Класс (1 час 20 мин.)
1. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Общество в широком смысле – группа людей, объединившихся для совместного выполнения деятельности.
2) Материальная культура включает в себя нормы, образцы поведения, знания, идеи, ценности.
3) И природа, и общество являются сложными развивающимися системами.
4) Способность изготавливать орудия труда отличает человека от животного.
5) При натуральном производстве, в отличие от товарного, производимая продукция предназначается не для продажи, а для собственного потребления производителем.
6) Все политические институты имеют право на законное применение силы.
2. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
Основной формой экономической и социальной жизни в традиционном обществе является
а) город
б) деревня
в) полис
г) община
2.2. К отличительным чертам постиндустриального общества относятся:
а) отсутствие социального расслоения
б) преобладание сферы услуг в экономике
в) механизация производства
г) глобализация во всех сферах общественной жизни
д) образование как основной социальный «лифт».
2.3. Признаками демократического государства являются:
а) конституционные гарантии политических прав и свобод
б) сосредоточение власти в руках главы государства
в) многопартийная система
г) усиление роли исполнительной и ограничение законодательной власти
д) разделение властей.
3. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
«В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Существует две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм. Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил…
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности. Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко неоднозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений…» (А.Б. Безбородов, В.П. Филатов и др.)
1)Приведите примеры возникновения новых и исчезновения ранее существовавших элементов социальной системы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Объясните, почему авторы называют эволюцию равновесной моделью, а революцию – неравновесной моделью социальных изменений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3)О каком направлении развития общества говорится в тексте?
_____________________________________________________________________________
Как в обществознании называется другое направление?
__ __________________________________________________________________________
4)Почему отношение к результатам социального прогресса в науке неоднозначно? Объясните, в чем заключается проблема прогресса и приведите соответствующий пример.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Напишите понятие и его определение.
1) поддерживаемых, норм, право, обязательных, поведения, установленных, система, правил, государством.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) средства, с помощью, производства, созданные, которых, осуществляется, техника, процесс, людьми, материального.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте:
Духовное (1) выделялось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в (2) индивидов. Они выражаются в (3) форме: язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют (4) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база: школы, музеи, издательства, СМИ. В сфере духовного производства действует ряд (5), таких как образование, наука, искусство, а так же отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой (6) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений.
А) социальный статус
Б) синтез
В) знаково-символический
Г) сознание
Д) социальный институт
Е) производство
Ж) общество
З) смысл
И) устный
Решите кроссворд
По вертикали:
1 Согласованное мнение по спорным вопросам. 2. Форма практически-духовного отражения мира с помощью художественных образов. 3. Исключительно быстрый рост товарных цен и денежной массы в обращении. 4. Обращение в суд. 5. Группа людей, которую отличает место в системе общественного производства, отношение к собственности на средства производства. 6. Совокупность представлений, верований и обрядов, связанных с верой в сверхъестественное.
По горизонтали:
7. Наука, изучающая эффективные способы использования ограниченных ресурсов для производства материальных благ. 8. Основной закон государства. 9. Количество товаров, которое покупатель готов купить по определенной цене. 10. Процесс обновления и усовершенствования. 11. Метод научного познания, предполагающий разделение целого на части. 12. Взаимодействие двух или более человек с целью обмена информацией.