Создание трехфазной системы явилось важнейшим этапом в развитии техники. Эта система вывела проблему передачи электроэнергии, а вместе с ней и электротехнику из кризисного состояния, которое сложилось в 80-х годах прошлого века. Производительные силы получили новую техническую базу, во многом способствовавшую углублению и расширению процесса концентрации и централизации производства. Электрическая энергия, которая из мест ее дешевого получения могла теперь передаваться в удаленные промышленные районы, вызвала коренную реконструкцию энергохозяйства промышленных предприятий и начала внедряться в технологию. Процесс электрификации постепенно захватывал все новые области производственной деятельности, революционизировал развитие производительных сил и не мог не привести к глубоким социальным изменениям.
Первые электростанции постоянного и однофазного переменного токов имели либо очень малый радиус электроснабжения (станции постоянного тока), либо ограниченный круг потребителей (станции однофазного переменного тока). Удовлетворительно решить комплексную проблему электроснабжения позволили только трехфазные электростанции.
Первой в мире эксплуатировавшейся трехфазной электростанцией была Лауфенская. После закрытия Франкфуртской выставки электростанция в Лауфене перешла в собственность города Хейль- ■бронна, расположенного в 12 км от Лауфена. Эта установка была пущена в эксплуатацию в начале 1892 г. На гидростанции были установлены два одинаковых трехфазных синхронных генератора. Напряжение (фазное) при помощи трансформаторов повышалось с 50 до 5000 В. Электроэнергия использовалась для питания всей городской осветительной сети, а также ряда небольших заводов и мастерских. Понижающие трансформаторы устанавливались непосредственно у потребителей.
В том же 1892 г. была сдана в эксплуатацию линия Бюлах — Эрликон (Швейцария). Машины для электростанции были спроектированы еще во время подготовки Франкфуртской выставки швейцарской фирмой «Эрликон». У водопада в Бюлахе была построена гидроэлектростанция с тремя трехфазными генераторами мощностью 150 кВт каждый. Электроэнергия передавалась на расстояние 23 км для электроснабжения завода. Вслед за этими первыми установками началось довольно быстрое строительство ряда электростанций, причем наибольшее их число было в Германии.
Известные трудности в развитии электрификации на базе трехфазных систем приходилось испытывать в связи с тем, что уже раньше в городах были построены станции постоянного или однофазного токов, а иногда и двухфазные. Владельцы и акционеры лих станций и электрических сетей всячески препятствовали внедрению трехфазной системы. Некоторым выходом явилось сочетание трехфазной электропередачи с распределением энергии на постоян- | ном токе. Например, в 1893 г. в Боккенгейме (пригород Франкфур-. та) была сооружена электростанция с двумя трехфазными гене- | раторами (по 150 кВт). Напряжение при помощи трансформаторов I повышалось с 80 до 700 В, и энергия передавалась на подстанцию, находившуюся в центре промышленного района и удаленную от электростанции на 1,2 км. Большая часть энергии на подстанции преобразовывалась двигатель-генераторной установкой в энергию 1 постоянного тока, которая и распределялась для электрического 1 освещения. Аналогичное решение было принято несколько позднее при строительстве электростанции в северной части Берлина.
Первая трехфазная установка в Америке была сооружена в конце 1893 г. в Калифорнии. Гидроэлектростанция располагала дву- ' мя генераторами мощностью по 250 кВт. От электростанции были ѵ проведены две линии генераторного напряжения (2500 В). Первая из них длиной 12 км поставляла энергию для осветительных целей, а вторая длиной 7,5 км предназначалась для питания трехфазного асинхронного двигателя мощностью 150 кВт.
Темпы внедрения трехфазной системы в Америке вначале были заметно ниже, чем в Европе. Это объясняется тем, что в Америке одна из крупнейших фирм — компания «Вестингауз» — настойчиво пыталась развернуть работы по сооружению электростанций и ", электрических сетей по системе Тесла. Триумфом двухфазной си- стемы считалась грандиозная по тому времени электростанция на Ниагарском водопаде, пущенная в эксплуатацию в 1896 г. Далее будет подробнее рассказано об этой гидроэлектростанции, здесь у же отметим, что замечательные свойства трехфазной системы при-
* влекли к ней внимание почти всех электротехнических фирм, в том ^ числе и крупнейшей американской фирмы «Дженерал Электрик».
Последняя развила бурную деятельность по строительству трехфаз- А ных установок, с которыми двухфазная система оказалась неконку- ь рентоспособной. Та же Ниагарская гидроэлектростанция со време-
* нем была переоборудована в трехфазную.
Для переходного периода в любой области техники, и в области электротехники в частности, весьма характерны попытки комбинирования устаревающих и новых технических решений. Так, в течение почти двух десятилетий, начиная с 1891 г., были сделаны попытки «помирить» технику трехфазных систем с другими систе- ! мами. В эти годы существовали электростанции, на которых одновременно работали генераторы постоянного, переменного однофазного тока, двухфазные и трехфазные или любая их комбинация. Напряжения и частоты были различными, потребители питались по раздельным линиям. Попытки «спасти» устаревающие системы, а вместе с ними и освоенное заводами электрооборудование, приводили к созданию комбинированных систем. Такими, в частности, являлись так называемые моноцикличе- ские и полициклические системы переменного тока, а также комбинированная система постоянного и переменного токов.
Наиболее известной из комбинированных систем является! схема, предложенная в 1894 г. Скоттом. В основе этой схемы лежит так называемый «трансформатор Скотта», предназначенный для взаимного преобразования токов двухфазной и трехфазной систем.
Однако судьба комбинированных систем, равно как и систем электроснабжения постоянным и однофазным переменным токами,, была предрешена, и уже с 1901—1905 гг. в основном сооружаются трехфазные электростанции (рис. 7.1). Главной причиной успехов; новой системы был быстрый рост промышленного потребления электроэнергии, тогда как построенные ранее станции удовлетворял» главным образом нужды населения. Поэтому первые трехфазные- электростанции представляли собой чаще всего станции фабрично-заводского типа.
Русские электротехники сумели очень быстро оценить достоинства трехфазной системы. Уже в январе 1892 г. на четвертой Петербургской электротехнической выставке проф. И. И. Боргман демонстрировал трехфазные машины системы Доливо-Добровольского. На этой выставке работали две трехфазные машины мощностью по 15 кВт.
Первым в России предприятием с трехфазным электроснабжением был Новороссийский элеватор. Он представлял собой грандиозное сооружение, и задача распределения энергии по его этажам и различным зданиям могла быть решена наилучшим образом только с помощью электричества. Строитель элеватора инж. А. Н. Щенснович решил применить только что ставшую известной трехфазную- систему. Летом 1892 г. швейцарскому заводу фирмы «Броун — Бовери» было заказано изготовление чертежей трехфазных машин. В следующем 1893 г. элеватор был электрифицирован. Интересно, что все машины по разработанным за> границей проектам изготовлялись в собственных мастерских элеватора.
На электростанции, построенной рядом с элеватором, были установлены четыре синхронных генератора мощностью 300 кВА каждый. Таким образом, общая Мощность электростанции составляла 1200 кВА, т. е. это была в то время самая мощная в мире трехфазная электростанция. В помещениях элеватора работали трехфазные двигатели мощностью 3,5—15 кВт, которые приводили ' В действие различные машины и механизмы. Часть энергии использовалась для освещения.
Представляет интерес электрификация Охтенского порохового завода в Петербурге. Ее организаторы — В. Н. Чиколев и Р. Э. Классов — решили осуществить передачу и распределение энергии с помощью трехфазных цепей. На гидростанции работали два генератора: один мощностью 120 кВт и другой 175 кВт. Оба генератора могли работать независимо друг от друга, так как были построены отдельные линии, но они могли включаться также и на параллельную работу. Наибольшее расстояние передачи составляло 2,66 км. На заводе находилось девять электродвигателей, из которых один имел мощность 65 л. с., три — по 20 л. с. и пять— 10 л. с. Кроме того, два двигателя по 1,5 л. с. были установлены на гидростанции для привода щитовых затворов. Часть энергии для питания дуговых ламп преобразовывалась в энергию постоянного тока.
Охтенская установка представляла собой в то время последнее слово техники. Ее основной строитель — выдающийся русский инженер Р. Э. Классон — дал прогрессивное инженерное решение задачи централизованного электроснабжения промышленного предприятия.
Первой в России электропередачей значительной протяженности была установка на Павловском прииске Ленского золотопромышленного района в Сибири. Электростанция была построена в 1896 г. на реке Ныгра. Здесь были установлены трехфазный генератор 98 кВт, 600 об/мин, 140 В и трансформатор соответствующей мощности, повышавший напряжение до 10 кВ. Электроэнергия передавалась на прииск, удаленный от станции на 21 км. На прииске для привода водоотливных устройств использовались трехфазные асинхронные двигатели мощностью 6,5—25 л. с. (напряжение 260 В). Так постепенно расширялось в России строительство трехфазных электростанций.
С 1897 г. началась электрификация крупных городов (Москва, Петербург, Самара, Киев, Рига, Харьков и др.). ■
На рубеже XIX и XX вв. были уже достаточно выяснены преимущества и возможности трехфазной техники. Развитие городских сетей делало экономически нецелесообразным существование в одном городе многих мелких станций, и они закрывались одна за другой. Электрические станции становились крупными промышленными предприятиями по выработке электроэнергии; сети разных станций объединялись, создавались первые энергетические системы.