3.1. Понятие ассортимента, его виды
Ассортимент — это большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и проч.), различающихся друг от друга по другим признакам. Таким образом, ассортимент представляет собой систему, в которой можно выделить отдельные элементы, представляющие собой объединяемые одним частным признаком группировки, между которыми существуют определенные связи. Различают промышленный и торговый; простой и сложный, укрупненный и развернутый; комбинированный и смешанный ассортимент товаров.
Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности, отдельным предприятием или другими изготовителями. Под другими изготовителями подразумевают предприятия общественного питания и частных предпринимателей, ателье индивидуального пошива и проч. Как правило, предприятия выпускают небольшое число наименований товаров, что позволяет им совершенствовать технологию изготовления этих товаров, повышать их качество через улучшение потребительских свойств. То есть предприятия выпускают достаточно узкий ассортимент товаров с небольшим разнообразием видов и разновидностей.
Торговый ассортимент представляет собой совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров.
Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.
Торговый ассортимент может рассматриваться применительно к одному или нескольким торговым предприятиям, ко всей торговой сети. Ассортимент торгового предприятия представлен номенклатурой товаров, которые продает данное предприятие.
Ассортимент определяет тип торгового предприятия (универмаг, универсам, магазин "Продукты" и т. д.). Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет и форму торгового обслуживания.
С учетом сложности ассортимента различают простой и сложный ассортимент товаров.
Если ассортимент представлен такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам, то такой ассортимент называется простым ассортиментом товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).
Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежда и др.).
Оценка укрупненного ассортимента сводится к установлению количественного соотношения отдельных групп изделий и к характеристике этих групп. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: назначения, особенности конструкции и проч. Как видно из предыдущего примера, одежду подразделяют на группы по назначению, а на подгруппы по модельно- конструктивным особенностям.
Развернутый ассортимент изучают по представленным разновидностям швейных изделий. Признаками деления видов на разновидности являются фасон и сложность обработки.
Кроме того, ассортимент бывает комбинированный и смешанный.
Комбинированный ассортимент представляет собой набор нескольких групп товаров, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине "Мужская одежда" реализуется комбинированный ассортимент.
Смешанный ассортимент представляет собой совокупность непро-довольственных и продовольственных товаров различных групп. Сме-шанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.
3.2. Основные характеристики ассортимента товаров
Ранее ассортимент торговых предприятий формировался в соответствии с ассортиментным перечнем. Это та часть торгового ассортимента, которая всегда должна быть в продаже в магазине. В настоящее время понятие ассортиментного перечня несколько изменилось, он устанавливается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, типом здания, размером торговой площади и проч. Ассортиментный перечень утверждается при лицензировании торгового предприятия в органах местной власти и в территориальных центрах Роспотребнадзора.
В ассортиментный перечень обязательно должны входить социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, остальные товары определяются магазином самостоятельно.
Социально значимыми продовольственными товарами (товарами первой необходимости) являются: хлеб и хлебобулочные изделия; соль; сахар и сахар-рафинад; спички; чай; мясо и мясо птицы; молоко и кисломолочные продукты; животное масло; яйцо; растительное масло; маргарин; рыба свежемороженая; крупа; макаронные изделия; табачные изделия; картофель: капуста; свекла; морковь.
К социально значимым непродовольственным товарам относятся: хозяйственное и туалетное мыло, синтетические моющие средства; зубные щетки; лезвия для бритья; ученические тетради; шариковые и перьевые авторучки; черно-графитные и цветные карандаши; электролампы (3 вида); швейные нитки и иглы; мужское и женское белье; постельное белье (простыни, наволочки, пододеяльники).
Отсутствие социально значимых товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем торгового предприятия в соответствии с его специализацией, влечет за собой административное наказание.
Основными показателями ассортимента являются следующие количественные характеристики:
• структура;
• полнота;
• глубина;
• устойчивость;
• новизна.
Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.
Показатели структуры ассортимента могут иметь стоимостное или натуральное выражение. Определение показателей структуры ассортимента в стоимостном выражении не дает полного представления о действительном соотношении тех или иных групп товаров, так как стоимость разных товаров значительно отличается, тем не менее такое определение полезно и позволяет проанализировать оперативную деятельность предприятия торговли с финансовой стороны.
Структура ассортимента должна быть научно обоснованной, базироваться на результатах изучения потребностей населения и способствовать наиболее полному удовлетворению спроса.
Например, изучая структуру ассортимента женского легкого платья, определяют долю платьев, юбок, сарафанов, блузок и других видов изделий в общем объеме ассортимента, принятого за 100%.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:
К = Гф / Г, (3.1)
ш ф ' н' к '
где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед. Понятие "широта" ассортимента товаров относится как к промышленному, так и к торговому ассортименту. Механическое расширение ассортимента нерационально и нецелесообразно. То есть увеличение числа товарных групп имеет смысл только до некоторого оптимального уровня, который должен соответствовать разумным потребностям и требованиям экономичности.
Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующим потребностям.
Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле
Кп = Вф / Вн (З.2)
где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.;
Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и проч., ед.
Полнота ассортимента указывает на возможность выбора различных видов товаров.
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле
К = рф / (3.3)
где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;
Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т. п., ед.
Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле
Ку = 1 - (Р'ф! + Р'ф2 + ■■■ + Р'фи) / (Рн • "I (3.4)
где Р'ф1} Р'ф2>—Р'фП — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;
Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.;
n — количество проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.
Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны К:
Ко = Ро / (3.5)
где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.;
Рф — среднее количество разновидностей, ед.
Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия и изделия ранее выпускавшиеся, но с существенно измененными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морального старения товаров: чем он меньше, чем должна быть больше степень обновления ассортимента. Другими словами, предпочтительно не только расширять, но и обновлять ассортимент.
3.3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
Основной целью формирования ассортимента товаров является наиболее полное удовлетворение потребностей различных групп населения. Сложившаяся структура ассортимента со временем уже не может удовлетворить растущие потребности населения. Поэтому настоятельной необходимостью является систематическое изучение спроса с целью разработки рациональной структуры ассортимента.
Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется частотой и видом предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяют на следующие группы:
• повседневного спроса;
• периодического спроса;
• редкого спроса;
• сезонного спроса.
Товары повседневного спроса включают такие важнейшие группы товаров, как продукты питания, средства гигиены, косметические товары, товары бытовой химии, недорогие виды одежды и обуви, книги, канцелярские и кухонные принадлежности и др. Такие товары покупаются часто, порой ежедневно, причем принятие решения о покупке зависит от таких факторов, как привычка, удобство приобретения (например, при комплексной еженедельной закупке на оптовом продовольственном рынке или в супермаркете), любопытство и проч.
Товары периодического спроса приобретаются потребителями через определенные длительные интервалы времени, например несколько раз в год.
К товарам редкого спроса относят преимущественно те из них, у которых сроки службы исчисляются годами (товары длительного пользования). Товары редкого спроса включают автомобили, аудио- и видеотехнику, компьютеры, мебель, тренажеры, дорогостоящие предметы туалета (например, ювелирные изделия) и др. Приобретаются такие товары один раз в несколько лет.
Реализация сезонных товаров производится в определенные периоды года (летняя и зимняя одежда, елочные украшения и др.).
Спрос на товары может быть постоянным (устойчивым) или подвергаться определенным колебаниям. С учетом этого выделяют следующие группы товаров:
• стабильного спроса;
• спрос на которые подвержен резким колебаниям;
• специального спроса;
• альтернативного спроса;
• импульсивного спроса.
Товары стабильного спроса характеризуются устойчивой потребностью в них и отсутствием резких изменений в этих потребностях.
Резкие изменения спроса на товары могут быть связаны с изменениями основных направлений моды, с сезонностью продаж и проч.
Если потребитель нуждается в определенном товаре, с определенным набором потребительских свойств, который не может быть заменен каким-либо другим товаров, то такой товар будет относиться к товарам специального спроса.
Потребность в товарах импульсивного спроса появляется и формируется под влиянием рекламы, удачной выкладке в торговом зале.
Товары альтернативного спроса допускают замену одного товара другим.
Основными принципами формирования ассортимента товаров являются:
• обеспечение на каждом предприятии торговли достаточной полноты товаров повседневного спроса, простого ассортимента, специальных и трудно заменяемых в потреблении и спросе;
• обеспечение достаточного разнообразия видов товаров по каждой группе;
• установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров;
• учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности торгового предприятия.
В основе формирования ассортимента товаров лежит спрос, на который влияют следующие факторы:
• экономические, в том числе успехи научно-технического прогресса;
• социально-демографические;
• социально-психологические;
• природно-климатические;
• национально-бытовые.
Экономические факторы определяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, уровнем доходов и социального обеспечения населения, уровнем розничных цен на товары и т. п. Успехи научно-технического прогресса также влияют на изменения спроса населения. Появляются новые материалы, новые способы обработки и технологических приемов, новые группы и виды товаров. А это приводит к росту потребностей и к появлению спроса на новые предметы потребления.
К социально-демографическим факторам относятся: социальный состав населения, характер трудовой деятельности населения, образовательный и культурный уровень населения, количество и состав семей, сегментация общества в зависимости от уровня доходов, жилищное строительство, социальное обеспечение и др.
К социально-психологическим факторам относятся вопросы моды, престижа, заботы о здоровье и др. Например, приобретая престижные товары, люди демонстрируют окружающим свой успех и высокий уровень благосостояния. Важнейшим критерием качества товаров престижного спроса является не только конструкция, добротность материала или тщательность изготовления, но и высокая цена. Очень часто с развитием научно-технического прогресса, под влиянием моды товары из категории престижных могут переходить в категорию товаров редкого спроса. Например, в конце 80-х гг. видеомагнитофон относился к престижным товарам. К середине 90-х гг. видеомагнитофоны перешли в категорию товаров редкого спроса.
В зависимости от географического положения населенного пункта, климатических условий спрос населения будет меняться. Это природно-климатические факторы.
К национально-бытовым факторам относят национальный состав населения, нравы и обычаи.
На торговых предприятиях процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента, т. е. с количества товарных групп. Затем определяется полнота и глубина ассортимента, т. е. количество видов и разновидностей товаров.
3.4. Управление ассортиментом товаров
Под управлением ассортиментом товаров понимается разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, которая будет наиболее полно соответствовать текущим потребностям населения.
Одной из практических задач успешного формирования ассортимента является установление связей между производством, торговлей и потребителем.
Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его совершенствованием. При анализе структуры ассортимента:
• оценивают относительную долю товаров (по группам, подгруппам, видам и разновидностям);
• сравнивают заказанный и поступивший в продажу ассортимент товаров;
• анализируют условия формирования оптимального ассортимента.
При оценке относительной доли товаров определяется количественное соотношение в ассортименте всех наименований товаров по их видам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам, расфасовке, упаковке и прочим классификационным признакам.
Результаты подробного систематического анализа ассортимента товаров служат основанием для его совершенствования и расширения.
В условиях жесткой конкуренции работа по управлению ассортиментом усложняется. Широта и полнота ассортимента во многом зависят от квалификации и уровня подготовки товароведа, который должен располагать обширной информацией о промышленном и торговом ассортименте товаров, других источниках возможного поступления товаров, о конкурентоспособности товаров и их потребительских свойствах. Товароведы должны активно участвовать в формировании рационального ассортимента и предотвращать поставки товаров, не пользующиеся спросом
Основные направления этой работы:
• изучение структуры ассортимента товаров (по группам и внутри группы);
• оптимизация и обновление ассортимента с учетом требований потребителей к качеству товаров;
• разработка научных принципов классификации товаров (группировки и систематизации, научной терминологии).
Результаты товароведных исследований и рекомендаций по улучшению качества и выпуску новых изделий служат основой активного формирования перспективного ассортимента товаров и управления им.