Раздел 3. Задания по грамматике и лексике




ДОКЛАД

 

по предмету: «Современные средства оценивания результатов обучения»

 

на тему: «Задания по грамматике и лексике в ОГЭ»

 

Подготовила студентка группы

МПИЗ-16 заочной формы обучения

Грачева Е.В.

Проверила: к.п.н., доц. Королева Е.В.

 

Нижний Новгород

 

Цель экзаменационной работы ОГЭ – оценить уровень языковой подготовки по английскому языку выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Поскольку главной целью иноязычного образования в основной школе в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся т.е. способности и готовности общаться на иностранном языке в пределах, определенных нормативным документом.

Раздел 3. Задания по грамматике и лексике

Количество заданий – 15, количество времени – 30 минут, максимальный балл – 15.

Задания с 18 по 26 оценивают сформированность грамматических навыков. 6 заданий I уровня и 3 задания II уровня.

Дается связный отрывок из повествовательного/ научно-популярного текста. Учащийся должен восстановить текст с пропусками, заполнив их словами, которые напечатаны заглавными буквами в конце строк. Слова следует изменить так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.

За правильно выполненное задание дается по 1 баллу. Если в ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным или отсутствие ответа (0 баллов). Максимальное количество баллов –9. Время – 15 минут.

Проверяет умение использовать в соответствии с контекстом грамматические формы существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений, числительных. Тип задания – краткий ответ, для получения которого необходимо заполнить пропуски в тексте грамматически согласующимися с контекстом формами слов, написанных ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, представленных на полях справа от текста.

Напротив каждого пропуска справа на полях дается слово, от которого надо образовать ту или иную грамматическую форму для правильного заполнения пропуска. За каждый правильно заполненный пропуск дается 1 балл. Учитывается не только грамматическая, но и орфографическая точность ответа.

Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.

Данный тип тестового задания диктует следующий алгоритм его выполнения:

- Просмотреть весь текст с пропусками, постараться понять его содержание, последовательность описываемых в нем событий и т.д. (ознакомительное чтение целого текста для понимания его темы и логики развития повествования)

- Определить, в каком времени идет основное повествование (в настоящем или прошедшем) и есть ли фрагменты текста, где используется будущее время. Учащиеся приступают к внимательному прочтению последовательно каждого предложения и определению требуемого контекстом грамматического значения пропущенного слова

-Есть ли в тексте прямая речь и если – да, то в каком времени там идет повествование, и как оно соотносится с остальным текстом.

При работе с каждым фрагментом текста с пропуском используйте следующую логику и последовательность действий:

- прочитайте текстдо первого пропуска и слово, написанное заглавными буквами на полях, и определите, какую грамматическую форму надо вставить в пропуск: глагольную форму (личную/неличную); существительное (в ед. или мн. числе, в именительном или притяжательном падеже); прилагательное (в сравнительной или превосходной степени), числительное (порядковое или количественное) и т.д.;

-если это глагольная форма, то необходимо решить: является ли она личной (видовременной) или неличной (инфинитивом, герундием, причастием); употребляется ли она в активном или пассивном залоге; к какому времени относится (настоящему, прошедшему, будущему); требует ли согласования времен с учетом использования других глагольных форм в тексте и т.д.

-определить, есть ли у данной формы особенности написания, поскольку правильно выбранная грамматическая модель не будет засчитана как верный ответ, если в ней есть орфографическая ошибка

-прочитать весь текст с заполненными пропусками, проверить (мысленно обосновать) однозначность выбранного ответа, чтобы убедиться, что смысл всех предложений восстановлен правильно и не нарушена логика текста.

- записать окончательный вариант в тексте задания. Помните, что в бланке ответы записываются без пробелов!

Несколько общих рекомендаций:

1. Читать текст целиком важно, потому что подсказка на грамматическую форму может быть не в данном конкретном предложении, а в предыдущем или в последующем.

2. Важно не только правильно определить грамматическую форму, но ещё и правильно её записать. При орфографической ошибке, бал не зачтут.

3. Глагольные формы могут быть как полные, так и краткие (например: haven’t или have not).

4. В конце необходимо провести контрольную проверку. Если не уверены в ответе, лучше все равно написать ваш даже маловероятный вариант, так как всегда существует возможность угадать.

Возможные преобразования:

  • если это имя существительное, то нужно поставить его во множественное число;
  • если это местоимение (личное), то его нужно либо использовать в объектном падеже (I- me, they - them), либо преобразовать в притяжательное местоимение (I- my; he-his it-its;) или в возвратное (I - myself, we – ourselves);
  • если это глагол, то его нужно поставить в соответствующее грамматическое время и залог;
  • если это количественное числительное, то нужно преобразовать его в порядковое (one – first, two – second);
  • если это имя прилагательное, то необходимо поставить его в сравнительную или превосходную степень (nice – nicer –(the) nicest; beautiful – more beautiful – the most beautiful).

 

При должной подготовке это задание можно сделать за 10 минут, сохраняя время для остальных частей ОГЭ. Преимуществом является то, что здесь нет того элемента неожиданности, который присутствует в аудировании и чтении.

 

Задания 27-32 проверяют лексико-грамматические навыки.

4 задания I уровня и 2 задания II уровня. Максимальное количество баллов – 6.

В данном задании дается связный текст с шестью пропусками. Напротив каждого пропуска справа на полях дается слово, написанное ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, от которого надо образовать однокоренное слово для заполнения пропуска. За каждый правильно заполненный пропуск дается 1 балл. Учитывается не только грамматическая, но и орфографическая точность ответа. За все задание можно получить максимально 6 баллов.

По своему дизайну первое и второе задание в рассматриваемом разделе экзамена одинаковы. Однако в задании №2 объектом контроля является умение использовать не формообразующие, а словообразовательные аффиксы английского языка (см. элемент содержания 5.3.1. кодификатора).

Тип задания – краткий ответ, для получения которого необходимо заполнить пропуски в тексте лексически и грамматически согласующимися с контекстом словами, преобразуя с помощью словообразовательных элементов слова, представленные на полях справа от пропусков. После выполнения данного задания необходимо внести слова, вписанные в пропуски в тексте, в бланки ответов строго под соответствующими номерами (то же самое необходимо сделать по выполнении первого задания).

Заранее ознакомиться с форматом задания и с требованиями по заполнению бланков для данного задания.

Данному типу тестового задания соответствует следующий алгоритм его выполнения:

1. Ознакомительное чтение целого текста для понимания его основного содержания (как и в первом задании, чтение выступает здесь как средство для дальнейшего восстановления пропущенных единиц).

 

2. Читать текст до пропуска. При работе с каждым фрагментом текста используйте следующую логику и последовательность действий:

-прочитайте текст до первого пропуска и слово, написанное заглавными буквами на полях, и определите, какой частью речи должно являться пропущенное слово;

-определить, используется ли данное слово в положительном или отрицательном значении в данном контексте;

-образовать нужное слово с использованием нужных суффиксов или префиксов, а возможно и тех, и других одновременно)особенно для слов с отрицательным значением);

-если вы не знаете, как образовать слово от указанного опорного слова, вспомните суффиксы и префиксы, которые могут использоваться для образования данной части речи, используйте их, определите, насколько естественно выглядит образованное вами слово;

-определите, есть ли у данной формы особенности написания, поскольку правильно выбранная словообразовательная модель не будет засчитана как верный ответ, если в ней есть орфографическая ошибка.

3. Использование соответствующего аффикса (или аффиксов) для образования нужной лексической единицы.

4. Прочтение текста после заполнения всех пропусков для проверки правильности его восстановления.

5. Записать окончательный вариант в тексте задания.

Знание словообразовательных аффиксов английского языка и навык их использования необходимы как в рецептивных, так и в продуктивных видах речевой деятельности. Развитию этой части лингвистического компонента коммуникативной компетенции учащихся следует уделять должное внимание на старшем этапе обучения в средней школе.

В аналитическом отчете по результатам ОГЭ 2014 года указывается, что выпускники на экзамене чаще всего совершают ошибки:

1.Приступают к выполнению задания, не прочитав весь текст, без чего не могут определить время повествования, последовательность действий

2. Воспринимают каждое предложение как отдельно взятое, вне связи его со всем текстом.

3.Ориентируются только на наречие времени и не могут сориентироваться в тексте без него.

4. Не понимают структуру предложения, какой член предложения пропущен, в результате употребляют не ту часть речи, которая требуется.

5. Часто путают глагольные формы.

6. Чаще всего они невнимательно читают задание - если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.

7.Делают ошибки в написании слова, в результате ответ не засчитывается.

8. Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо, в каком числе совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания – т. е. ученик приступил к заполнению пропусков без предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания и, соответственно, не имея всей картины в голове.

Выпускнику девятого класса нужно знать, что существует такой документ – кодификатор, в котором можно найти подробную информацию о том, что будет на экзамене, а также какие именно языковые навыки будут проверяться экзаменаторами. Более того, самостоятельную подготовку к ОГЭ – повторение и отработку правил грамматики лучше начать с пятого раздела перечня элементов содержания кодификатора (блок 5.2 — грамматическая сторона речи, стр. 4). Следуя элементам содержания, можно повторить основные грамматические правила без преподавателя.

Для подготовки к ОГЭ также необходимо использовать Демонстрационный вариант письменной и устной части – официальный документ, демонстрирующий то, как будут выглядеть экзаменационные материалы. Стандартные пособия по подготовке могут не учитывать новейшие изменения на экзамене в отличие от демонстрационного варианта. Работать с таким файлом можно двумя способами:

1. Можно с самого начала выполнить данный вариант экзамена и потом, проверив себя по ответам, сделать вывод: что следует вспомнить, а на что необходимо сделать основной упор.

2. Можно решать подобные задания из учебных пособий, нарабатывая нужные навыки и восполняя пробелы. Как только ученик станет более-менее уверен в собственных способностях, приступит к демонстрационному варианту. Это позволит ему сделать вывод о правильности и интенсивности своих занятий.

Приложение





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: