Глава 3. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ




3.1. Понятие ассортимента, его виды

Ассортимент — это большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначе­ние, производитель и проч.), различающихся друг от друга по другим признакам. Таким образом, ассортимент представляет собой систему, в которой можно выделить отдельные элементы, представляющие собой объединяемые одним частным признаком группировки, между которыми существуют определенные свя­зи. Различают промышленный и торговый; простой и сложный, укрупненный и развернутый; комбинированный и смешанный ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности, отдельным предприятием или другими изготовителями. Под другими изготовителями подразумевают предприятия обще­ственного питания и частных предпринимателей, ателье индиви­дуального пошива и проч. Как правило, предприятия выпускают небольшое число наименований товаров, что позволяет им совер­шенствовать технологию изготовления этих товаров, повышать их качество через улучшение потребительских свойств. То есть предприятия выпускают достаточно узкий ассортимент товаров с небольшим разнообразием видов и разновидностей.

Торговый ассортимент представляет собой совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это со­вокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров.

Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускае­мых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.

Торговый ассортимент может рассматриваться примени­тельно к одному или нескольким торговым предприятиям, ко всей торговой сети. Ассортимент торгового предприятия представлен номенклатурой товаров, которые продает данное предприятие.

Ассортимент определяет тип торгового предприятия (уни­вермаг, универсам, магазин "Продукты" и т. д.). Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универ­сальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет и форму торгового обслуживания.

С учетом сложности ассортимента различают простой и сложный ассортимент товаров.

Если ассортимент представлен такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам, то такой ассортимент называется простым ассортиментом товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).

Те виды товаров, которые классифицируются на разно­видности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежда и др.).

Оценка укрупненного ассортимента сводится к установле­нию количественного соотношения отдельных групп изделий и к характеристике этих групп. Группа товаров должна объеди­няться по ряду признаков: назначения, особенности конструкции и проч. Как видно из предыдущего примера, одежду подраз­деляют на группы по назначению, а на подгруппы по модельно- конструктивным особенностям.

Развернутый ассортимент изучают по представленным раз­новидностям швейных изделий. Признаками деления видов на разновидности являются фасон и сложность обработки.

Кроме того, ассортимент бывает комбинированный и сме­шанный.

Комбинированный ассортимент представляет собой набор нескольких групп товаров, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине "Мужская одежда" реализуется комбинированный ассортимент.

Смешанный ассортимент представляет собой совокупность непро-довольственных и продовольственных товаров различных групп. Сме-шанный ассортимент представлен, как правило, наи­большим количеством групп и видов товаров.

3.2. Основные характеристики ассортимента товаров

Ранее ассортимент торговых предприятий формировался в соответствии с ассортиментным перечнем. Это та часть торгового ассортимента, которая всегда должна быть в продаже в магазине. В настоящее время понятие ассортиментного перечня несколько изменилось, он устанавливается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, типом здания, размером торговой площади и проч. Ассорти­ментный перечень утверждается при лицензировании торгового предприятия в органах местной власти и в территориальных центрах Роспотребнадзора.

В ассортиментный перечень обязательно должны входить социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, остальные товары определяются магазином самостоя­тельно.

Социально значимыми продовольственными товарами (то­варами первой необходимости) являются: хлеб и хлебобулочные изделия; соль; сахар и сахар-рафинад; спички; чай; мясо и мясо птицы; молоко и кисломолочные продукты; животное масло; яйцо; растительное масло; маргарин; рыба свежемороженая; крупа; макаронные изделия; табачные изделия; картофель: капуста; свекла; морковь.

К социально значимым непродовольственным товарам относятся: хозяйственное и туалетное мыло, синтетические мою­щие средства; зубные щетки; лезвия для бритья; ученические тетради; шариковые и перьевые авторучки; черно-графитные и цветные карандаши; электролампы (3 вида); швейные нитки и иглы; мужское и женское белье; постельное белье (простыни, наволочки, пододеяльники).

Отсутствие социально значимых товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем торгового предприятия в соответ­ствии с его специализацией, влечет за собой административное наказание.

Основными показателями ассортимента являются следую­щие количественные характеристики:

• структура;

• полнота;

• глубина;

• устойчивость;

• новизна.

