Трагизм конфликта героев с обществом углубляется их непониманием друг друга. Друзья стреляются на дуэли, люди, способные любить, расстаются.




ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя с элементами беседы. Сегодня на уроке мы завершаем изучение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». И сегодня наша основная задача: охватить целостную структуру произведения при рассмотрении идейно-смыслового центра его содержания. Для этого мы ни один раз будем обращаться к высказываниям критиков и черновикам писателя, что поможет нам к концу урока подвести итог.

Итак, у вас было домашнее задание еще раз перечитать роман (или отдельные его главы)?

- Скажите, изменилось ли представление о романе по сравнению с первоначальным чтением?

- Да. По-новому начинаешь расценивать поступки героев, начинаешь понимать их, мыслить как они. Начинаешь замечать нюансы, которые раньше казались незначительными. Ну и - присутствие автора во всем.

- Верно. Повторное прочтение отличается от первоначального. Оно значительно глубже и осмысленнее.

1 этап. Подготовка к групповой работе. Социально-психологический роман Пушкина мотивирует судьбы людей их взаимоотношением с обществом и между собой. Поэтому начнем наш урок с размышления над тем, почему судьбы лучших героев романа типичны? (то есть в контексте вышесказанной мысли судьбы героев схожи).

Групповая работа: сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы. (Учащиеся при помощи учителя делятся на группы). Каждой группе нужно выбрать человека, который сможет представить ответ команды на поставленный вопрос.

I. Итак, вопрос для 1 гр.: права ли Татьяна, говоря, что в деревне «счастье было так возможно, так близко». (права, так как она по натуре близка к природе, крестьянам, простым людям, всему тому, что открывает нам деревенская жизнь. Не зря Пушкин сказал о ней «русская душою»)

вопрос для 2 гр.: Почему мечты Ленского о счастье не сбылись? (потому что Владимир Ленский – это личность романтическая и его идеалы не совмещались с жизнью в действительности. У него были слишком завышенные требования к жизни и обществу).

вопрос для 3 гр.: Почему Евгений Онегин стоял особняком в светском обществе? (в отношении к жизни он был скептик. Ему не свойственно было все то, что было свойственно всем дворянам: не имел чинов, вводил новшества в ведении хозяйства).

Команды выслушивают, дополняют и оценивают друг друга.

Пушкинский роман в стихах, как мы уже говорили, проникнут безграничностью жизни. Художественное пространство романа так велико, что Белинский по праву назвал его «энциклопедией русской жизни». Действительно, в «Евгении Онегине» мир представлен необычайно широко не только благодаря путешествию героя, где мы видим и Новгород, и Валдай, Торжок, Тверь, Астрахань, Кавказ. Деревня, Москва, Петербург оказываются основными сферами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам со своим. Сопоставление этих кругов жизни постоянно присутствуют в сознании поэта.

В письме поэта в июне 1827 года П. А. Осиповой мы можем найти прямое мнение о данных сферах жизни. Прочитайте пожалуйста. «… пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и различны, и так как я притязаю на беспристрастие, то скажу, что, если бы мне дали выбрать между обеими, я выбрал бы Тригорское () … ».

- Каково отношение автора к описываемым им кругам жизни?

- Почему?

- Что он предпочитает?

 

При этом несходство этих слоев русской жизни для Пушкина принципиально важно. Неслиянность, столкновение героев с одним из них не давали бы еще права говорить о трагедии. Но Онегин, Татьяна и Ленский не могут принять ни провинциальной неподвижность, ни столичной суеты.

Сейчас мы рассмотрим, почему это происходит.

II. Следующее задание. Сейчас каждая команда должна проследить в романе один из заданных вам образов, Москвы, Петербурга или деревни. Каким каждый из этих кругов жизни предстает перед Онегиным, Ленским и Татьяной. Какими видит их автор.

Варианты распределяются между командами. Дается время на подготовку.

1 команда. Для полноты раскрытия каждой сферы жизни важно указать каким обществом представлена та или иная сфера. Так, деревенская жизнь представлена 2-3 портретами. Для деревенского круга: Ларины, дядя Онегина, Зарецкий, затем несколькими штрихами очерчены эпизодические герои (гости на именинах Татьяны). Дядя Онегина, который «в окно смотрел, да мух давил», простодушные Ларины, которым «квас как воздух был потребен», Зарецкий «трибун трактирный» и «отец семейства холостой», - наиболее характерные фигуры этого круга.

- (вопросы учителя задаются не только отвечающей команде, а всем. Другие команды слушают и дополняют.) В каждом случае Пушкин дает строфу, в которой объединяет впечатления об этом круге общества и выделяет наиболее характерную отличительную его сторону. Для поместного круга, как вы считаете, какая отличительная черта является главной?

- Примитивизм.

- Верно.

- На именинах Татьяны, замечаем, что Пушкин снижает людей почти до животности («лай мосек, чмоканье девиц», «уста жуют», «толпа жужжит»). Провинциальные помещики так примитивны, односложны, что суть каждого из них может быть обозначена именем: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков»; «уездный франтик Петушков» и т.д. Животность облика, отсутствие душевных движений и духовных интересов, невежество показаны как следы примитивности провинциальных помещиков, общий портрет которых дан в XI строфе 2 главы.

- Какой прием характеристики героев использует Пушкин в данном эпизоде?

- Характеристка героев с помощью фамилий, которая встречалась у Фонвизина в комедии «Недоросль».

- Правильно.

- Главные герои романа естественно оказываются в оппозиции к этому кругу. Ленский «бежал… их беседы шумной», Онегин прослыл «опаснейшим чудаком», Татьяна даже «в семье своей родной/ Казалась девочкой чужой».

- Скажите пожалуйста, меняет ли отношение автора и читателей эта отчужденность героев от поместного круга жизни?

- Автор описывает отчужденность героев лишь от примитивизма, что возвышает их в глазах автора и читателей романа.

Однако Пушкин не хочет воспринимать этот круг жизни однозначно. В деревенской жизни поэт видит не только примитивизм, но и естественность, не только бессмысленную пустоту, но и «сельскую свободу». Деревня дорога поэту потому, что здесь есть дыхание природы, здесь возможна сосредоточенность, здесь человек слышит свой внутренний голос:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

И герои романа отчасти разделяют эти чувства. Татьяна в этом смысле наиболее близка автору – XXVIII, XXIX строфы 7 главы. Поэзия мирной жизни знакома и Ленскому («Я модный свет ваш ненавижу…»); на какое-то время в «беспечную негу » деревенской жизни погружен и Онегин (4 гл).

- Вопрос всем командам: какой можно сделать вывод по сказанному?

- ВЫВОД: Герои способны в жизни находить ее поэтические стороны. Этот дар любви спасает Пушкина от отчаяния, опустошения, позволяет ему найти выход из трагедии, к которой приведены герои.

Преподаватель оценивает работу команды. Критерии оценки: - полнота ответа; - ответы на вопросы; - собранность команды, включенность в работу каждого.

 

2 команда. Образ Москвы прежде всего раскрывается перед читателем глазами автора и Татьяны. А также многое нам могут сказать эпиграфы к 7 главе. Отношение Пушкина к Москве неоднозначно. В эпиграфах сопоставлены оценки Москвы от патетической до гневной.

 

Консерватизм барской Москвы поэта отталкивает, самодовольство московских кузин и архивных юношей в отношении к Татьяне кажется смешным. Московские впечатления Татьяны горьки:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой…

- Видим ли мы положительное отношение автора к Москве?

- Да. Постоянство, верность Москвы себе, древним устоям русской жизни рождает в поэте теплоту, нежность даже гордость. Этот город детства поэта и памяти народа становится для Пушкина опорой в его «блуждающей судьбе».

Поместный круг Татьяна терпит, московский – ненавидит, петербургский – презирает, называя его «ветошью маскарада».

 

Москва занимает промежутоҹное, срединное место в композиции произведения. Она- тема седьмой главы (хотя действие главы наҹинается в деревне). В наҹале 7-й главы мы видим три эпиграфа, посвященные Москве, в которых выражается отношение автора к этому городу: Москва, России доҹь любима, Где равную тебе сыскать? Дмитриев Как не любить родной Москвы? Баратынский Гоненье на Москву! ҹто знаҹит видеть свет! Где ж луҹше? Где нас нет. Грибоедов Москва имеет неҹто общее с Петербургом (историҹеская столица, присутствие светского общества) Московская жизнь скуҹна и пуста. Все в них так бледно, равнодушно: Они клевещут, даже скуҹно... Важно обратить внимание на московский пейзаж: Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы уж столпы заставы Белеют: вот уж по Тверской Возок несется ҹрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальҹишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лаҹужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. В этом наборе слов Пушкин умело показал Москву со всех сторон. В строфе XXXVI автор говорит великие слова, известные любому русскому ҹеловеку, в которых отразилась глубокая любовь Пушкина к этому противореҹивому городу: Москвакак много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! В седьмой главе также имеет большое знаҹение гражданско-патриотиҹеское отступление на тему событий минувшей войны: Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мраҹно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал наполеон, Последним сҹастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С клюҹами старого кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Исклюҹительно важны в московских сценах прямые и скрытые отсылки к Горю от ума. Примеҹательно, ҹто в Москве не появляется Онегин (в композиционном отношении московский эпизод симметриҹен путешествию Онегина, где, соответственно, не появляется Татьяна). Можно заметить, ҹто в культурно-мифологиҹеской перспективе Москва ассоциируется с женским наҹалом, а Петербург с мужским.

 

 

3 команда. Петербург 8 главы нарисован Пушкиным как царство строгих правил благопристойного лицемерия. Начиная с «пожилых дам в чепцах и розах, с виду злых», до «диктатора бального», румяного, «как вербный херувим», все играют роли. Переигрывать, обнаруживать усердие в игре не разрешается:

…путешественник залетный,

Перекрахмаленный нахал,

В гостях улыбку возбуждал

Своей осанкою заботной,

И молча обмененный взор

Ему был общий приговор.

Татьяна, предпочитая «полку книг и детский сад» блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.

- Образ Петербурга-маскарада был закреплен дальнейшим течением русской литературы. Пушкину известна холодность, жестокость, призрачность великолепия Петербурга. Но однозначно ли мнение поэта о Петербурге?

- Нет. Пушкин видит здесь и другое. Его муза любуется здесь «шумной теснотою, / Мельканьем платьев и речей, / Явленьем медленным гостей».

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет…

Достоинство, отточенность форм, напоминающая высшие образцы искусства, сдержанность аристократизма и отсутствие вульгарность, стройность упорядоченности и ума, синий лед Невы, на котором играет солнце, - поэт и в Петербурге находит то, что позволяет его любить.

- Как вы считаете, одинаково ли восприятие Петербурга поэтом и героями?

- Нет. Герои романа более узки, чем автор, в своем восприятии жизни.

- Верно. Именно поэтому конфликт с обществом и в Онегине, и в Татьяне делается все более непреодолимым. Скажите, а почему образом осени заканчивается 7 глава и начинается 8?

- Образ «осени гнилой» выявляет обреченность героев.

- На что обрекает их Пушкин? Неприятие Петербурга, Москвы, деревни этими героями так оправдано.

- Онегин не только в Петербурге, «для всех кажется чужим». Эта охлажденность героя, неотданность чему бы то ни было неприемлемы для автора романа. Неизбежность конфликта Онегина с обществом очевидна, но, по мысли Пушкина, этот конфликт, как и все чувства героя, мог быть острее, беспощаднее, ярче проявлен:

Дни мчались; в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошел с ума.

- В чем смысл этого пушкинского упрека?

- Прежде всего в пассивности чувств, поступков, желаний, в неспособности с самых трагических обстоятельствах «сойти с ума», в отсутствии той широты и любви к миру, которая делает людей поэтами.

- Да. Обратите внимание, что в петербургском круге Пушкин изображает максимально яркое выражение конфликта героев, который дает нам понимание сущности их трагизма. ВЫВОД: Трагедия героев обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии. Он существует лишь в их чувствах. Татьяна, предпочитая «полку книг и детский сад» блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.

Команду оцениваем.

Трагизм конфликта героев с обществом углубляется их непониманием друг друга. Друзья стреляются на дуэли, люди, способные любить, расстаются.

Давайте обратимся к Строфе XXVII гл. 6 удивительна тем, что представляет собой как бы внутренний монолог обоих героев, их чувства и мысли перед барьером едины, как и поведение:

…два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Эта близость чувств людей, готовящихся стрелять друг в друга, ужасна; она обнаруживает противоестественность совершающегося. Человеческие чувства отступают перед общественным предрассудком. Герои изолированы, отделены друг от друга, несмотря на внутреннюю близость. В этом одна из причин их гибели. Пушкин отмечает эту трагическую разделенность не только в Онегине и Ленском, но и в Онегине и Татьяне, Ленском и Татьяне:

Когда б он знал, какая рана

Моей Татьяны сердце жгла!

Когда бы ведала Татьяна,

Когда бы знать она могла,

Что завтра Ленский и Евгений

Заспорят о могильной сени;

Ах, может быть ее любовь

Друзей соединила б вновь!

Разделенность героев объясняется не их равнодушием к другим, а неспособностью перешагнуть свои границы, воспринять строй чувств другого человека, отрешившись от привычного для себя взгляда. Даже в минуту последнего объяснения с Онегиным, когда Татьяне «внятно все», она не может освободиться от оглядки на свет, и это приводит ее к жестокости подозрений («Зачем у вас я на примете?»).

Основой образа каждого героя Пушки делает определенное миросозерцание: скептическое, трезво-реалистическое – Онегин, романтическое – Ленский, сентиментальное – Татьяна. Это не литературные направления, а общее отношение к жизни. Пушкин как бы испытывает каждое из этих отношений к жизни, сопоставляет их, сталкивая в действии романа, выделяя сильные и слабые стороны не только индивидуальных характеров, но и типических мироотношений.

III. Следующее задание. Сейчас я каждой команде раздам карточки с высказываниями критиков о романе Пушкина. Ваша задача: зачитать отрывок, осветить основную мысль, которую хотел передать нам критик, проблему, которую он ставит перед собой. Отрывки будут не только на карточках, но и на слайде. Поэтому в анализе принимают участие все команды. Дополняют и поправляют.

1 команда. «Евгений Онегин» — трудное произведение. Самая лёгкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчёркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах. Иллюзорное представление о «понятности» произведения скрывает от сознания современного читателя огромное количество непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, намёков, цитат. Задумываться над стихом, который знаешь с детства, представляется ничем не оправданным педантизмом. Однако стоит преодолеть этот наивный оптимизм неискушённого читателя, чтобы сделалось очевидно, как далеки мы даже от простого текстуального понимания романа. Специфическая структура пушкинского романа в стихах, при которой любое позитивное высказывание автора тут же незаметно может быть превращено в ироническое, а словесная ткань как бы скользит, передаваясь от одного носителя речи к другому, делает метод насильственного извлечения цитат особенно опасным. Во избежание этой угрозы роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают смысл лишь в соотнесённости с целым. Простой перечень проблем, которые «ставит» Пушкин в своём произведении, не введёт нас в мир «Онегина». Художественная идея подразумевает особый тип преображения жизни в искусстве. Известно, что для Пушкина была «дьявольская разница» между поэтическим и прозаическим моделированием одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики.

Ю. М. Лотман.

 

2 команда. Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения, «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.

В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

В. Г. Белинский.

3 команда. «Онегин настолько же превосходит Татьяну

своим европеизированным интеллектом, насколько «русская душою»

Татьяна возвышается над Онегиным своим нравственным, общим с народом

чувством. И это чувство не угасло в Онегине, а тлеет где-то в глубине его

души, испепеленной незаурядным, но охлажденным, озлобленным,

европеизированным умом. И беда Онегина в том, что он не сознает в себе

этого здорового чувства и становится рабом своего скептического ума».

Е.Н. Куприянова.

IV. Уже на протяжении более 200 лет ученые, литераторы, студенты университетов, и школьники изучают и читают это бесценное произведение и уже столько времени не перестают открывать глубины этого сокровища. Да, наверняка, людям, современникам Пушкина, это удавалось, и им было проще. Потому что они жили в той эпохе, когда было написано произведение. Я вам предлагаю сейчас отвлечься от этой мысли и посмотреть на роман не как на экспонат двухсотлетней давности, а в контексте нашего времени и современной истории. И я хочу всем командам задать один вопрос: как вы считаете, что может сегодня сказать роман Пушкина, помимо того, что он дарит чувство истинной поэзии, «утончает» эстетический вкус?

- учащиеся делают акцент на философских вопросах, общечеловеческих ценностях в романе.

- Правильно. Итак, мы с вами прошли непростой путь в изучении этого произведения. От изучения центральных действующих лиц к целостному восприятию художественного мира, где наиболее полно развернулась мысль художника. Раскрывая трагедию человека, обусловленную общим строем жизни, автор воплощает идеал здорового начала, возможность человека сохранить в том же строе жизни личную свободу, человеческое достоинство, нравственные устои. Так, перед нами раскрывается пушкинская идея Человека. Пушкин приобщает нас к драме человека, которая может произойти с каждым, если не сохранилось чувство простоты, духовности, естественности, погублена или погибла жизнь души. Горько, что в Онегине была возможность иной жизни, но он отдался игре, обыденности, маскараду, искусственности и убил в себе стремление к полноценной жизни, на ее месте взрастил эгоизм, холодность, бесчувствие. Очевидно, автору «Онегина» важно было сказать своим современникам эту горькую, трагическую правду, наполнившую мир романа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: