Таким образом, логистика запасов занимает ключевое место в логистической системе как отдельной организации, так и экономики в целом. Обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения всех стадий производственного процесса необходимыми запасами в оптимальном количестве и заданного качества — важнейшая гарантия эффективного функционирования организаций и экономики регионов.
4. Организация логистического управления в торговой компании.
Успешное управление материальными потоками на предприятии возможно лишь при выделении соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах; длительности производственного цикла; организации сбыта; неразберихе в складском хозяйстве.
Отсутствие структур логистики на предприятиях России скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.
Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис. 8.1. Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на схеме группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по традиционному, а не системному методу.
Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегратив-ные свойства).
Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.
Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.
Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии. Интегративные свойства таким образом взаимосвязанной и организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности управления материальными потоками на предприятии. На практике это означает, что логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое – содержанием запаса, третье – сбытом готовой продукции. Цели этих подразделений могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
Рис. 8.1. Традиционная система управления материальным потоком
Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции. Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Структура органа управления сквозным материальным потоком
Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком. Идея логистической организации состоит в том, что изменения в одном ее элементе вызывают цепную реакцию изменений в других.
Выделяют следующие концепции развития организационных структур в логистической организации:
1) сжатие организационной структуры (сокращение персонала, сетевая организация, группирование функций, оптимизация размеров, отсрочка операций, реинжиниринг бизнес – процессов);
2) наделение полномочиями;
3) формирование команд;
4) профессиональная подготовка (обучение). Логистическая система предприятия функционирует под продуманным и грамотным руководством службы логистики и предполагает взаимодействие сотрудников функциональных подразделений предприятия.
Руководитель службы логистики подчиняется напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору. Таким образом, руководитель службы логистики получает достаточно высокий статус и полномочия, а также относительную независимость от руководителей других функциональных служб и подразделений предприятия.
Каждый сотрудник в иерархии управления имеет как руководителя, так и подчиненных (принцип единоначалия). Сотрудник подчиняется только одному руководителю и получает приказы только от него. Каждый сотрудник должен четко знать свое место в организационной структуре управления предприятием.
Интересы предприятия имеют приоритет перед интересами отдельной личности, представляющей конкретное функциональное подразделение предприятия. Решения принимаются только с точки зрения достижения глобальных целей предприятия, а не отдельной личности.
При разработке механизмов управления логистическими структурами на предприятии не следует забывать, что данная служба тесно взаимодействует с другими, не менее важными и значимыми для предприятия структурами.
5. Задачи и содержание распределительной логистики.
Прежде чем говорить о задачах логистики распределения, еще раз уточним, что в экономике распределение — фаза воспроизводственного процесса: вначале производство материальных благ, затем их распределение, то есть выявление доли каждого производителя в созданном богатстве. Сами продукты между участниками производственного процесса не распределяются.
В логистике распределение — физическое содержание процесса. Распределение прав собственности во внимание принимается, но не является основным предметом изучения и оптимизации. Главный предмет изучения распределительной логистики — рационализация процесса физического распределения.
Объект изучения распределительной логистики — материальные и информационные потоки на стадии распределения и реализации готовой продукции.
Сама распределительная логистика — неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции.
Она охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:
+ по какому каналу довести продукцию до потребителя? » как упаковать продукцию? * по какому маршруту отправить?
» нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю?
» какой уровень обслуживания обеспечить? Следует иметь в виду, что состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен.
На уровне предприятия логистика решает следующие задачи: » выбор вида упаковки; » организация отгрузки товара;
» организация послереализационного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
» выбор схемы распределения материального потока;
* определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;
» определение оптимального места расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
6. Цели и задачи логистики.
Концепция — система взглядов на то или иное понимание явлений или процессов Исходя из этого, система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики Охарактеризуем ее основные положения
Реализация принципа системного подхода. Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или его подразделения Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки При этом все звенья материалов проводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков
Главная цель логистики — доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики Данная целевая установка реализуется путем решения большого комплекса задач Задачи логистики обычно формулируются так
» необходимость разработки тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами,
» совершенствование управления товародвижением в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции При детализации по степени иерархичности задачи, решаемые в логистике, разделяют на три группы
1 глобальные,
2 общие,
3 частные
1 Глобальной задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования
2 К общим задачам логистики относятся
1) создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков,
2) прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования,
3) выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки и производства,
4) прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы,
5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей и т д.
Как видим, на основе решений общих задач создается сеть складских систем для обслуживания потребителей, распределяются функции между распределительными складскими центрами и складами потребителей, которые рационально прикрепляют их к пунктам производства
3 Частные задачи в логистике носят более локальный характер и включают
1)создание минимальных запасов,
2) максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах,
3) сокращение времени перевозок продувший и т д
С концептуальных позиций выделяют следующие функции логистики
» системообразующая Логистика представляет собой систему эффективных технологии обеспечения управления ресурсами,
* интегрирующая Обеспечение логистикой синхронизации процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям,
» регулирующая Реализация управления материальным, информационным и финансовым потоками, направленная на сокращение совокупных затрат,
» результирующая Направление деятельности на поставку продукции в строго необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством, при минимально воз можных издержках
Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики
1 Груз нужный товар
2 Качество необходимого качества
3 Количество в необходимом количестве
4 Время должен быть доставлен в нужное время
5 Место в нужное место
6 Затраты с минимальными затратами
7. Выбор поставщиков.
После формирования базы данных потенциально возможных поставщиков необходимо осуществить непосредственный выбор наиболее соответствующего запросам фирмы контрагента-поставщика, который реализуется на основе ряда критериев.
Существует два основных критерия выбора поставщика:
* стоимость приобретения продукции или услуг;
* качество обслуживания.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Последнее оценивается через вероятность отсутствий отказа в удовлетворении заявки потребителя.
Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:
* удаленность поставщика от потребителя;
* сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
* организация управления качеством продукции у поставщика;
* способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;
* кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.
При оценке нескольких поставщиков обычно используют методы экспертных оценок. Наиболее часто применяемый из них так называемый матричный метод. Рассмотрим его.
Для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Например, надежность поставок, время на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия. Сумма показателей значимости должна быть равна единице. После этого каждый поставщик оценивается экспертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (матрица), в которой указываются оцененные значения (табл. 1) и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.
Помимо вышеуказанного, не следует забывать, что главным показателем поставок является надежность снабжения.
Укажем, что отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. Утверждение договоров поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.
8. Информационные потоки в логистике.
Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток может существовать в виде бумажного или электронного документа. Характеризуется информационный поток источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т. д. Управление информационным потоком заключается в согласовании скорости передачи и приема информации, объема информации и величины пропускной способности отдельной структуры или пути следования потока.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.
Классификация информационных потоков:
1 .В зависимости от вида связываемых потоком cuстем:
ü горизонтальные — относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы;
ü вертикальные — от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему.
2. В зависимости от места прохождения:
ü внешние;
ü внутренние.
3. В зависимости от направления па отношению к
логистической системе:
ü входные;
ü выходные.
4. По времени возникновения информации:
ü регулярные — соответствующие регламентированной во времени передаче данных;
ü периодические — с жестким ограничением во время передачи;
ü оперативные — обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line».
5. В зависимости от назначения:
ü директивные (управляющие);
ü нормативно-справочные;
ü учетно-аналитические;
ü вспомогательные.
6. По степени открытости и уровню значимости:
ü открытые;
ü закрытые;
ü коммерческие;
ü секретные (конфиденциальные);
ü простые;
ü заказные.
7. По способы передачи данных:
ü курьером;
ü почтой;
ü по телефону, телеграфу, телетайпу;
ü по радио и телевидению;
ü электронной почтой;
ü до факсимильной сети;
ü по телекоммуникационным сетям.
Каждому материальному потоку соответствует информационный поток. Информационный ноток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
— опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
— опережающий информационный поток в прямом направлении — предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
— одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
— вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, а также различные претензии и подтверждения.
Таким образом, информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Информационный поток может двигаться в том женаправлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в несовпадающем с ним направлении.
Каждый тип информационного потока характеризуется своим сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:
ü опережающие с совпадающим направлением;
ü опережающие встречные;
ü опережающие, различающиеся по направлению;
ü синхронные с совпадающим направлением;
ü синхронные встречные;
ü синхронные, различающиеся по направлению;
ü отстающие с совпадающий направлением;
ü отстающие встречные;
ü отстающие, различающиеся по направлению.
Итак, разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы, В рамках каждой из этих функциональных подсистем реализуются соответствующие цели, обеспечиваемые этими подсистемами. Информационные же потоки объединяют эти подсистемы в единое целое» так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса.
9. Информационные системы в логистике, их виды.
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран. Таким образом, сообразно терминологии макро- и микрологистики их можно классифицировать:
1. информационные системы макроуровня (регион, страна, группа стран);
2. информационные системы микроуровня (отдельное предприятие).
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:
♦ плановые;
♦ диспозитивные (или текущие);
♦ исполнительные (или оперативные).
Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
♦ создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
♦ управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися данными; планирование производства;
♦ общее управление запасами;
♦ управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные (текущие) информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
♦ детальное управление запасами (местами складирования);
♦ распоряжение внутри складским (или внутризаводским) транспортом;
♦ отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные (оперативные) информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
Уровень стандартизации наиболее высок в плановых системах, в исполнительных наиболее часто применяют индивидуальное программное обеспечение.
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функционирования. Однако, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся более подробно на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой — высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям. В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ.
Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например: производственный процесс на предприятиях складывается по традиционной схеме и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации, а структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.
10. Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия.
Конец XX — начало XXI в. характеризуется резким усилением значимости фактора времени осуществления логистических процессов. Это связано с главенствованием в массовом сознании стереотипа экономики потребления, изменением ритма жизни вообще и ритма экономической жизни хозяйствующих механизмов, в частности.
Потребители как на рынке продукции производственно-технического назначения, так и на рынке изделий народного потребления становятся все более чувствительными ко времени, в течение которого исполняется их заказ. Сокращение времени позволяет сократить дополнительные затраты, которые несет клиент, пока ожидает поставку или пытается реализовать альтернативные варианты получения необходимых товаров. Потребители сегодня оценивают время исполнения заказа1, и это влияет на их покупательское поведение.
В традиционно организованных системах управления материальными потоками основным показателем при выборе поставщика чаше всего является цена. Логистическая организация, продолжая отдавать должное цене поставляемых товаров, тем не менее основной акцент переносит на время исполнения заказа.
Поставщик, не осознающий важности фактора времени процесса и не имеющий системы, способной удовлетворить временные потребности быстро изменяющихся рынков, как правило, проигрывает в конкурентной борьбе.
Перечислим основные причины роста время чувствительности рынков:
» повсеместное сокращение полных жизненных циклов товаров;
» ориентация потребителей на работу в условиях низких запасов;
» усиление фактора рыночного спроса и, как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов.
Теперь кратко охарактеризуем каждый из этих факторов:
Сокращение полных жизненных циклов /поваров1.
Особенностью последних нескольких десятилетий было сокращение полных жизненных циклов товаров. Например, механическая пишущая машинка имела полный жизненный цикл приблизительно в 30 лет. Пришедшая ей на смену электромеханическая пишущая машинка уступила место электронной пишущей машинке с четырехлетним полным жизненным циклом. Современные печатающие устройства имеют полный жизненный цикл меньше одного года. За это время необходимо успеть разработать новое изделие, организовать снабжение, начать производство и организовать реализацию. Следовательно, способность к быстрому развитию изделия становится ключевым элементом конкурентоспособности предприятия.
Стремление потребителей к уменьшению запасов.
Одной из наиболее явных тенденций последних лет является всеобщее стремление компаний к уменьшению запасов независимо от того, находятся ли эти запасы в форме сырья, компонентов в незавершенном производстве или в виде готовой продукции. Освобождается вложенный в запасы капитал, уменьшаются издержки на содержание специализированных складских помещений и соответствующего персонала. Уменьшение запасов на предприятиях находится в прямой связи с сокращением жизненного цикла товаров, поскольку запасы крайне быстро из необходимых превращаются в неликвидные из-за введения в строй технологически новых образцов, выполняющих сходные функции.
Ориентация участников логистических процессов на работу в условиях низких запасов означает, что возможность поставки полного заказа во время, требуемое клиентом, становится одним из основных показателей оценки поставщика. Очевидно, что те компании, которые могут добиваться сокращения времени между получением заказа и поставкой, будут иметь существенное преимущество над своими более медлительными конкурентами.
Усиление фактора рыночного спроса (рост непредсказуемости спроса) и, как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов.
Актуальной проблемой большинства предприятий, работающих с материальными потоками, является неточность прогнозов, влекущая за собой ошибочные решения и соответствующие экономические потери. Независимо от совершенства и сложности используемых методов прогнозирования в условиях сегодняшней изменчивости рынков ошибки прогнозов неизбежны. Причем развитие товарных рынков, конкуренции, изменчивость цен, а также другие рыночные факторы являются объективной причиной тенденции роста ошибок прогнозирования.
Сокращение времени логистических продессов в этих условиях влечет за собой уменьшение ошибок прогноза (так как ошибка прогноза пропорциональна сроку прогнозирования) и соответствующее снижение потерь, порождаемых этими ошибками.
11. Виды временных циклов в логистике.
Длительность логистического процесса может рассматриваться как с позиции потребителя, так и с позиции поставщика.
С точки зрения потребителя интерес представляет время исполнения заказа, т. е. время, прошедшее от момента размещения заказа до момента доставки товара (цикл «размещение заказа — получение товара»).
С позиции поставщика не менее важным является время от момента получения заказа покупателя до момента поступления оплаты за поставленный товар, в том числе и общее время оборота рабочего капитала, начиная с момента закупки сырья и кончая получением платы от покупателя (цикл «получение заказа — поступление оплаты»).
Кратко рассмотрим каждый из этих циклов.
Цикл «размещение заказа — получение товара».
Как уже отмечалось, в современной экономической среде высокая скорость реакции поставщика на возникший спрос является одним из главных источников его конкурентного преимущества, так как длительное время исполнения заказа требует от покупателя разработки долгосрочных прогнозов и сопряжено с созданием запасов.
Каждый из главных этапов цикла «размещение заказа — получение товара» требует для исполнения определенного времени. Диапазон возможных колебаний длительности всего цикла лежит в пределах от 12 до 34 дней.
Каждый из этапов теоретически может быть выполнен в весьма сжатые сроки. Однако в традиционных системах управления это маловероятно. Еще менее вероятно, что вся последовательность операций в отсутствие единой системы управления сквозным процессом, нацеленной на сокращение времени исполнения заказа, будет выполнена в сжатые сроки.
Другой целью системы управления временем исполнения заказа является надежность соблюдения установленного срока поставки, которая зачастую оказывается условием не менее важным, чем дайна цикла «размещение заказа — получение товара» (по крайней мере, до определенного момента).
Цикл «получение заказа — поступление платы».
Как уже акцентировалось, любой поставщик заинтересован в сокращении общего времени оборота рабочего капитала, т. е. времени превращения заказа в деньги. Следует подчеркнуть, что данный цикл заключается не только в обработке заказа, выписке счета и получении платы. Сюда относится также и время на снабжение и производство, т. е. весь путь финансирования оборотного капитала.
Логистический подход к управлению временем процессов в рамках каждого из циклов заключается в проектировании и контроле полной временной цепи логистического процесса продвижения материальных, информационных и финансовых потоков.
Необходимость сжатия времени процессов, на первый взгляд, является очевидной, однако внедрение идеи в практику происходит, как правило, медленно. Основные причины:
*время исполнения на каждом этапе цикла защищается своими «опекунами» как возможность маневра, как своеобразное «пространство для дыхания»;
* в логистических системах фактические значения времени исполнения, как правило, закладываются в качестве базовых параметров, которые лишь немногие менеджеры осмеливаются изменить1. Это приводит к тому, что системы постоянно работают на основе устаревших, годами не обновлявшихся параметров времени исполнения. Следует отметить, что чувствительность процесса к изменениям спроса уменьшается с увеличением длительности пути от источника материалов до потребителя. Продолжительные временные цепи не позволяют вовремя зафиксировать окончание спроса, осложняют связь производства с требованиями рынка.
Преодоление названных проблем и обеспечение своевременности реакции на изменение спроса требует нового подхода к управлению временем логистических процессов, что необходимо даже в зонах высокой степени внедрения логистического подхода в коммерцию, таких как Европейский Союз и США.
В России, помимо необходимости реализации указанной трансформации, необходимо изменение общего стереотипа организации ведения бизнеса и культуры производства.
12. Понятие логистического сервиса.
Как уже упоминалось, в условиях рынка покупателя продавец вынужден строить свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе доставки этого товара.
Услуга в общем понимании этого термина означает чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому. Работа по оказанию услуг, т. е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, называется сервисом.
Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса.
Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:
A. предпродажные, т, е. работы по формированию системы логистического сервиса;
Б. работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
B. послепродажный логистический сервис.
До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя в основном определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.
В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
*наличие товарных запасов на складе;
* исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
* обеспечение надежности доставки;
* предоставление информации о прохождении грузов.
Послепродажные услуги — это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.
Потребитель при выборе поставщика принимает во внимание возможности последнего в области логистического сервиса, т. е. на конкурентоспособность поставщика влияют ассортимент и качество предлагаемых им услуг. С другой стороны, расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.
Широкая номенклатура логистических услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического обслуживания потребителей.
Рассмотрим последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса:
1) сегментация потребительского рынка, т. е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления;
2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;
3) ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;
4) определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;
5) оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
6) установление обратной связи с покупателями для обеспече