы до дня проведения конкурса (72%). Другим конкурс запомнился выступлениями ветеранов, приглашенных в школу на День Победы (28%).

Отвечая на девятый вопрос анкеты (о кинофильмах), большая часть опрашиваемых (75%) ответили, что смотрят фильмы о войне, однако в основном это были современные фильмы и сериалы. А вот советские кинофильмы, такие как «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «17 мгновений весны» и др., смотрит меньшая часть (45%). Но следует отметить, что эти фильмы знают и ими интересуются.

На десятый вопрос 100% опрашиваемых ответили, что необходимо помнить и уважать события тех лет. Это подтверждает тот факт, что молодое поколение помнит и ценит бесценный подвиг наших солдат. И каждый из нас, особенно старшие ребята понимают меру своего долга перед ветеранами!

 

 

Вывод

Я горжусь героической историей моей семьи и семей моих одноклассников. Мы должны знать об этом и помнить девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто». В каждой семье должны трепетно хранить все материалы, связанные с героическим прошлым. Память поколений – бесценное сокровище, благодаря ей, подвиги погибших во имя Родины вечны!

Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды и прадеды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовала благодарность поколению ветеранов, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

Вглядитесь в эти фотографии. У этих портретов одно имя – ПАМЯТЬ. Память о вечно живых, которые, не жалели себя, не щадили своих жизней, чтобы их дети, внуки, правнуки жили в свободной стране, были счастливы, свободны. Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я?… вытерпеть все то, что вытерпели они? И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы мне не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Я буду достойна Вас, мои дорогие предки.

 

 

Список использованной литературы и интернет ресурсов:

1. Сов. Воен. Энциклопедия, Воениздат 1976 г.

2. История СССР: учеб. Для 11 кл. сред.шк./ В.П.Островский, В.И.Старцев, Б.А.Старков, Г.М. Смирнов. – Просвещение, 1990 г.

3. История СССР: учеб. Для 10 кл. сред.шк./ П.И.Потемкин, В.М.Балев, И.Б.Берхин, М.П.Ким – Просвещение, 1978 г.

4. Западноказахстанцы в годы суровых испытаний (1941-1945)/ П.Р.Букаткин – Чапаевская укрупненная типография, 1995 г.

5. Города-герои Великой Отечественной войны: Атлас/ Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР, Москва, 1975 г.

6. https://www.obd-memorial.ru

7. https://www.spy.kz.

8. https://nar-voina.narod.ru

9. https://www.poisk-pobeda.ru

10. https://podvignaroda.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: