К вопросу об оценке качества школьной информационно-образовательной среды




К вопросу об оценке качества школьной информационно-образовательной среды

Н.К. Конопатова

Научный руководитель Е.В.Пискунова

 

ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический Центр»

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, методист

 

В условиях растущих требований к совершенствованию школьного образования, повышению его результативности на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) особую важность приобретает проблема оценки качества школьной информационно-образовательной среды (ИОС). Данный вопрос требует инновационных решений, основанных на комплексном подходе к оценке состояния ИОС и разработке механизмов управления ее развитием.

Информационно-образовательная среда — система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения [6]. Чтобы управлять развитием ИОС необходим инструмент, позволяющий определить ее актуальное состояние, рассмотреть влияние использования ИКТ на образовательные результаты учащихся.

Следует отметить, что изменения образовательных результатов, которые происходят в связи перестройкой учебного процесса на основе использования ИКТ не всегда легко оценить. Кроме того, убедительных доказательств влияния использования ИКТ на результаты образования до сих пор получить не удалось [7], [8], [12]. Поэтому усилия ученых и практиков во всем мире направлены на разработку методологии изучения эффективности ИКТ.

Эволюция системы оценки воздействия ИКТ в сфере образования заключается в переходе от оценки, направленной на определение доступности ИКТ (соотношение количества учеников и компьютеров, доступность широкополосного Интернета) к оценке, определяющей воздействие ИКТ на учение и обучение. Методики оценки должны быть связаны с результатами обучения и стратегией обучения. Разработка и применение таких систем оценки является одним из приоритетных направлений развития образования [7].

В этой связи эффективность использования ИКТ понимается как преобразование работы школы на основе ИКТ и выражается в качественных изменениях информационно-образовательной среды, направленных на достижение нового качества образования, в возможности решать более широкий круг образовательных задач, расширении спектра предоставляемых школой образовательных услуг.

До сих пор в отечественном образовании вопрос об эффективности использования ИКТ в этом понимании не ставился в силу того, что школы были мало оснащены компьютерной техникой и сетями, единой стратегии информатизации школы не существовало. Именно поэтому в отечественном образовании широкое распространение получила Кластерная модель преобразования школы в условиях информатизации образования (А.Ю. Уваров), согласно которой школы объединяются в кластеры на основании сходства решения задач в области информатизации (нарративная модель) [5].

Изменения в российском образовании послужили основой формирования единой стратегии информатизации, образа будущей школы [2]. Поэтому стало возможным говорить об актуальности использования системы оценки состояния ИОС, в основе которой будет лежать образ будущей школы (прескриптивной модели). Такая модель лучше позволяет отслеживать продвижение, и ее использование в управлении школой облегчает понимание всеми участниками образовательного процесса того, куда нужно двигаться дальше.

Использование ИКТ в образовательных целях имеет больше шансов на успех, если четыре основных элемента - видение, опыт, учебно-методические материалы и ИКТ инфраструктура - находятся в равновесии [9]. Поэтому система оценки должна позволять определять баланс в развитии основных аспектов и компонентов ИОС. Это важно для оптимизации управления, адресности использования ресурсов.

Таким образом, для успешного управления развитием ИОС система оценки ее актуального состояния должна:

-определять воздействие ИКТ на учение и обучение, быть связанной с результатами обучения и стратегией обучения. Оценивать тем самым эффективность использования ИКТ.

-позволять отслеживать качественные изменения в ИОС школы на основе ИКТ (иметь качественные дескрипторы показателей);

-быть основанной на образе будущей школы и позволять отследить шаги по его достижению (дескрипторы показателей должны быть уровневые в зависимости от эффективности использования ИКТ);

-позволять определять баланс в развитии основных аспектов ИОС (шкала многомерной оценки).

В развитых странах существуют подобные национальные инструменты, используемые для развития школ, а также для аккредитации качества в области использования ИКТ, в том числе и школ по всему миру. Например, Self-review Framework for ICT (Naace SRF), International Technology in Education Mark (ITEM) [11]. Разработчики этой системы оценки считают, школы разных стран проходят в использовании ИКТ одинаковые этапы. Вместе с тем, было бы полезно иметь средство для такой оценки, ориентированное на реалиях российской школы [1], [3], [5], [10].

Разработанная английскими педагогами система оценки Naace SRF 2012 (обновленная версия матрицы Весtа) предоставляет структуру для рассмотрения использования в школе ИКТ и его влияния на совершенствование школы. Данная система оценки позволяет не только сравнивать аспекты работы школы, но и сравнивать школы по разным аспектам. Оцениваются шесть аспектов: «Лидерство и управление», «Планирование», «Изучение», «Оценка возможностей ИКТ», «Профессиональное развитие», «Ресурсы». Framework основана на серии дескрипторов различных уровней качества использования ИКТ в школах. Дескрипторами представлено пространство возможных состояний школы. К желаемому (конечному) состоянию относятся школы, где уровень развития по каждому из аспектов максимальный, а средства ИКТ преобразовали работу школы по-новому. Удобство этого инструмента позволяет школам Великобритании и за ее пределами рассматривать использование ИКТ в структурированном виде, и на этой основе формировать общую стратегию улучшения школы, планировать ее дальнейшее развитие.

Важным вкладом в обеспечение доказательств оценке качества реализации аспектов ИОС может служить анализ ИКТ-компетенций педагогов образовательного учреждения [4]. Интерес представляет разработанная австрийскими педагогами методика DIGICheck 2012, которая содержит 40 вопросов для самооценки, позволяет учителю определить уровень своих ИКТ-компетенций в областях: «Использование ИКТ», «Передача ИКТ компетенций ученикам», «Сетевое взаимодействие», получить рекомендации по профессиональному развитию. В управлении школой результаты самооценки могут помочь определить возможности развития школы, послужить основой планированию мероприятий по повышению квалификации педагогов.

В рамках проекта «Управление развитием школьной информационно-образовательной среды» в образовательных учреждениях Адмиралтейского района Санкт-Петербурга проводится исследование систем оценки Naace SRF, ITEM 2012 (Великобритания), DIGICheck. BM:UKK. 2012 (Австрия) с целью разработки критериев и показателей для системы оценки текущего состояния ИОС, возможности использования которой в практике работы школы наиболее адекватно отвечают целям управления развитием ИОС в контексте модернизации отечественного образования. Кроме того, имеет практическое значение исследование механизмов управления развитием ИОС, основанных на использовании возможностей данной системы оценки - обеспечение структуры для рассмотрения использования и влияния ИКТ на совершенствование школы.

Библиографический список

1. Алашкевич М. Ю. Основные положения стратегии развития единой образовательной информационной среды (2006-2010) / М. Ю. Алашкевич, А. В. Гиглавый. /Вопросы образования: научно-образовательный журнал/ Гл. ред. Я. И. Кузьминов. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. N 3- С.54 - 69.

2. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г.Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров / — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.

3. Гасликова И. Р. Показатели использования информационных технологий в образовании / И. Р. Гасликова. /Вопросы образования: научно-образовательный журнал/ Гл. ред. Я. И. Кузьминов. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. N 3 - С.302 - 330.

4. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО, 2011. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/

5. Уваров А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования / А.Ю. Уваров. – М.: МИОО, 2008. – 380 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.,

7. Assessing the effects of ICT in education Indicators, criteria and benchmarks for international comparisons edited by Friedrich Scheuermann and Francesc Pedrу. European Union/OECD, 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rcc.gov.pt/SiteCollectionDocuments/EfectsICTinEducation-OCDE2009.pdf

8. Balanskat, A., Blamire, R. and Kefala, S. A review of studies of ICT impact on schools in Europe. Brussels: European Schoolnet. 2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/education/pdf/doc254_en.pdf

9. Brummelhuis et al. Four in balance Monitor 2011: ICT at Dutch schools. Kennisnet, Zoetermeer, The Netherlands, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://downloads.kennisnet.nl/algemeen/Vier-in-balans-monitor-2011-Engelse-versie-internet.pdf

10. ICTs in Education: State-of-the-Art, Needs and Perspectives – Indicators and Information Systems UNESCO IITE Moscow, 2001. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/images/0012/001257/125765eo.pdf

11. Naace. Welcome to ITEM. Nottingham. 2006-2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.naace.co.uk/ITEM.

12. Trucano, M. Knowledge maps: ICT in education, Washington, DC: infoDev/World Bank, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.infodev.org/en/Publication.8.html.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: