Конспект по предмету Профессиональная карьера для 12 гр. 27.04.2020
Тема: Выбор профессии, карьеры.
Урок: Практическая работа №2. «Построение учащимися личных профессиональных планов и их анализ. Обсуждение понятия «профессиональный идеал».
Цели:
1. Формирование личного профессионального плана через постановку жизненных целей и самопознание.
2. Формирование личного профессионального самоопределения.
3. Приобретение знаний, способствующих овладению выбранной профессией
соотнесение себя с профессией
Опорный конспект
Тренинговое упражнение: «Мои жизненные приоритеты».
Про старушку.
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
Дайте ответ на следующие вопросы:
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о выбранной профессий. Ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Практическая работа.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
Схема личного профессионального плана
Главная цель | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. |
Ближайшие задачи и более отдаленные цели | Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения ближайших целей | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в высшее учебное заведение |
Внешние препятствия на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Свои возможности для достижения цели | Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения | Например: “не пройду по конкурсу в ВУЗ – попробую поступить на ту же специальность в следующем году, а пока буду работать и набираться практических знаний и навыков “ и т.д. |
В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы и запишите их.
Ответы на эти вопросы – и есть ваш “смутный” профессиональный план.
Диагностический блок. Сила мотивации.
Инструкция: Следующая методика поможет оценить силу мотивации, то есть насколько значим для вас успех, продумать ту или иную позицию по отношению к тем или иным ценностям. Если вы согласны со следующим утверждением, ставьте “+”, если не согласны, ставьте “-”.
1. Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
2. Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
4. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
5. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
6. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
7. Я более доброжелателен, чем другие.
8. В процессе работы я нуждаюсь в небольших перерывах для отдыха.
9. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.
10. Порицание стимулирует меня больше, чем похвала.
11. Я знаю, что мои друзья считают меня дельным (толковым, полезным, умным) человеком.
12. Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
13. На моём честолюбии легко сыграть.
14. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
15. Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.
16. Нужно полагаться только на самого себя.
17. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
18. Я менее честолюбив, чем другие.
19. В конце отпуска (каникул) я радуюсь, что скоро выйду на работу (учёбу).
20. Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
21. Мне легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
22. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
23. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
24. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
25. Мои друзья считают меня ленивым.
26. Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег (товарищей, друзей, соучеников).
27. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
28. Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.
29. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
30. Я завидую людям, которые загружены работой.
Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом.
Ключ:
а) положительные ответы на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28. Сумма =
б) отрицательные ответы на вопросы: 5, 9, 14, 15, 18, 25, 27, 29, 30. Сумма =
Сложите полученные суммы ответов а и б. Результат =
Полученный результат характеризует уровень вашей мотивации к успеху, достижению цели.
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху, вам надо развивать уверенность в своих силах, не бояться заявлять о себе и о своих желаниях (дядя Миша).
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации, вы старательны и ответственны, к намеченной цели движетесь, как поезд по рельсам – чётко по расписанию, соблюдая остановки.
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации, вы точно знаете, чего хотите от жизни, ваше движение к цели похоже на разбег, подготовку к прыжку, затем прыжок; плавное приземление на ноги, без падения означает, что барьер взят, и вы продолжаете разбег, готовитесь к следующему прыжку.
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху, вы движетесь к цели перескакивая через ступени, отталкивая стоящих на пути, вам надо уметь понимать и учитывать интересы другого, воспитывать, развивать чувство ответственности, умеренности, такта и доброжелательности.
Домашнее задание:
В соответствии со схемой построения личного профессионального плана, продумайте ответы на вопросы и запишите их.
Пройдите предложенный тест в диагностическом блоке: Сила мотивации.