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры ассортимента могут иметь стои­мостное или натуральное выражение. Определение показателей структуры ассортимента в стоимостном выражении не дает полного представления о действительном соотношении тех или иных групп товаров, так как стоимость разных товаров значи­тельно отличается, тем не менее такое определение полезно и позволяет проанализировать оперативную деятельность пред­приятия торговли с финансовой стороны.

Структура ассортимента должна быть научно обоснованной, базироваться на результатах изучения потребностей населения и способствовать наиболее полному удовлетворению спроса.

Например, изучая структуру ассортимента женского легкого платья, определяют долю платьев, юбок, сарафанов, блузок и дру­гих видов изделий в общем объеме ассортимента, принятого за 100%.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

К = Гф / Г, (3.1)

ш ф ' н' к '

где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед. Понятие "широта" ассортимента товаров относится как к промышленному, так и к торговому ассортименту. Механическое расширение ассортимента нерационально и нецелесообразно. То есть увеличение числа товарных групп имеет смысл только до некоторого оптимального уровня, который должен соответ­ствовать разумным потребностям и требованиям экономичности.

Полнота ассортимента — это соответствие фактического на­личия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующим потребностям.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле

Кп = Вф / Вн (З.2)

где Вф — фактическое количество видов товаров на момент об­следования (проверки), ед.;

Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и проч., ед.

Полнота ассортимента указывает на возможность выбора различных видов товаров.

Глубина ассортимента определяется числом разновидно­стей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле

К = рф / (3.3)

где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;

Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассор­тиментным перечнем, условиями договора и т. п., ед.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в про­даже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле

Ку = 1 - (Р'ф! + Р'ф2 + ■■■ + Р'фи) / (Рн • "I (3.4)

где Р'ф1} Р'ф2>—Р'фП — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;

Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмо­тренное ассортиментным перечнем, ед.;

n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ас­сортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэф­фициентом новизны К:

Ко = Ро / (3.5)

где Ро — количество новых разновидностей товаров, появивших­ся в момент проверки, ед.;

Рф — среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. При этом целесообраз­но выделять принципиально новые изделия и изделия ранее вы­пускавшиеся, но с существенно измененными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морального старения товаров: чем он мень­ше, чем должна быть больше степень обновления ассортимента. Другими словами, предпочтительно не только расширять, но и обновлять ассортимент.

3.3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров

Основной целью формирования ассортимента товаров явля­ется наиболее полное удовлетворение потребностей различных групп населения. Сложившаяся структура ассортимента со временем уже не может удовлетворить растущие потребности населения. Поэтому настоятельной необходимостью является систематическое изучение спроса с целью разработки рацио­нальной структуры ассортимента.

Формирование ассортимента товаров в значительной сте­пени определяется частотой и видом предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяют на следующие группы:

• повседневного спроса;

• периодического спроса;

• редкого спроса;

• сезонного спроса.

Товары повседневного спроса включают такие важнейшие группы товаров, как продукты питания, средства гигиены, косме­тические товары, товары бытовой химии, недорогие виды одеж­ды и обуви, книги, канцелярские и кухонные принадлежности и др. Такие товары покупаются часто, порой ежедневно, причем принятие решения о покупке зависит от таких факторов, как привычка, удобство приобретения (например, при комплексной еженедельной закупке на оптовом продовольственном рынке или в супермаркете), любопытство и проч.

Товары периодического спроса приобретаются потреби­телями через определенные длительные интервалы времени, например несколько раз в год.

К товарам редкого спроса относят преимущественно те из них, у которых сроки службы исчисляются годами (товары длительного пользования). Товары редкого спроса включают автомобили, аудио- и видеотехнику, компьютеры, мебель, тренажеры, дорогостоящие предметы туалета (например, юве­лирные изделия) и др. Приобретаются такие товары один раз в несколько лет.

Реализация сезонных товаров производится в определен­ные периоды года (летняя и зимняя одежда, елочные украшения и др.).

Спрос на товары может быть постоянным (устойчивым) или подвергаться определенным колебаниям. С учетом этого выде­ляют следующие группы товаров:

• стабильного спроса;

• спрос на которые подвержен резким колебаниям;

• специального спроса;

• альтернативного спроса;

• импульсивного спроса.

Товары стабильного спроса характеризуются устойчивой потребностью в них и отсутствием резких изменений в этих по­требностях.

Резкие изменения спроса на товары могут быть связаны с изменениями основных направлений моды, с сезонностью про­даж и проч.

Если потребитель нуждается в определенном товаре, с определенным набором потребительских свойств, который не может быть заменен каким-либо другим товаров, то такой товар будет относиться к товарам специального спроса.

Потребность в товарах импульсивного спроса появляется и формируется под влиянием рекламы, удачной выкладке в торговом зале.

Товары альтернативного спроса допускают замену одного товара другим.

Основными принципами формирования ассортимента товаров являются:

• обеспечение на каждом предприятии торговли достаточной полноты товаров повседневного спроса, простого ассортимента, специальных и трудно заменяемых в потреблении и спросе;

• обеспечение достаточного разнообразия видов товаров по каждой группе;

• установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров;

• учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности торгового предприятия.

В основе формирования ассортимента товаров лежит спрос, на который влияют следующие факторы:

• экономические, в том числе успехи научно-технического прогресса;

• социально-демографические;

• социально-психологические;

• природно-климатические;

• национально-бытовые.

Экономические факторы определяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, уровнем доходов и социального обеспечения населения, уровнем рознич­ных цен на товары и т. п. Успехи научно-технического прогресса также влияют на изменения спроса населения. Появляются новые материалы, новые способы обработки и технологических приемов, новые группы и виды товаров. А это приводит к росту потребностей и к появлению спроса на новые предметы потре­бления.

К социально-демографическим факторам относятся: со­циальный состав населения, характер трудовой деятельности населения, образовательный и культурный уровень населения, количество и состав семей, сегментация общества в зависимости от уровня доходов, жилищное строительство, социальное обе­спечение и др.

К социально-психологическим факторам относятся вопро­сы моды, престижа, заботы о здоровье и др. Например, приоб­ретая престижные товары, люди демонстрируют окружающим свой успех и высокий уровень благосостояния. Важнейшим критерием качества товаров престижного спроса является не только конструкция, добротность материала или тщательность изготовления, но и высокая цена. Очень часто с развитием научно-технического прогресса, под влиянием моды товары из категории престижных могут переходить в категорию товаров редкого спроса. Например, в конце 80-х гг. видеомагнитофон относился к престижным товарам. К середине 90-х гг. видеомаг­нитофоны перешли в категорию товаров редкого спроса.

В зависимости от географического положения населенного пункта, климатических условий спрос населения будет меняться. Это природно-климатические факторы.

К национально-бытовым факторам относят национальный состав населения, нравы и обычаи.

На торговых предприятиях процесс формирования ассорти­мента товаров начинается с определения широты ассортимента, т. е. с количества товарных групп. Затем определяется полнота и глубина ассортимента, т. е. количество видов и разновидностей товаров.

3.4. Управление ассортиментом товаров

Под управлением ассортиментом товаров понимается разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, которая будет наиболее полно соответствовать текущим потребностям насе­ления.

Одной из практических задач успешного формирования ассортимента является установление связей между производ­ством, торговлей и потребителем.

Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием пред­почтительного ассортимента, его совершенствованием. При анализе структуры ассортимента:

• оценивают относительную долю товаров (по группам, под­группам, видам и разновидностям);

• сравнивают заказанный и поступивший в продажу ассор­тимент товаров;

• анализируют условия формирования оптимального ас­сортимента.

При оценке относительной доли товаров определяется коли­чественное соотношение в ассортименте всех наименований то­варов по их видам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам, расфасовке, упаковке и прочим классификационным признакам.

Результаты подробного систематического анализа ассорти­мента товаров служат основанием для его совершенствования и расширения.

В условиях жесткой конкуренции работа по управлению ассортиментом усложняется. Широта и полнота ассортимента во многом зависят от квалификации и уровня подготовки това­роведа, который должен располагать обширной информацией о промышленном и торговом ассортименте товаров, других ис­точниках возможного поступления товаров, о конкурентоспо­собности товаров и их потребительских свойствах. Товароведы должны активно участвовать в формировании рационального ассортимента и предотвращать поставки товаров, не пользую­щиеся спросом

Основные направления этой работы:

• изучение структуры ассортимента товаров (по группам и внутри группы);

• оптимизация и обновление ассортимента с учетом требо­ваний потребителей к качеству товаров;

• разработка научных принципов классификации товаров (группировки и систематизации, научной терминологии).

Результаты товароведных исследований и рекомендаций по улучшению качества и выпуску новых изделий служат основой активного формирования перспективного ассортимента товаров и управления им.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: