Глоссарий по курсу «Социальная психология»




  Авторитарность социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.
Авторитет 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т.п.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.
Анкетный опрос метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.
Атрибуция каузальная (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Аттитюд психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта; состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности
Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого; особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Аффилиация стремление человека быть в обществе других людей.
Вербальная коммуникация (лат. verbalis «словесный») — термин, применяемый для обозначения речевой коммуникации; использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.  
Влияние(в психологии) процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
Внутригрупповой фаворитизм стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Внушение Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на её некритичном восприятии. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е., выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления действиям суггестора называется контрсуггестией.
Гендер «социальный пол», не всегда совпадающий с биологическим полом человека и предполагающий, что социальная особенность пола задается историческими и культурными условиями и не предполагает «естественной» заданности ролей. Понятие «гендер» сегодня агрессивно навязывается обществу западной цивилизацией, пропагандирующей «ценности» ЛГБТ-движения, по сути являющееся сатанинским.
Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипноз возникает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
Группа референтная реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.
Групповая поляризация социально-психологическое явление, характеризующееся тем, что в ходе групповой дискуссии изначально разноречивые мнения отдельных членов группы к завершению не сглаживаются, а заостряются, разделяя группу на две полярные группировки.
Группообразование процесс превращения первоначально случайной общности людей в обособленную малую группу, обладающую определенной внутренней структурой и типологическими признаками.
Гуманистический стиль Стиль общения с целью не изменения другого, а изменение представлений обоих партнёров относительно объекта взаимодействия; относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка
Деиндивидуализация утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
Депривация (от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.
Дизъюнктивные чувства чувства, разъединяющие людей людей; в каждом случае такого отношения другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству, к совместным действиям.
Дистанция социальная степень близости или отчуждения классов, социальных групп и лиц по их положению в обществе.
Достижения мотивация потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми.
Дружба вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Заражение бессознательная невольная подверженность индивида определённым психическим состояниям через передачу определённого эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.  
Идентификация Отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему.
Идентификация внутригрупповая возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
Импринтинг (англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных — жертв, и др.).
Ингибиция социальная (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.
Индивидуализация развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Институт социализации социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.
Интеграция процесс, или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства.
Интервью способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Каузальная атрибуция Механизм межличностного восприятия, приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация о причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнёра по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки.
Когнитивная сложность психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.
Когнитивный диссонанс напряжение, которое появляется при осознании несовместимости каких-либо двух знаний.
Компетентность (социальная) коммуникативная ориентированность в различных ситуациях общений, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Конкуренция (позднелат. concurrentia - от concurrere - сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.).
Контент-анализ метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.
Конфликт наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Конформизм изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформность (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства, тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.
Конъюнктивные чувства чувства, сближающие людей, объединяющие их; в каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.
Кооперация Координация единичных сил участников взаимодействия (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил: атрибуты кооперации: взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие.
Корпорация организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих интересов.
Культура понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся из поколения к поколению.
Лидерство отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Малая группа Группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Манипулятивный стиль стиль общения, целью которого является намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию; ради осуществления манипуляции применяется широкий набор средств, таких, как отвлечение внимания, перехват инициативы, «эксплуатация» личных качеств объекта манипуляции.
Межгрупповая дискриминация установление различий между собственной и другой группой и действие на этом основании в пользу своей группы.
Межличностные отношения субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.
Невербальная коммуникация Обмен информацией посредством неречевых знаков (жесты, мимика, пантомимика, просодика, организация пространства и времени коммуникативного процесса, визуальное общение).  
Нормы групповые принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
Общение 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Огруппление мышления режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.
Перцептивная защита разновидность психологической защиты, способ оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
Перцепция социальная восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.
Подражание следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.
Предубеждение установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.
Пространство социальное социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития.
Раппо́рт (фр. rapport, от rapporter — возвращать, приносить обратно) — термин в психологии, имеющий несколько смежных значений; подразумевает установление специфического контакта, включающего определенную меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта. В иностранной литературе термин раппорт употребляется в широком смысле близких межличностных отношений, базирующихся на интеллектуальной и эмоциональной общности. Термин раппорт был введен Месмером для обозначения физического контакта, благодаря которому происходила передача «магнетического флюида» от гипнотизера пациенту при «месмеризации».
Расизм 1) индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы; 2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение. 3)индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы; 4) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.  
Референтная группа (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Рефлексия Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.
Реципиент субъект, реагирующий на сообщение.
Ритуальный стиль стиль, заданный некоторой культурой, имеющий целью не изменить другого в общении, а просто подтвердить своё присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов
Роль социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.
Роль гендерная набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Роль социальная 1) фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; 2) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; 3) общественно необходимый вид социальной и способ поведения личности.деятельности
Социализация процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных образований; с другой стороны, процессактивного воспроизводства индивидом системы социума за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социальная дискриминация неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, сопровождающееся ущемлением их прав и достоинства.
Социальная интеракция организация взаимодействия между общающимися индивидами, включающая не только обмен знаниями, идеями, но и действиями.
Социальная коммуникация обмен информацией между общающимися индивидами
Социальная перцепция Восприятие и познание партнёрами по общению друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
Социальная потребность Объективное рассогласование, противоречие между должным и сущим, идеальным и реальным, необходимым и фактическим, «надо» и «есть».
Социальная психология 1)отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием; 2) теория и практика освоения психологии деятельности личности и общества в социальной среде, представленной социальными способностями и потребностями, актуализирующимися в социальных деятельностях, на основе которых формируются социальные отношения и институты. С одной стороны социальную психологию интересуют вопросы формирования социальных способностей и потребностей личности, а с другой стороны, как эти потребности и способности проявляются в социальной деятельности личности, а также включенности её в социальные отношения и институты, в ходе реализации деятельности. То же происходит и с обществом/общностями на всех уровнях социального бытия (от малой группы до человечества как целостности). У общества есть социальные потребности и способности, оно осуществляет социальные деятельности, на базе которых формируются социальные отношения и институты. Социальную психологию интересует психологический срез этих социальных образований.
Социальные отношения Отношение личностей и социальных общностей в общей сфере их деятельности, опосредованные средой.
Социальная способность социально заданная возможность образования на биосубстрате человека функциональных систем к определенной деятельности. Способность человека – не биологическое и не социальное образование, это интеграция того и другого. Биологическое в способности представлено генетически запрограммированным биосубстратом человека, а социальное – социальным опытом, социокультурными программами, которые осваиваются биосубстратом пожизненно.
Социальный институт Нормативная общественная организация людей для реализации общей цели.
Социометрия Методика, предложенная американским исследователем Дж.Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путём осуществления каждым из членов группы определённых «выборов» из всего состава группы по заданному критерию.
Сплоченность групповая один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
Стереотип социальный (от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.
Теория социального научения теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний.
Теория социального обмена теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».
Толерантность соблюдение норм реагирования на высказывание другого, допущение того, что этот другой имеет принципиально отличную точку зрения.
Толпа скопление людей (бесструктурное), лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Установка готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Установка социальная(аттитюд) субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
Фаворитизм внутригрупповой (от лат. favor — благосклонность) предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.
Фасилитация социальная (от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
Фасцинация [англ. fascination < лат. fascinatio очарование] – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».
Феминизм Направление в современных гуманитарных науках на Западе, и как общественное движение, отстаивающее равноправие женщин, а порою и их превосходства над мужчинами. Некоторые крайние формы феминизма связаны с распространённой в США идеей политкорректности – запрета на проявление каких бы то ни было проявлений пренебрежительного отношения к различным «меньшинствам», в том числе к женщинам. Почему женщины отнесены к «меньшинствам» - вопрос риторический. На практике «меньшинства» неполиткорректно относятся к традиционным бракам, традиционной семье и ее укладу, навязывая большинству свои противоестественные «ценности».
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
Ценности социальные общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.
Ценностные ориентации субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.
Эмпатия от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.
Эффект новизны феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
Эффект ореола Тенденция переноса предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Эффект первичности более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
Я-концепция согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе; итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления себя с ними.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: